"Венецианский купец "
|
Название фильма: |
Венецианский купец |
|
Страна-производитель: |
США |
Английский: |
Merchant of Venice, The |
Жанр: |
драма / экранизация |
Режиссер: |
Майкл Редфорд |
В ролях: |
Аль Пачино, Джереми Айронс, Джозеф Файнс, Линн Коллинз |
Год выпуска: |
2004 |
Наша оценка: |
|
|
Купить |
|
Сюжет и комментарий
Действие, как нетрудно догадаться, происходит в Венеции, веке эдак в 16-м. Эпицентр происходящего – молодой весельчак Бассанио. Он по уши в долгах, но не в силах отказаться от своего расточительного образа жизни. А самый большой его кредитор – Антонио, предприниматель, корабли которого бороздят три океана одновременно. Почему Антонио не в силам отказать юному повесе – Бог весть. Судя по тому поцелую, которым эти двое обмениваются в начале фильма, причина такой безотказности может оказаться самой что ни на есть простой. Впрочем, не о том речь. Бассанио нашел способ разом покончить со всеми материальными затруднениями. Совместить приятное с полезным. Он намерен жениться на богатой венецианке Порции (собственно, она и не венецианка – так, живет поблизости от города). Для того, чтобы соответствующим образом обставить свое сватовство, ему нужны три тысячи дукатов. Куда за ними пойти? Ну, конечно, к презренному жиду, ростовщику Шейлоку! Однако того на мякине не проведешь. Он прекрасно понимает, что представляет собой Бассанио, и требует гарантий. В итоге долгих переговоров он соглашается, чтобы гарантии ему предоставил Антонио. Составляется вексель, по которому, если в оговоренный срок деньги не будут возвращены, Шейлок вправе вырезать себе… фунт мяса с любой части тела Антонио. Желательно – поближе к сердцу. Экая, право, дикость, воскликнет иной просвещенный читатель! Однако тут нужно знать предысторию отношений Шейлока и Антонио. Дело в том, что в тогдашней Венеции евреев не любили. Собственно, их нигде и никогда особо не жаловали. Венеция, в этом отношении – далеко не самое выдающееся место. Однако Шейлоку и его единоверцам, обитающим в городе, от этого не легче. Они постоянно живут под тяжким грузом насмешек и унижений. Это очень нелегко. Еще хуже, когда такой напыщенный христианин, как Антонио, встречает тебя и попросту плюет в физиономию. А ты и ответить ему не можешь. Такая вот обида лежит на душе Шейлока. Из нее, из этой обиды, и образовался вексель с фунтом христианского мяса. Нет, «Венецианский купец» - совсем не антисемитский фильм, хотя еврейство тут выглядит малосимпатично. Как это всегда бывает у Шекспира, идея поднимается над нациями и народностями и охватывает всю человеческую природу. Ну, а положение отверженного еврея просто резче обозначает общечеловеческие противоречия, которые Шекспира интересовали. Когда дело дойдет до суда, Шейлок объяснит свои мотивы. В них не будет ничего сионистского. Он предложил чудовищную сделку только потому, что ему надоело жить с ощущением загнанного в угол хорька. Он решил укусить своих мучителей. И укусил он больно. Шейлока хотел сыграть Дастин Хоффман, более или менее чистокровный еврей. Это было бы ближе к правде жизни. Но итальянец Аль Пачино, как мне кажется, отработал все же лучше, чем это сделал бы Хоффман. У Пачино - огромный талант и, как я подозреваю, большая, чисто южная лень. Он бывает совершенно великолепен в своих ролях, а бывает – вял и неубедителен. Не могу объяснить это ничем, кроме как снисходительной ленью. Но «Венецианский купец» Пачино принял близко к сердцу. И выдал потрясающую работу – безупречную психологически и удивительно эмоциональную при том, что Шейлок – натура скорее «закрытая», чем экстровертная. Это свойство только великих мастеров – перешагнуть рамки, которые устанавливает сюжет, вознестись над ними, расширить образ своего героя далее замысла автора – но одновременно и, безусловно, в продолжение этого замысла. У Шейлока в сюжете не так уж много времени. Собственно, шекспировская история – это целых три истории в одной. И главное место в ней еще неизвестно что занимает – то ли история с кровавым векселем, то ли сватовство Бассанио к Порции. Но актерская работа Пачино стоит выше всех остальных. Ну, в общем-то, в актерском списке и нет мастеров, способных с ним потягаться – кроме разве что Джереми Айронса, но он тут отдыхает по полной программе. Почему – трудно сказать: Антонио, которого он исполняет – тоже характер благодатный, при желании любой мало-мальски способный актер мог бы на таком материале развернуться. Но Айронс то ли не смог, то ли не захотел. То ли, опять-таки – необоримая лень… Но фильм все это не портит. У Майкла Редфорда получилась одна из лучших экранизаций Шекспира, которые мне доводилось видеть. Не без изъянов, с некоторыми пустоватыми сценами, с рядом проходных персонажей. Но - легкая, яркая, сочная. С неповторимой венецианской мишурой. С глубочайшим почтением к оригиналу (волшебный шекспировский стих кромсали очень нежно, с тем, чтобы не повредить его магию). Блистательная операторская работа, блистательный монтаж. Знаете, 138 минут перед экраном – это не так уж много, если на экране есть что смотреть! (c) Джон Сильвер