Описание фильма

"Венецианский купец "   

Название фильма: Венецианский купец
Венецианский купец
Страна-производитель: США
Английский: Merchant of Venice, The
Жанр: драма / экранизация
Режиссер: Майкл Редфорд
В ролях: Аль Пачино, Джереми Айронс, Джозеф Файнс, Линн Коллинз
Год выпуска: 2004
Наша оценка:
Купить
 
сюжет и комментарии
интересно
кадры из фильма
 

Сюжет и комментарий

Действие, как нетрудно догадаться, происходит в Венеции, веке эдак в 16-м. Эпицентр происходящего – молодой весельчак Бассанио. Он по уши в долгах, но не в силах отказаться от своего расточительного образа жизни. А самый большой его кредитор – Антонио, предприниматель, корабли которого бороздят три океана одновременно. Почему Антонио не в силам отказать юному повесе – Бог весть. Судя по тому поцелую, которым эти двое обмениваются в начале фильма, причина такой безотказности может оказаться самой что ни на есть простой. Впрочем, не о том речь. Бассанио нашел способ разом покончить со всеми материальными затруднениями. Совместить приятное с полезным. Он намерен жениться на богатой венецианке Порции (собственно, она и не венецианка – так, живет поблизости от города). Для того, чтобы соответствующим образом обставить свое сватовство, ему нужны три тысячи дукатов. Куда за ними пойти? Ну, конечно, к презренному жиду, ростовщику Шейлоку! Однако того на мякине не проведешь. Он прекрасно понимает, что представляет собой Бассанио, и требует гарантий. В итоге долгих переговоров он соглашается, чтобы гарантии ему предоставил Антонио. Составляется вексель, по которому, если в оговоренный срок деньги не будут возвращены, Шейлок вправе вырезать себе… фунт мяса с любой части тела Антонио. Желательно – поближе к сердцу. Экая, право, дикость, воскликнет иной просвещенный читатель! Однако тут нужно знать предысторию отношений Шейлока и Антонио. Дело в том, что в тогдашней Венеции евреев не любили. Собственно, их нигде и никогда особо не жаловали. Венеция, в этом отношении – далеко не самое выдающееся место. Однако Шейлоку и его единоверцам, обитающим в городе, от этого не легче. Они постоянно живут под тяжким грузом насмешек и унижений. Это очень нелегко. Еще хуже, когда такой напыщенный христианин, как Антонио, встречает тебя и попросту плюет в физиономию. А ты и ответить ему не можешь. Такая вот обида лежит на душе Шейлока. Из нее, из этой обиды, и образовался вексель с фунтом христианского мяса. Нет, «Венецианский купец» - совсем не антисемитский фильм, хотя еврейство тут выглядит малосимпатично. Как это всегда бывает у Шекспира, идея поднимается над нациями и народностями и охватывает всю человеческую природу. Ну, а положение отверженного еврея просто резче обозначает общечеловеческие противоречия, которые Шекспира интересовали. Когда дело дойдет до суда, Шейлок объяснит свои мотивы. В них не будет ничего сионистского. Он предложил чудовищную сделку только потому, что ему надоело жить с ощущением загнанного в угол хорька. Он решил укусить своих мучителей. И укусил он больно. Шейлока хотел сыграть Дастин Хоффман, более или менее чистокровный еврей. Это было бы ближе к правде жизни. Но итальянец Аль Пачино, как мне кажется, отработал все же лучше, чем это сделал бы Хоффман. У Пачино - огромный талант и, как я подозреваю, большая, чисто южная лень. Он бывает совершенно великолепен в своих ролях, а бывает – вял и неубедителен. Не могу объяснить это ничем, кроме как снисходительной ленью. Но «Венецианский купец» Пачино принял близко к сердцу. И выдал потрясающую работу – безупречную психологически и удивительно эмоциональную при том, что Шейлок – натура скорее «закрытая», чем экстровертная. Это свойство только великих мастеров – перешагнуть рамки, которые устанавливает сюжет, вознестись над ними, расширить образ своего героя далее замысла автора – но одновременно и, безусловно, в продолжение этого замысла. У Шейлока в сюжете не так уж много времени. Собственно, шекспировская история – это целых три истории в одной. И главное место в ней еще неизвестно что занимает – то ли история с кровавым векселем, то ли сватовство Бассанио к Порции. Но актерская работа Пачино стоит выше всех остальных. Ну, в общем-то, в актерском списке и нет мастеров, способных с ним потягаться – кроме разве что Джереми Айронса, но он тут отдыхает по полной программе. Почему – трудно сказать: Антонио, которого он исполняет – тоже характер благодатный, при желании любой мало-мальски способный актер мог бы на таком материале развернуться. Но Айронс то ли не смог, то ли не захотел. То ли, опять-таки – необоримая лень… Но фильм все это не портит. У Майкла Редфорда получилась одна из лучших экранизаций Шекспира, которые мне доводилось видеть. Не без изъянов, с некоторыми пустоватыми сценами, с рядом проходных персонажей. Но - легкая, яркая, сочная. С неповторимой венецианской мишурой. С глубочайшим почтением к оригиналу (волшебный шекспировский стих кромсали очень нежно, с тем, чтобы не повредить его магию). Блистательная операторская работа, блистательный монтаж. Знаете, 138 минут перед экраном – это не так уж много, если на экране есть что смотреть! (c) Джон Сильвер

Обсуждение фильма

 

 

Главная страница
Новости
Фильмы по алфавиту
Фильмы по жанрам
Фразы из фильмов
Новинки сайта
Актеры
Афиши
Услуги
Загрузить
Регистрация
Форум
О проекте

#