Описание фильма

"Волкодав"   

Название фильма: Волкодав
Волкодав
Страна-производитель: Россия
Английский: Волкодав
Жанр: боевик / фантастика
Режиссер: Николай Лебедев
В ролях: Александр Бухаров, Оксана Акиньшина, Игорь Петренко, Александр Домогаров, Наталья Варлей, Юозас Будрайтис, Артем Семакин, Нина Усатова
Год выпуска: 2006
Наша оценка:
Купить
 
сюжет и комментарии
интересно
кадры из фильма
 

Сюжет и комментарий

Он был обречен на гибель, но выжил, чтобы отомстить за истребление своего рода. Последний человек из племени Серых Псов стал могучим воином, называющим себя Волкодав. Избежав смерти в подземных рудниках, Волкодав пускается в путь в сопровождении своего спутника, Нелетучего Мыша. Волкодав одержим желанием покарать Людоеда, уничтожившего деревню Серых Псов. Добравшись до замка заклятого врага, Волкодав жестоко расправляется с Людоедом. Там же он освобождает двух пленников, мудреца Тилорна и рабыню Ниилит. Вместе с ними Волкодав попадает в город Галирад, переживающий смутные времена. Кнес Галирада, стремясь спасти город от разорения, сватает свою дочь Елень за молодого воина Винитара, обещающего защиту Галираду. Юной кнесинке предстоит дальняя дорога в земли будущего мужа. Она просит Волкодава стать ее телохранителем в опасном путешествии. Согласившись служить кнесинке, Волкодав оказывается втянутым в водоворот таинственных событий, проливающих свет на истинную цель поездки.

На страже порядка и посконности
Текст: Лидия Маслова
"Коммерсантъ"

Фильм "Волкодав" (2006) обещает продолжить начатую в прошлом году "Дневным дозором" (2005) традицию выпускать 1 января в прокат главный, то есть самый доходный, фильм наступающего года. "Волкодав" собирается занять все существующие в нашей природе кинотеатры, начав с фантастической для отечественного фильма цифры 600 экранов. Московская премьера состоится еще в нынешнем году – 22 декабря, а первые показы начнутся 28-го, хотя причин торопиться занимать очереди в кассу Лидия Ъ-Маслова не видит.

Режиссер и автор сценария Николай Лебедев довольно сильно переработал книгу писательницы Марии Семеновой, в 1995 году положившую начало целой серии опусов про древнего воина Волкодава, экранизации которых не заставят себя ждать, включая и 12-серийный сериал-приквел, уже снятый Олегом Фоминым. Главным достоинством лебедевского "Волкодава" является то, что его, несмотря на 136-минутную протяженность, гораздо легче смотреть, чем читать книгу. Знакомство с нею, как и со всяким чистым фэнтези, для взрослого человека представляет собой утомительную процедуру, когда читателю приходится продираться сквозь непроходимый бурелом противных человеческому слуху выдуманных словечек, тарабарских имен и непроизносимых географических названий. У Семеновой как раз их не так уж и густо понапихано, но тем не менее, обнаружив на 96-й странице первые понятные мне древнеславянские звуки "гой еси", я обрадовалась им как родным и на этой оптимистической ноте приняла волевое решение чтение прекратить. В принципе до этого поддерживать во мне относительный интерес к разворачивающимся на страницах событиям удавалось только одному персонажу, а именно ручной летучей мыши главного героя, парадоксальный образ которой складывается из двух пунктов. Во-первых, это мышь мужского пола, для верности лишенная мягкого знака и обозначаемая на письме как Мыш. Во-вторых, у него порвано крыло, из-за чего он может только ползать и называется Мыш Нелетучий. В общем, за этим трагическим погонялом чувствуется такой характер и такая судьба, которой не каждый человеческий персонаж в романе может похвастаться.

