"Из жизни отдыхающих"
Название фильма: | Из жизни отдыхающих |
|
|
Страна-производитель: | СССР | ||
Английский: | Из жизни отдыхающих | ||
Жанр: | мелодрама | ||
Режиссер: | Николай Губенко | ||
В ролях: | Ролан Быков, Анатолий Солоницын, Георгий Бурков, Лидия Федосеева-Шукшина, Регимантас Адомайтис, Жанна Болотова, Филиппов Виктор, Эсадзе Резо, Херхеулидзе Михаил, Якобсон Тамара, Мария Виноградова | ||
Год выпуска: | 1980 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
||||||||
Сюжет и комментарий
В одном из крымских домов отдыха, дождливой осенью, посреди бесконечных разговоров скучабщей публики о здоровье, пересказов бытовых драм и обязательного курортного флирта, зарождается любовь двух немолодых людей с уже сложившимися судьбами.одиноких и замкнутых, почти смирившихся со своим одиночеством (Ж.Болотова и Р.Адомайтис)… Надо отметить , что эти отдыхающие принадлежат к тому социальному слою, представители которого получали путевки в Крым в самый «мертвый» сезон. Они надевают маски, с упоением разыгрывая представителей «высшего общества» - пестрый портрет публики дан в сатирических тонах, и на этом фоне сдержанно-благородная пара влюбленных смотрится подчеркнуто инородно.
Прелесть этой картины в точнейшей передаче атмосферы и грустного, уютного очарования крымского курорта в несезонный октябрь. Удивительно удачно подобраны все персонажи, расписаны их разговоры - общение случайно сведенных вместе людей. Туман, дождь, киношники снимают революционное кино с тачанкой, пустынные пляжи и причалы, одинокий шашлычник, "студент" просит пять рублей, чтобы добраться до дома. Умная, горьковатая лента а какие типажи! Чего стоит один только повар из посольства (Бурков сыграл гениально), выдающий себя за дипломата!
Фильм продолжает линию пронзительно-поэтической и грустной романтики Губенко-режиссера, который привлекал актеров, отнюдь не склонных к простой актерской стилистике. Критики отмечали цельность актерского ансамбля его фильмов. Фильмы Губенко совершенно лишены внешне выраженного общественно-политического темперамента, они - суть сборники его лирической поэзии. Все они музыкальны (в картине "Из жизни отдыхающих" это музыка одного из лучших композиторов - Исаака Шварца), в них поют и читают стихи.
Русский отдых на водах был одним из консервативнейших жанров бытия, излюбленной мишенью наблюдательных драматургов. Считалось, что для оживлениякартины следует заварить водевильную беготню с амурными обознатушками, пока не пришел Чехов и не убедил: не надо-не надо, и так хорошо. Ведь все его драмы на охоте и чайки на закате были не чем иным, как хроникой летних вакаций. Революция не изменила ровным счетом ничего, а с оттепельным удешевлением авиаперелетов отдых демократизировался окончательно и сохранился, каким был: кроссворды, процедуры, распускание перьев и ленивый поиск необязательных приключений. Фильм "Из жизни отдыхающих" взбесил инстанции именно чеховской интонацией сгущенной пошлости и чуткого, сопереживательного презрения к соотечественникам.
Это была центральная часть трилогии режиссера Губенко о негромком человеческом достоинстве посреди осыпающихся курортных бельведеров – после "Подранков", но до "И жизнь, и слезы, и любовь". Серые, облупленные колоннады государственных богоугодных заведений – приюта, санатория и дома престарелых – стали для него постоянной декорацией, величественной руиной государственной заботы о человеке, деликатно отсылающей в досоветскую античность. Беззащитные и очень малосчастливые дети и старики обрамляли центральную и самую гнетущую часть композиции – беззащитных, ограниченных и оченьмалосчастливых взрослых на фоне серых волн осенней Ялты. Какие-то убогие, брошенные, чудовищно говорливые, рисованно томные, чрезмерно хохочущие, изо всех сил скрывающие свою неприкаянность, грошовой уют, скуку, маету. Полусветски зовущие друг друга по имени-отчеству на полдник и мальчишники-девишники – повар посольства, бригадир полеводов, женщина-математик, чья-то просто Жена, усталый хирург, в исполнении самых кухонно-народных артистов Союза – Буркова, Солоницына, Виноградовой и Федосеевой-Шукшиной. И среди всех один счастливый массовик Лисюткин, дивный тип взволнованного санаторного идиота с аккордеоном – Ролан Быков, одна из лучших второплановых ролей в советском кино. Филармонические цыгане, полуденный кефир, лихорадочное вечернее прихорашивание и бесконечные тары-бары о спандилезе, похудании, Риме, салатиках, темпераменте, датчанах, важности полноценного отдыхания, шамбрированном винце и о том, что все болезни – от нервов. И посреди этих пикейных кофточек и молодящихся мизантропов с расческой для лысины, среди "Эй, ромалэ!" для нашего дорогого гостя и дегустации массандровских вин "Солнце в бокале" медленно и осторожно переходят с "вы" на "ты" разочарованный доктор Алексей Сергеевич и дама с собачкой Надежда Андреевна, Жанна Болотова и Регимантас Адомайтис. Люди, которым легче вместе молчать, чем вместе болтать, не поддавшиеся соблазну сообща позлословить над окружающими, потому что все окружающие ровно тем и заняты от утренней пшенки до вечерних карт. Люди, у которых скорее всего ничего не будет потом, стесняющиеся этой ауры курортного романчика, но иногда решающиеся друг перед другом на чеховские монологи об уходящей в песок жизни и оскомине сбывшихся мечт. В туманное-седое утро отъезда расчувствованный Лисюткин в одиночестве играет на банкетном рояле. Сквозь сон, сквозь утренний туман просвечивают причальные фонари. Ремарка: "Море шумит".