"Четыре / 4"
|
Название фильма: |
Четыре / 4 |
|
Страна-производитель: |
Россия-Голландия |
Английский: |
Четыре / 4 |
Жанр: |
драма / мистика |
Режиссер: |
Илья Хржановский |
В ролях: |
Шавкат Абдусаламов , Анатолий Адоскин , Марина Вовченко , Константин Мурзенко , Алексей Хвостенко , Сергей Шнуров |
Год выпуска: |
2004 |
Наша оценка: |
|
|
Купить |
|
Дополнительная рецензия:
Лента сына замечательного режиссера-аниматора Андрея Хржановского оказалась самым блестящим дебютом режиссера в России за последние годы. После этого пронзительного фильма о России во мгле самые громкие дебюты последних лет ("Бумер", "Последний поезд") покажутся детскими забавами. И заслуга в этом не только бескомпромиссного сценариста и писателя Владимира Сорокина, но и режиссера Ильи Хржановского (родился в 1975 году), снявшего до этого лишь короткометражный фильм "Остановка" (в содружестве с Артемом Михалковым).
Киноманы узрят в "4" плодотворное влияние Микеланджело Антонионии и Джима Джармуша, Душана Макавеева и Вима Вендерса. А недруги обратят внимание на то, что герои излишне матерятся и дерутся, хлещут стаканами водку и блюют. Многие найдут сцену, в которой группа провинциальных старух устраивают оргию, отвратительной. Но подобные обвинения уже многократно выдвигались против картины Душана Макавеева "Сладкий фильм" (1973), ставшей со временем классической. Критик В.Кичин (Film.ru) считает многие эпизоды фильма "4" тошнотворными, но разве жизнь многих в российской глубинке не дика и не отвратительна! При этом взгляд режиссера на своих свихнутых героев отстраненный и по-философски взвешенный. Именно этого не доставало "Бумеру" - ленте волнующей, но снятой с симпатией к неприкаянным героям-бандитам.
Фильм "4" рождался в муках, но технически получился снятым безупречно. Сверхкрупные планы несчастных героев чередуются с долгими проходами их по грешной российской земле. Выдающаяся звуковая дорожка с первых кадров (неприятные индустриальные шумы) настраивает зрителя на апокалиптический лад. Заслуга звукорежиссера Кирилла Василенко в создании жуткой атмосферы трудно переоценить. Жизнь героев как бы протекает в преддверии неминуемой индустриальной катастрофы в атмосфере торжества попсы и в отсутствии ярких масштабных личностей - тех, кто раньше определял скрытую оппозицию к правящему режиму. Но еще проницательный Талейран говорил: "кто не жил перед революцией, тот не знает сладости жизни". Возможно, поэтому Макавеев назвал свою ленту, выпущенную в год мирового энергетического кризиса, "Сладким фильмом". Наши же герои вынуждены прозябать в эпоху джокеров, самым колоритным из которых является Владимир Жириновский. Они (троица героев) принадлежат к той популяции, которая под влиянием средств масс-медиа окончательно потеряла способность что-либо чувствовать и сопереживать (чужому горю или счастью в равной мере). Бесконечные реалити-шоу способствовали превращению современников в тупых вуайеров, не способных на какие-либо радикальные действия. В сцене в баре герои разыгрывают абсурдистскую радиопьесу на четыре голоса (работник мясокомбината, проститутка, разыскиваемый милицией настройщик роялей и бармен, буквально засыпающий на ногах у стойки) в стиле недавней черно-белой ленты Джармуша "Кофе и сигареты".
Живя в иллюзорном мире большого мегаполиса, они придумали себе иллюзорные биографии и в результате оказались: юная проститутка Марина (М.Вовченко) стала рекламным агентом, беглый враль и настройщик роялей Володя (Сергей Шнуров) сделался научным работником секретного НИИ, а рядовой работник мясокомбината превратился в преуспевающего адвоката. Дома этого "мясника" каждый вечер поджидает полусумасшедший отец, буквально пичкающий насильно беднягу паровой телятиной и доводящий своей абсурдной приверженностью к чистоте. Сынок любит собак больше, чем людей, чем схож с гротескными персонажами фильмов Киры Муратовой. Байка Володи о конторе по производству клонов получилась наиболее смешной и одновременно зловещей. Этот сорокинско-шнуровски й гэг про клонов непосредственно вдохновлен теорией Бодрийара о торжестве симулякров в нашу эпоху - эпоху подмены понятий и беспрецедентного промывания мозгов. Кстати, этот монолог Володи оказался тем первоначальным ядром, вокруг которого нарастало мясо дальнейшего повествования в фильме, задуманного первоначально как короткометражка. Остальные члены славной троицы также упоительно в духе Хлестакова травят байки про свое житие-бытие и лишь ночью расходятся по своим дорогам.
Во второй половине картины дальнейшие приключения трех героев показаны параллельно. Порой действие несколько буксует, но умышленная вялость ритма сообщает зрителю ощущение удушья. Стриптизерша Марина отправляется на поезде в отдаленную деревню Малый Окот (рядом с полигоном) на похороны своей одноклассницы, подавившейся хлебным мякишем. Его используют в деревне при производстве страшных кукол на продажу. Во время поминок и разворачивается гнусная оргия, глядя на которую, все фильмы студии "Трома" покажутся детским лепетом. Жуткие сцены в деревне сняты не без влияния Ларса фон Трира и в частности его картины "Идиоты". В них для полного комплекта не хватает только тени геронтофила (согласно философу Эрику Фромму) Гитлера.
В ряде эпизодов фильма промелькнут такие культовые персонажи российской интеллигенции, как режиссер Константин Мурзенко, поэт Алексей Хвостенко, гитарист Леонид Федоров. Причем, они органично вписываются в полудокументальный контекст фильма, в котором в основном задействованы непрофессиональные актеры. Симптоматично, что этот страшный фильм заканчивается актом мародерства. В этом фильм перекликается с "Антикиллером". Но фильм, снятый во второй половине в стиле киноправды, практически не оставляет лазейки для оптимистов. Ведь страна, в которой женщина способна выпить зараз литр водки и не поперхнуться, обречена.
Несколько слов о числовом символизме картины и о его названии. В интерпретации карт Таро 4 соответствует императору, а также энергии, силе и революционности. 4-ой картой Старшего Аркана является Хозяин, который правит миром посредством мудрости, первичного источника собственной силы.
В китайской мифологии 4 связано со смертью.
Фильм "4" снимался 4 года. Ряд сцен снимались на территории исправительной колонии N 4 строгого режима мордовского Дубравлага. В одном из кадров мы видим развод 4-го отряда, состоящий из 4 солдат и занимающийся конвоированием с помощью 4 овчарок.
Актер Сергей Шнуров попал в Мордовию только с 4-ой попытки и на его робе была вышита заключенными цифра "4".
Виталий Трофимов
Последние комментарии к фильму:
|
Автор |
Сообщение |
Обсуждение фильма