Невозможность перенести образ мыши на экран в неприкосновенности – вот единственное, чего я боялась перед просмотром "Волкодава", который зрителем, подвергшимся вакцинации фэнтези в виде трилогии "Властелин колец" /Lord of the Rings/, уже может быть воспринят абсолютно безболезненно. После небольшой преамбулы о том, как Волкодавчик бегал маленький с кудрявой головой и запускал в небо соломенных птичек, пока враги не вырезали всю его семью, включая беременную мать, а его самого отправили на рудники, сформировавшие его несгибаемый характер, на экране воздвигся могучий силуэт уже выросшего героя, и на фоне полной луны на плече его отчетливо выделялись контуры Мыша. "Ну что, рваное крыло",– ласково сказал Волкодав, и у меня возникло иррациональное, ничем не обоснованное предчувствие, что фильм удался, которое не поколебал даже предостерегающий титр: "А также Александр Домогаров в роли Людоеда".

Немного Александра Домогарова фильму не повредило; артисту были предложены две роли, точнее камео, на выбор: в начале со словами и лицом или в конце в маске и без слов. Домогаров тяготел ко второму варианту, но режиссер склонил его к первому, и в результате Волкодав быстро пригвождает Людоеда к бревенчатой стене, выпытывая показания о его кореше со звучным именем Жадоба, который все оставшееся время будет пакостить герою, его друзьям и работодательнице – царской дочери (в семеновской терминологии – "кнесинке"), к которой он нанимается в охранники. Аристократку играет Оксана Акиньшина, от которой ничего не требуется, кроме юности и свежести, за умение в нужный момент ловко выскользнуть из холщового рубища, под которым спецификой жанра фэнтези белье не предусмотрено. Это и другие увлекательные происшествия происходят по дороге девушки к ее жениху в сопровождении Волкодава, разрушающего козни Жадобы, малоприятного господина с вытатуированным на руке волком и волчьим черепом в качестве скрывающей личность маски. Чрезмерных опасений за правильный исход конфликта не возникает, поскольку герою помогает то непосредственно Господь Бог, то временно заменяющая его "жрица светлой Луны", которая напоминает, что миром, как ни крути, правит любовь, и отсыпает по мере надобности очередную порцию волшебного порошка, возвращающего Волкодаву силы и бодрость духа.

Выглядело бы это все довольно тривиально, если бы своим присутствием повествование не оживлял Нелетучий Мыш, в роли которого снялось несколько летучих лисиц, вывезенных несколько лет назад из Камбоджи, где из них жарят шашлык. Хотя на пресс-конференции артисты крыли заморскую тварь на чем свет стоит за стервозный характер и кусачесть, на экране видны только положительные качества животного, по чьим светящимся добротой и сообразительностью глазкам-бусинкам сразу видно, что в конечном счете мышь спасет мир. И она, в смысле он, мир таки спасает, оказывая хозяину вроде бы мелкие, но неоценимые услуги, без которых Волкодав до конца своей одиссеи целым мог бы и не добраться. При размышлениях об этом накрывает национальная гордость: это в Голливуде Бэтмен выступает как самостоятельный полноценный супергерой с гламурными замашками, а в нашем блокбастере он не более чем ручной зверек, домашнее животное, служащее на посылках у заросшего лохматого мужика в живописных лохмотьях.

Тот самый блокбастер
Текст: Алена Солнцева
"Время новостей"
"Волкодавом" пульнут до Нового года

Главная новость – фильм "Волкодав" (2006), снятый по мотивам романа писательницы Марии Семеновой, выйдет в ограниченный прокат уже 28 декабря. (дата выхода в широкий прокат осталась неизменной – 1 января 2007 года, – прим. ред.) С чем связан ранний старт, можно только гадать. В любом случае для компании "Централ Партнершип", потратившей на производство продукта 10 млн. долларов, а на его продвижение 9 млн., успех как коммерческий, так и имиджевый сверхважен. ЦПШ приобрела права на все романы о "Волкодаве", уже снят телевизионный сериал о детстве и юности героя, а Николай Лебедев, постановщик и сценарист картины, приступил к написанию сценария "Волкодава 2", так что производители готовы сделать все от них зависящее, чтобы публика полюбила героя и мир, для него созданный.

