"Последние дни "
|
Название фильма: |
Последние дни |
|
Страна-производитель: |
США |
Английский: |
Last Days |
Жанр: |
драма |
Режиссер: |
Гас Ван Сэнт |
В ролях: |
Майкл Питт, Лукас Хаас, Ася Ардженто, Скотт Грин, Николь Вишиус, Рикки Джэй, Тадеуш Э. Томас, Райан Феллнер, Ким Гордон, Скотт Патрик Грин, Хармони Корин, Райли Дж. Мэттьюс-мл., Доунн Павлоннис, Ари Томас |
Год выпуска: |
2005 |
Наша оценка: |
![](/images/star.gif) ![](/images/star.gif) ![](/images/star.gif)
|
|
Купить |
|
Интересно:
Сюжет фильма намекает на последние часы жизни Курта Кобейна, однако сами события полностью вымышлены.
Примечание:
В фильме появляется Ким Гордон, гитаристка и солистка рок-группы Sonic Youth Owns, а ее муж Терстон Мур выступил на фильме музыкальным консультантом.
Дополнительная рецензия:
Этот фильм Гаса Ван Сента — попытка показать последние дни из жизни рок-звезды по имени Блейк (Майкл Питт), образ которого частично срисован с Курта Кобейна. Блейк сбегает из лечебницы, где он проходил курс реабилитации. В течение полутора часов экранного времени он бродит по собственному дому, наматывая вокруг себя пустоту его комнат. С каждой минутой он все больше отдаляется от реальности, превращаясь в призрак: спотыкается о вещи, совершает нелепые действия, бессвязно бормочет, скрывается от людей, на все вопросы отвечает молчанием. По его отсутствующему, тусклому взгляду понимаешь, что он уже перешагнул роковую черту и ничто не способно вернуть его в этот мир. Исход один, и он неизбежен…
Сущест вует соблазн объединить последние три фильма Гаса Ван Сента — «Джерри», «Слон», «Последние дни», — в трилогию, поскольку даже сам Ван Сент признается в интервью, что это своеобразная трилогия о смерти. Но все-таки «Последние дни» несколько выбиваются из этого ряда - этот фильм не продолжает линию, намеченную в «Джерри» и «Слоне», и, несмотря на определенное стилистическое сходство, являет собой шаг в сторону, если не сказать назад.
«Последние дни», и в этом его отличие от предыдущих двух фильмов, не строится на противопоставлении двух героев. На экране можно выделить лишь одного главного персонажа - Блейка. У него нет напарника-противника . Контрастное противопоставление Джерри-Джерри и Эрик-Алекс, на притяжении-отталкива нии между которыми во многом держались «Джерри» и «Слон», здесь отсутствует - Блейк движется к смерти в одиночку. Бинарная структура нарушается. Исчезает мотив двойничества, так явно заявленный в «Джерри», когда у двух героев было одинаковое имя (в «Слоне» этот мотив тоже сохраняется, но он не так подчеркнуто ярок). Соответственно, не происходит в конце фильма убийства двойника, которое, как и в рассказе Э. А. По «Вильям Вильсон», на деле оказывается самоубийством.
В «Последних днях» внимание режиссера сосредоточено на фигуре Блейка. Юрий Лотман отмечает, что фигура и фон в известном смысле являются противопоставленными парами. Прелесть «Джерри», и в особенности «Слона», их радикальность заключалась в том, что в этих фильмах Гас Ван Сент последовательно проводил политику главенствования фона, а не фигуры. Как известно, в классическом кинематографе фигура несравненно важнее фона, фон находится в подчинении по отношению к фигуре. И в «Джерри», и в «Слоне» предметом исследования была окружающая действительность, реальность как таковая. Даже если герои находились в центре камеры и занимали большую часть кадрового пространства, взгляд Ван Сента был сосредоточен не на их фигурах, а на вещах, их окружающих. И нас не должно вводить в заблуждение то, что предметный мир был не в фокусе. Именно этот фон, отодвинутый на второй план, несет главную смысловую нагрузку, говорит о героях гораздо больше, чем их действия и диалоги. Ван Сент утверждает, что его фильмы не являют собой попытку психоанализа через диалоги и действия персонажей. Поэтому и выглядят закономерными долгие планы идущих людей со спины, а также нелинейность времени в «Слоне», когда один и тот же эпизод появляется заново, но уже с другой точки зрения — происходит постоянное пересечение-наложени е временных пластов. Подобный прием режиссер использует и в «Последних днях», но не так сильно и последовательно, как в предыдущем фильме.
Во всех трех кинолентах герои являются пленниками замкнутого пространства, за пределы которого они не могут вырваться. В «Джерри» — это пустыня, в «Слоне» — школа, в «Последних днях» — дом Блейка. Тщательно задокументированное режиссером плутание по лабиринтам ущелий, коридоров школы или комнат дома Блейка приводит только к тому, что герои, не в силах найти выхода, погибают. В некотором роде это замкнутое пространство символизирует обыденность нашего мира, в которую погружены персонажи, и из которой они отчаянно пытаются выбраться, пускай и таким нетривиальным способом, как убийство. Пре-ступление — это попытка выйти за границы допустимого, пере-ступить их значит обрести свободу, символически вырваться из заданного им (персонажам) замкнутого пространства, хотя это и идет вразрез с общепринятой моралью. Ван Сент не пытается дать социологический анализ явлений в своих кинолентах (в отличие, скажем, от Майкла Мура с его «Боулингом для Коломбины»). В фильмах Ван Сента действия героев выглядят достаточно абсурдно, иллюстрируя тем самым мысль Кортасара: «Эти кризисы большинство людей считает скандальными и абсурдными, но лично мне кажется, что они служат для того, чтобы выявить подлинный абсурд, абсурд упорядоченного мира, мира в состоянии покоя…»
Однако Блейк пытается вырваться из этого замкнутого пространства иначе, чем герои предыдущих фильмов Ван Сента. Его позиция по существу пассивна, у него уже нет сил для сопротивления. Преступление Блейка замкнуто на само себя — он «всего лишь» совершает самоубийство. Он предстает мучеником, а не бунтарем, в отличие от героев «Джерри» и «Слона». Соответственно отличается и финал фильма: под умиротворяющую музыку Клемана Жанекена душа Блейка, отделившись от тела, по оконной раме взбирается к небу, где, наконец, обретает покой. Драматизм таким образом снимается, происходит примирение. К сожалению, подобный прием визуализации ухода в мир иной в кинематографе достаточно затаскан и сведен до уровня штампа. Поэтому по силе он не может сравниться с энигматичным финалом “Джерри” или концовкой “Слона”, когда с экрана буквально веет холодом смерти.
Вообще же в «Последних днях» Блейк явно не следует жизненному кредо, выраженному Кобейном в прощальном письме: «Лучше сгореть моментально, чем угаснуть медленно». Наоборот, мир Блейка кончается по Элиоту: «не взрывом, но всхлипом».
Владим ир Лукин, специально для ДК