Описание фильма

"Статский советник "   

Название фильма: Статский советник
Статский советник
Страна-производитель: Россия
Английский: Counsellor of State
Жанр: детектив
Режиссер: Филипп Янковский
В ролях: Никита Михалков, Олег Меньшиков, Константин Хабенский, Мария Миронова, Олег Табаков, Владимир Машков, Федор Бондарчук, Михаил Ефремов
Год выпуска: 2005
Наша оценка:
Купить
 
сюжет и комментарии
интересно
фразы
кадры из фильма
 

Интересно:

дата премьеры: 28.04.2005

Дополнительная рецензия:

ВЕРДИКТ
Фильм вызывает странные впечатления. Сразу после просмотра хочется оголтело ругаться и корчить кислую рожу (с каковыми рожами и выходит из зала большинство приобщившихся), зато уже на следующий день возникает нездоровое желание пересмотреть ещё раз и купить на ДВД. Что это, Бэрримор?
Хотя, на самом деле всё довольно понятно. Пересмотреть хочется исключительно из-за интриги. Уж не знаю, кто больше молодец по части сюжета – авторы фильма или лично Борис Акунин, но за сюжет хочется вознести отдельную хвалу. Очень нелегко наплести таких интриг, чтобы при этом зритель не запутался. А если бы и запутался, то был бы заинтересован происходящим настолько, что сел бы рисовать блок-схемки в стиле "этот убил этого, а этот использовал того". Сюжет натурально держит в напряжении, не отпускает. Двухчасовой фильм пролетает на одном дыхании, и это при том, что экшена в нём немного – всё больше разговоров! Думаю, именно за это авторов "Статского Советника" хвалят многие кинокритики. Действительно, дело нелёгкое, и работа проведена немалая.
Из прочих плюсов самый главный, как ни странно – Никита Михалков. Которого я, как и многие другие, не особо жалую за его чрезмерную пафосность, но который в "Статском Советнике" сыграл великолепно, переиграв абсолютно всех прочих! Такой типаж получился, такая яркая личность! Харизма!
Впрочем, и прочие артисты, пусть и были переиграны Михалковым, всё равно выглядели весьма достойно. Хабенский – замечательный угрюмый революционер – не плакатный, а именно что живой (хотя периодически при просмотре я обнаруживал у себя подсознательные ожидания, что вот сейчас он крикнет "Всем выйти из сумрака!" или достанет световую саблю; не сумел, вишь, Хабенский изменить свой образ, в отличие от того же Завулона, которого я в "Турецком Гамбите", помнится, и вовсе не узнал). Михаил Ефремов – настоящий такой начальник шпиков, буквально его роль (в отличие, скажем, от роли банкира в "Антикиллере")! Оксана Фандера – до чего же замечательно преобразилась для роли Иглы и какой яркий и живой создала образ! Вроде бы, злыдня, но вызывающая сочувствие... Доселе неизвестный мне Алексей Горбунов чудо как убедителен в роли циничного и уверенного в себе Рахмета! Маша Миронова – такая кокетливая, яркая, солнечная, одновременно расчётливая и бесхитростная... Эмилия Спивак – натуральный секс-символ (настоящее счастье, что судьба в последний момент отбросила планировавшуюся изначально на эту роль Ахонькову!) Даже Табаков, Бондарчук и Машков, сыгравшие практически эпизодические роли – все хороши!
Но, увы, на этом фоне потерялся Меньшиков-Фандорин. У меня он, впрочем, не вызвал, таких уж отрицательных эмоций, как у многих ("весь фильм только и делает, что ходит с каменной рожей и пучит глаза"), но и особых симпатий не вызвал. Ему как раз харизмы не хватило... И это спустя несколько дней после просмотра это всё-таки вызывает досаду – что это за главный положительный персонаж, которому не хочется подражать, и который мерзкими тонкими усиками и чрезмерной холодностью вызывает порой даже раздражение? Всё-таки от главного героя хочется большего – желания подражать хочется, как минимум...