Сумеет ли "Волкодав" занять то место, на которое пока претендовала только продукция "Первого канала", место главного блокбастера года – вот в чем вопрос. Тем более важный, что пока отечественные литературные фэнтези, права на которые раскуплены уже давно, затаились и ждут своего часа. Космические войны Лукьяненко, маги Перумова... Станут ли они новой отечественной мифологией, облекшись в визуальную форму фильмов, сериалов, компьютерных игр и детских игрушек?

Наступление уже началось передовыми "Дозорами", но каждая битва пока решающая. Рискну предположить, что большинство читателей "Времени новостей" не слишком занимают приключения "нового положительного героя" в псевдославянском царстве, но все же вопрос о том, стоит ли вести своих детей на этот приключенческий, как говорили прежде, фильм, перед ними стоит.

Мой совет – сходить можно. Только надо иметь в виду, что в отечественном кинематографе при всем старании производится товар, скорее имитирующий фирменный, чем предъявляющий миру новый бренд. Однако, как говорят на рынке при покупке одежды или техники: продукт, конечно, китайский, но фабричный.

Николаю Лебедеву, с его журналистским и сценарно-киноведческим образованием, удалось создать себе имидж умелого постановщика, хорошо работающего именно с технологической стороной кинематографа. После первого его малобюджетного фильма "Змеиный источник" (1997), в котором провинциальная жуть стала почти мистической силой, его бурная "Звезда" (2002), холодноватая, но качественная указала режиссеру новый путь.


В "Волкодаве" действие происходит в некоем странном мире, не вполне похожем на земной, но имеющем родственные черты как с "Властелином колец" /Lord of the Rings/, так и со "Звездными войнами" /Star Wars/. У этого мира славянский акцент – там есть древнее славянское божество Морена, имена персонажей образованы на некий якобы славянский лад: вместо принцессы – кнесинка Елень, вместо назгулов – некий Жадоба (яркое свидетельство лингвистической глухоты авторов, ведь очевидно, что герой по имени Жадоба – толстый и смешной, а играть его должен артист Милляр). Живут обитатели города Галирада в деревянных избах, одеваются в дерюгу, книги пишут на свитках...

Создание фэнтезийного мира – сложная задача не только с технической, но и с художественной стороны. Кажется, что с технической на этот раз справились лучше. Во всяком случае сцены сражений, магических ритуалов, личных поединков не раздражают нарочитостью и небрежностью, напротив, все сделано по возможности аккуратно, хотя местами и плещет алая краска из полиэтиленовых пакетов.... Оператор Ирек Хартович (поляк, работающий в Голливуде и выловленный Лебедевым на съемках своего предыдущего американского проекта, на который его пригласил старый знакомый по студии Горького Сергей Ливнев, ныне американский продюсер) со своей работой справился хорошо: прекрасные пейзажи Хорватии и построенный в павильоне деревянный город не слишком противоречат друг другу. Нелетучий Мыш, сподвижник главного героя, отлично летает и шевелит ушами как в своем естественном виде, так и в компьютерной версии. С гримом все обстоит не то чтобы отлично, но получше, чем обыкновенно в российском кино, с костюмами тоже неплохо: в глаза когда не надо не бросаются, а свадебный наряд кнесинки действительно наряден... Так же, как и личина черного всадника – вполне себе личина. Музыка, на мой вкус, излишне навязчива и иллюстративна: там, где страшно, – басят низы, глухо грохочут барабаны, но фильм-то рассчитан на юную, не искушенную в музыкальном отношении аудиторию...

