"Замри-Умри-Воскресни "
Название фильма: | Замри-Умри-Воскресни |
|
|
Страна-производитель: | СССР | ||
Английский: | Замри-Умри-Воскресни | ||
Жанр: | драма | ||
Режиссер: | Виталий Каневский | ||
В ролях: | Вячеслав Бамбушек, Динара Друкарова, Вадим Ермолин, Валерий Ивченко, Павел Назаров, Елена Кимовна Попова | ||
Год выпуска: | 1989 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
||||||||
Сюжет и комментарий
В 1990 году в Каннском конкурсе оказался российский фильм "Замри - умри - воскресни!" Дебют Виталия Каневского был отмечен "Золотой камерой", а самого дебютанта, которому к тому времени исполнилось 55, с удовольствием фиксировали камеры западных телеканалов: в тельнике и телогрейке, хмельной и небритый айне кляйне нахт мужик внес на Лазурный берег долгожданный "мордоворот в косоворотке". Действие фильма происходит в городе Сучан – там, где по легенде, умер от издевательств поэт Осип Мандельштам и где родился и вырос сам Каневский. Пространство, куда помещены герои – смазливый хулиган Валерка и татарская девочка Гулия, - большая тюрьма, где те, кто сидит, мало отличаются от тех, кто живет на воле (почти в тех же условиях) и смертельно боится сесть. Атмосфера вязкого страха – это когда школьный двор затопило дерьмом (кто-то спустил дрожжи в унитаз), а дети продолжают по нему маршировать, запевая «Кипучая, могучая, никем непобедимая, страна моя, Москва моя, ты самая любимая!» Директор школы в аккуратной кожанке похож на следователя, дети – на з/к. Бытовые сценки, которые наблюдает Валерка, безжалостно правдивы: после драки в буфете, где работает его мать, на полу остаются два безногих инвалида, которые долго помогают друг другу встать. Заключенная, худая и некрасивая, раздирает на себе одежду в железнодорожном тупичке, умоляя местного отморозка заделать ей ребенка. Пусть переведут туда, где теплее. Это очень страшно, когда очень холодно. Та же зечка будет слезно просить Валерку, сбежавшего на товарняке из Сучана, подать ей руку, чтобы она смогла забраться в вагончик. Но мальчик будет сидеть, не шелохнувшись: каждый должен спасать свою шкуру. Только в блатной среде, где люди убивают людей ради денег, а не за идею – дышится легче, свободней. Впрочем, не всем и то до поры, пока не заметут, не накроют, не вычистят и не отправят туда, откуда с таким упорством старалась вырваться несчастная девушка. «Замри – умри – воскресни!» - история взросления, рассказанная без ностальгии и убожества перестроечных репринтов. История любви в эпоху, когда любить запрещено, в обществе безобразных людей, откуда нет дороги, где справа зона, а слева – беспросветная, страшная пустота.
Констант ин ШАВЛОВСКИЙ, PLAY
Выдрал железнодорожник пацана, тот устроил крушение его локомотивчику на узкоколейке, и — поминай как звали. Действие происходит в Сучане, где по преданию, умер в лагере от голода и безумия Осип Мандельштам. Вокруг зона, но непонятно кого от кого отделяет колючая проволока. Так или иначе все персонажи фильма оказываются за ней. Слово здесь умерло вместе с одним из величайших его носителей. Вместо него вой, мык, мат. Сактированный сумасшедший еврей лезет без очереди за мукой, и тут же в грязи начинает печь «оладушки беленькие». В дощатый школьный нужник подбрасывается карбид, и вот уже маршируют пацаны по двору, готовясь к очередной годовщине, по щиколотку в поднявшемся как на дрожжах дерьме. Дело о крушении начинают распутывать. Матери не до мальчишки — к ней приходит по вечерам мордатый вертухай. Мальчишка бежит в город, связывается с уголовниками, участвует в ограблении. Боясь, что он может выдать банду, его решают убить. Герою удается бежать, но погибает его добрый ангел — верная подруга-татарочка. Ее мать, обезумев от горя, раздевается догола и садится на метлу — становится ведьмой. Фильм кончается. Не желая того, герой становится виновником гибели нескольких человек. Своей слиянностью с общим безумием, он умножает царящее в мире зло. Нужно, чтоб это не отпускало автора десятилетиями, чтобы воспроизвести через полвека без малого этот мир с запредельной документальной точностью. Впрочем, вполне возможно, что в 1989 году в Сучане мало что изменилось в сравнении с 1945-м
Кинорежиссер Виталий Каневский, попавший во время учебы во ВГИКе в 60-е годы за решетку по обвинению в каком-то уголовном деянии, снявший на рубеже 70-80-х на «Ленфильме» несколько проходных игровых фильмов, поставил по инициативе Алексея Германа фильм-воспоминание о своем послевоенном детстве на Дальнем Востоке. И в одно прекрасное утро 1990 года в Каннах проснулся звездой международной величины. Его пригласили тотчас же снимать во Франции, провозгласили провозвестником новой кинематографической эстетики, а он всего лишь воспроизвел свои потрясшие коллег-ленфильмовцев устные рассказы — воспоминания пацана из блатных. И такого же приблатненного пацана из тех же мест взял на главную роль в своем фильме. (Между этим и следующим фильмом Каневского «Самостоятельная жизнь», продолжающим повествование, юный исполнитель успел-таки отсидеть в тюрьме) «Замри-умри-воскресни» оказался антитезой всему, что в нашем кино было сделано на материале этой эпохи — от «Подранков» до «Зеркала для героя», и от «Ночь коротка» до «После войны — мир», лент по-своему замечательных.