Да и пафос, неизбежный, как кажется, в любом проекте с участием Михалкова... Особенно в самом начале фильма, когда сюжет ещё не успел как следует раскрутиться, зато герои уже по нескольку раз признались в своей любви Отчизне и разве что только гимн не спели. И музыка временами была соответствующая. Как Фандорин догонял Рахмета, под какую пронзительную и тревожную мелодию! Ах! Тьфу! Нельзя же так перетягивать всё внимание на музыку! Хотя, я понимаю, в тот момент предположение, что холодный как рыба и худенький Меньшиков может испугать и обратить в бегство такого матёрого волка, как Рахмет, вызывало только недоумение... Вот авторы и попытались перетянуть внимание на музыку, подставить зрителю костыли.
Кстати! Главный минус "Советника", враз скостивший для меня оценку фильма на пару баллов (потом я, впрочем, поостыл и вернул на место),– это финальная песня. Мало того, что финальная сцена с проходом на фоне Собора вообще получилась пресловуто пафосной. Мало того, что Стриженов в роли принца неубедителен и некрасив. Так ещё и песню под титры пустили такую, что я едва не умер от стыда тут же на месте. Клавишные пиликанья в духе советской попсы конца 80-х, шансонная гармония, завывающий голос и пафосные слова о том, что, мол, "были люди в наше время"... "Белого орла", что ли, пригласили для озвучки? В общем, не знаю, как кто, а лично я счёл этот момент без преувеличения отвратительным.
Впр очем, в итоге фильм всё равно вспоминается как достойный. Хотя, "Статский Советник", и правда, – кино совершенно иного рода, нежели "Турецкий Гамбит". Это не "новый путь российского кино" и не "ответ Голливуду". Это школа Михалкова, стиль "Сибирского Цирюльника". При том, что "Цирюльнику" этот фильм, по большому счёту, проигрывает – своим не всегда уместным пафосом и отсутствием "духа эпохи". Вот не чувствуется в "Советнике" дыхания истории! Да и мысли заложены менее глубокие... При том, что "Цирюльник" в своё время тоже преподносился со слоганами типа "Он русский, и это всё объясняет" (я же говорю, у Михалкова пафос – главная беда). Но "Цирюльник" в итоге оказался фильмом о большой любви и о выборе, что и позволило забыть про все эти глупые рекламные хитрости. В "Советнике" же пафос не рекламен, он – часть авторского замысла, и это несколько отвращает.
Впрочем. .. Великолепная актёрская игра. Закрученный детективный сюжет. Желание пересмотреть. Наличие немалого числа действительно глубоких мыслей. Одна только пронзительная сцена вывоза тел убитых после нападения на карету с деньгами – настоящий бриллиант! Из-за всего этого я даже готов закрыть глаза (уши) на финальную песню. Да, мне непонятны буйные восторги отдельных рецензентов, и я не считаю этот фильм какой-то совсем уж неслыханной вершиной. Не идеал. Но кино, по большому счёту, хорошее.
Которое, впрочем, не так уж и важно посмотреть именно в кинотеатре. Я же говорю – не "ответ". Спецэффекты, взрывы, экшен – забудьте. Старая школа, разговоры и актёрская игра – вот что это такое. Тоже, впрочем, надо. Но – домой, на телевизор, на ДВД – так оно гармоничнее...
ОЦЕН КА – 8 из 12.

Леонид ШЕВЧЕНКО aka Linch
mailto: linch@mail333.com
http://subscribe.r u/catalog/rest.cinem a.linchcinema

Последние комментарии к фильму:

Автор Сообщение
Обсуждение фильма

 

 

Главная страница
Новости
Фильмы по алфавиту
Фильмы по жанрам
Фразы из фильмов
Новинки сайта
Актеры
Афиши
Услуги
Загрузить
Регистрация
Форум
О проекте

#