Начало заманивает динамикой и азартом, а в конце любителей спецэффектов угостят настоящим горным обвалом, который напомнит сцену из "Властелина", там, где рушился мост и Гэндальф падал в пропасть...

Прокололся Николай Лебедев именно там, где, на мой взгляд, он как раз мог бы преуспеть – в сценарии. Есть ощущение, что смотришь картину, которую, по каким-то сторонним соображениям, сильно сократили, и часть объяснений и развивающихся линий просто ушли в корзину. Создать целостный и законченный мир – очень важно для жанра фэнтези, где у зрителя нет подпорок в виде собственного опыта: систему законов и правил должен предложить автор. Изменив для пущего эффекта сюжет романа Семеновой, тоже не совершенный, но более логичный, Лебедев оставил в ткани повествования дыры, которые только большой благожелатель может счесть за ажурные узоры. Цельного сказочного мира, а ведь именно за это люди любят фэнтези, соткать не удалось, получилось большое лоскутное одеяло, что само по себе, конечно, можно считать отличительным признаком именно славянского фэнтези, но, по-моему, все-таки не стоит.

Что до актеров, то работать над образом им явно было некогда – учились драться на мечах и скакать на лошадях, а уж стремительный монтаж убрал с экрана любые попытки хотя бы намекнуть на характер. Все придется принять на веру. Поэтому перед тем как отправиться на сеанс, будущим зрителям неплохо было бы получить своего рода предуведомление, мною полученное путем сопоставлений и вопросов к людям, с материалом знакомым.

Итак. Главный герой по прозвищу Волкодав маленьким мальчиком остался сиротой, поскольку его отца-кузнеца (и весь род Серых псов заодно) убил злой человек по прозвищу Людоед. Мальчика отправили в копи, но он выжил, потом его подобрала добрая женщина, не вполне настоящая, то есть происхождения божественного, но за деву Марию, которую она в фильме напоминает своим обликом, ее принимать все же не стоит. Она же научила героя боевым искусствам и дала ему волшебный самовоспламеняющийся порошок.

Обучившись, Волкодав отправился отомстить убийце своего рода, пробрался, как человек-паук, в замок, на поединке убил хозяина и отобрал у него пленницу и магический артефакт в виде стельки. Убегая, он освободил слепца-мага (в книге Семеновой он еще и пришелец то ли с Земли, то ли из иных миров, но в фильме об этом ничего нет, и не надо), умеющего лечить наложением рук. Вместе они попали в некий город, правит которым Кнес и на который из-за отсутствия артефакта в виде стельки наложено заклятие, там всегда осень (ровно как сейчас у нас, так что жителям не сладко). Дочь Кнеса до того тайно ходила к Людоеду просить стельку обратно, он ей, видно, отказал, но зла не причинил, однако на обратном пути девушку чуть было не поймал враг рода человеческого Жадоба, от которого ее спас Волкодав...

Теперь можно смело отправляться в кинотеатр, завязка ясна, а с развязкой как-нибудь разберетесь. Впрочем, создателям фильма я бы все-таки рекомендовала снабдить публику программками, где, как в балете, было бы изложено основное содержание, и можно даже поместить небольшой словарик, карту местности и немного истории.

Еще одна рецензия:

СЮЖЕТ

Злые люди в детстве убили всю семью маленького мальчика, а самого его отправили на урановые рудники. Однако, мальчик на рудниках выжил, возмужал и взял себе имя Волкодав – потому что у убийцы его родителей на руке был знак Волка.

И вот теперь, когда уже взрослый Волкодав трагическим монументом бороздит просторы большой страны, судьба вновь сталкивает его с призраками прошлого. Оказывается, убийцы живут прямо здесь же, в двух шагах! Один из них – обычный такой людоед, зато второй – просто чудовище настоящее. И если людоед оказывается противником так себе, то второе чудовище так просто не одолеешь. Волкодав даже руку ему отрубает, но тому всё хоть бы хрен!

