"Одна "
|
Название фильма: |
Одна |
|
Страна-производитель: |
СССР |
Английский: |
Одна |
Жанр: |
драма |
Режиссер: |
Григорий Козинцев, Леонид Трауберг |
В ролях: |
Елена Кузьмина, Петр Соболевский, Сергей Герасимов, Мария Бабанова, Ван-Люй Сян, Янина Жеймо, Борис Чирков |
Год выпуска: |
1931 |
Наша оценка: |
|
|
Купить |
|
Сюжет и комментарий
Фильм рассказывает о простой ленинградской девушке начала 30-х годов - вчерашняя студентка оказывается в далёкой алтайской деревне, где сталкивается с чужой, незнакомой и пугающей её реальностью. Лента словно бы резко контрастирует с теми изысканными фантазиями на исторические темы, которые прославили в 20-е годы её авторов, основателей и питомцев мастерской ФЭКС. Можно подумать, что задиристые авангардисты прислушались к критике и наконец «исправились», обратясь к «живой советской действительности» и пойдя навстречу массовым вкусам и казённым взглядам.
Однако их лента по-прежнему выглядит острой и новаторской. Если прежние фильмы ФЭКСов были родственны немецкому экспрессионизму, но изобразительное решение фильма «Одна» близко такому стилю, как «новая вещественность». Это - первый звуковой фильм не только ФЭКСов, но и киностудии «Ленфильм». Лента была озвучена по системе А.Шорина, её звукооператорами были Л.Арнштам и И.Волк, музыку к фильму написал Дмитрий Шостакович. Столь авангардной и эксцентричной музыки в советских фильмах попросту не было, и, безусловно, это - лучшая работа в кино великого композитора.
В фильме «Одна» легко увидеть обычные для ФЭКСов мотивы возвышенной мечты, разбивающейся о неприглядную, заскорузлую реальность, и столкновения идеалиста с пугающей неизвестностью. Но пугает здесь не какая-то иррациональная и непознаваемая стихия, как это было в ФЭКСовских лентах 20-х годов - а вполне конкретная государственная машина, «мобилизующая» советский народ на разнообразные трудовые свершения. Трагическая застылось на лице героини Елены Кузьминой, когда на залитой солнцем улице Ленинграда она слушает вполне бесмысленные призывы, несущиеся из громкоговорителя, сегодня, из дали времён, вполне понятна. Отгремели весёлые 20-е, и для героини, и для её создателей началась совсем иная эпоха - эпоха социального регламента, директивных указаний и подавления духовной свободы.
Обсуждение фильма