А стоит заметить, что одновременно происходит великое множество прочих событий. Во-первых, Волкодав приходит в город, в котором всегда холодно и никогда не светит солнце. Да, это злое проклятие! А вы как думали? Во-вторых, он находит себе трёх попутчиков – какую-то девушку, какого-то паренька и – самое главное! – деда, который умеет исцелять самые гнусные раны простым наложением рук. Согласитесь, полезное приобретение для человека, который в массовом порядке рубит врагов мечом, бродяжничает и разгадывает тайны столетий!

Тут, правда, обнаруживается, что спутникам Волкодава жизненно необходимо пойти к каким-то Небесным Вратам, и они уходят. Да и пёс с ними. Потому что Волкодав уже устроился на службу к местной принцессе, а принцесса как раз выходит замуж и намеревается странствовать через земли, населённые людьми того самого чудовища с волком на руке. Чуете, как непреодолимо сходятся воедино все нити повествования?

Волкодав – ясен пень! – берётся царицу охранять в пути. Потому что, помимо прочих интересов, у него таким вот незамысловатым образом появляется реальный шанс встретиться со своим лютым врагом в честном поединке и накостылять тому по ветвистым рогам. И не только ему, кстати. Благо во врагах Волкодав недостатка не испытывает!

ВЕРДИКТ

Ай, и весёлое же кино получилось у Николая Лебедева! Нет, конечно, если смотреть его на полном серьёзе (а именно так авторы всё и задумывали), то получится не кино, а, извините, почти абсолютный бред сумасшедшего. Куча сюжетных линий, скачущие в разные стороны герои, какие-то болотные жители, которые хотели было утопить женщину и мальчика, но Волкодав уже дал им всем прокашляться, и плевать, что потом от этой женщины и от этого мальчика пользы для сюжета – ноль целых, ноль десятых... Фигня! Там целый воз таких персонажей! Я если начну перечислять всех, кто в этом фильме нафиг был не нужен, то мы с вами прямо сейчас же придём к выводу, что не нужен там был решительно никто, и нам с вами останется только горестно расплакаться, погрозить Николаю Лебедеву заскорузлым пальцем и попросить больше не снимать кинофильмов, а то как-то неловко получается. Там, правда, никто из героев не нужен! Совсем никто!

Даже, по большому счёту, сам Волкодав. Ибо – старая болезнь – о чём этот фильм? Да ни о чём! О том, как выросший мальчик мстил своим врагам. Ну и, собственно, что? Подобный сюжет мы, помнится, не простили даже фильму "Убить Билла", уж на что местами красивая кинокартина была, а уж "Волкодав" и этим не может похвастаться! Разве что пейзажи хороши получились, этого не отнимешь, на пейзажах натурально хочется колдобиться и махать руками от благолепия. Но зато всё остальное! Эх.

Потому что – главная беда! – дайте мне дотянуться цепкими ручонками до горла того чудо-человека, который служил на этом фильме кинооператором, и я придушу его вплоть до седьмого колена, чтобы очистить генофонд человечества! Потому что так снимать кино в наше время – это надо быть совсем уж задумчивым гражданином, который просидел пятьдесят лет в пещере и не видел за это время ни одного фильма, а теперь снимает всё с таким видом, как будто изобретает новое направление в операторском искусстве.

Но какое там новое направление! Боевые сцены здесь знаете, как снимаются? Много мелких-мелких кусочков, буквально по полсекунды (полсекунды, я не преувеличиваю!), и на каждом фиг что разглядишь, потому как темно и расплывчато, и всё это в течение нескольких минут. Натурально, даже крепкие здоровьем люди могут неожиданно для себя при просмотре этого киношедевра впасть в эпилептический припадок и уйти из кинозала, плюнув в досаде на пол. Потому что ни хрена не понятно – кто кого бьёт, кто кого спасает, кого там герой вдруг увидел, и кто, вообще, победил. Вообще непонятно! Ибо всё мелькает, всё прыгает, всё в разные стороны раскидывает тёмные пятна, призванные олицетворять собой тушки героев и их врагов. Бррр! Ужасть.

Хорошо, хоть герои порой после битвы поясняют – дескать, я тебя спас в последнем бою. Хоть что-то, хоть немного в результате проясняется! Но, увы, герои не объясняют всего подряд. Вот, к примеру, во время боя в замке Людоеда сверху в какой-то момент явно падала какая-то громоздкая конструкция. Но лично я совершенно не удивлюсь, если мне вдруг скажут, что эта конструкция не падала, а воспаряла, и вообще, это была не конструкция, а сам главный герой, который прыгал через головы врагов в таком вот замысловатом ракурсе. Вот насколько здесь всё запущено!

И от того смотреть "Волкодава" становится весело и радостно. Потому что все мы любим посмеяться над ущербными киношниками, которые, вроде бы, отправили героев в разные концы страны, а они у них, глядь, в итоге и встретились... Или чтобы герои долго шли к небесным вратам, которые пролили бы на героев луч света... И всё. Да, всё. Зачем все дружно шли к этим воротам, чего от них хотели – фиг знает. Чисто полюбоваться тем, как камушки в воздухе летают. Чисто по приколу им это. Радости им в жизни не хватает. Ещё бы – жить в таком изобилии серого цвета, что первый "Квэйк" умер бы от зависти! Вот и пытаются добавить красок, путешествуя к небесным вратам и изничтожая друг друга у их подножия для пущего веселья, которого им всё мало.

Зато зрителям ни фига не мало. Это не фильм – это сплошная песня радости и счастья. Зритель только и делает, что гыгыкает, глядя на авторские потуги сделать серьёзно, вспоминает отрубленный палец из "Властелина Колец", город "Зион" из "Перезагрузки" и обезьяну Кинг-Конга из фильма "Кинг-Конг". Да чего там, если даже в трагический момент спуска умирающего героя на воду звучит такая мелодия, что хочется запеть "На трибунах становится тише"! Фарс, китч, веселье! Не знаю, как там кто, а лично я вышел из кинозала воспрянувший духом и позитивно настроенный. Порадовал меня "Волкодав"!

Хотя, конечно, если судить объективно, то авторы вовсе не такого эффекта пытались добиться. Они, авторы, делали умные лица, нагоняли пафоса, пели грустные песни без слов ("Это песня о мальчике"... И плевать, что песня просто гудится – универсальная песня на все случаи жизни, очень ведь удобно!) А потому кино их можно считать неудавшимся и своей цели не достигнувшим.

В итоге рекомендовать совсем не стану. Да, это я такой больной человек, что сумел вынести позитив из похода на такой мега-шедевр, в котором для понимания сюжета зрителей тыкают носом в книжку, а герои все как один являют собой каменные статуи без лиц и эмоций. Для такого восприятия этого фильма явно нужен специальный настрой, бутылочка пива и весёлый радостный друг, который охотно посмеётся вместе с вами. Подобные, однако, условия складываются не каждый день, и потому мой вам совет: не смотрите "Волкодава". Целее будете. А если уж испытываете такое непреодолимое желание посмотреть что-то фэнтезийное, серое-скучное и ни о чём, гляньте лучше "Эрагона". Да-да, даже "Эрагон" лучше того, что получилось у Николая Лебедева. Разве ж это не позор?

Впрочем, спасибо хоть на том, что не "Меченосец" получился. И то слава богам.

ОЦЕНКА – 4 из 12.

 Леонид ШЕВЧЕНКО aka Linch


Обсуждение фильма

 

 

Главная страница
Новости
Фильмы по алфавиту
Фильмы по жанрам
Фразы из фильмов
Новинки сайта
Актеры
Афиши
Услуги
Загрузить
Регистрация
Форум
О проекте

#