"Трое похорон Мелквадеса Эстрады "
|
Название фильма: |
Трое похорон Мелквадеса Эстрады |
|
Страна-производитель: |
США |
Английский: |
Los Tres Entierros De Melquiades Estrada |
Жанр: |
драма / вестерн |
Режиссер: |
Томми Ли Джонс |
В ролях: |
Томми Ли Джонс, Барри Пеппер, Хулио Цезарь Чедилло, Дуайт Йоакэм, Жануари Джонс, Мелисса Лео, Ванесса Бочэ, Левон Хелм, Мел Родригез, Сесилия Суарез, Игнасио Гвадалупе |
Год выпуска: |
2005 |
Наша оценка: |
|
|
Купить |
|
Дополнительная рецензия:
«Три могилы»: ковбойская тема вернулась на экраны
Фильм «Три могилы» вышел в российский прокат. На прошедшем XXVIII ММКФ картина могла бы стать претендентом на приз зрительских симпатий, но шла во внеконкурсной программе.
«The Three Burials of Melquiades Estrada» («Трое похорон Мелквадеса Эстрады» — так буквально переводится название фильма на русский язык) — не только выходит в ограниченный прокат, но и до обидного поздно. Поздно — это потому что еще два года назад он участвовал на фестивале в Каннах, где взял два приза: за лучший сценарий (Гильермо Аррьяга) и за лучшую мужскую роль (Томми Ли Джонс). Обидно — потому что фильм на самом деле хорош, и это режиссерский дебют Томми Ли Джонса, который простые смертные вряд ли увидят (фильм выпущен в российский прокат всего тремя копиями).
Фильм же снят как раз про простых смертных. Более того: он про бывшего смертного. Тело Мелквадеса Эстрады, бывшего нелегала-мексиканца, убитого по ошибке молодым пограничником Нортоном (Барри Пеппер), помешанным на нетерпимости по отношению к беженцам из Мексики, сначала закапывает сам Нортон. Потом мертвеца находят, откапывают и хоронят на кладбище. Старый ковбой Пит Перкинс (сам Томми Ли Джонс), зацикленный на собственных понятиях о справедливости и бывший друг Эстрады, откапывает его в очередной раз и заставляет Нортона в качестве расплаты за содеянное везти труп в Мексику.
Если что-то непонятно в этой преамбуле (мы рассказали только начало истории), то ничего удивительного: сценарий написал Гильермо Аррьяга («Сука-любовь», «21 грамм», «Вавилон»), обладающий редким даром смешивать взаимоисключающие истории в одно целое.
Странно, что многие кинокритики отнеслись к этой истории по-особому вдумчиво. Потому что, если первые полчаса фильма, где показаны трудно сочленяемые части о суровом быте ковбоев, беженцев и переселенцев в каком-то диком городке среди прерий между Техасом и мексиканской границей, и представляют собой «авторское кино», то вторая — это забавный вестерн и хорошо излагаемое роуд-муви. Глядя на имена создателей фильма, можно сказать, что за путанное начало отвечают режиссер, первый продюсер Ли Джонс и сценарист, а за вторую — увлекательное путешествие (вы спросите: что может быть увлекательного в путешествии среди унылых камней и кактусов двух хмурых мужчин?) — отвечает второй продюсер, чье имя Люк Бессон. Французскому продюсеру, похоже, надоели скачки ниндзя и гонки на такси по улицам Парижа, приправленные юмором о полицейских, и он взялся за более серьезные материи, где первым опытом стал «Револьвер» Гая Ричи.
Юмора при этом меньше не стало. Так, несчастному Мелквадесу, полуразложившемуся и завернутому в то, что первым под руку попалось, достаются все прелести того света (без описания физиологических подробностей здесь не обойтись, иначе будет непонятно, почему при показе зал разражался хохотом с первых минут фильма до последних. Сначала труп слегка надкусывают койоты. Потом ему случайно поджигают голову. Ли Джонс заботится о своем бывшем друге, как о живом. Разговаривает с ним, гладит, отгоняет муравьев, пытается причесать бывшего друга, оставляя на расческе (на самом деле, это какие-то грабли, а не расческа) клоки волос. Спит рядом с ним, несмотря на тошнотворный (по крайней мере, для заслужившего ужасной кары пограничника) запах. Как кульминация — заливание в рот покойника антифриз для бальзамирования.
По ходу прохождения героями всего этого ада, включающего встречи то со слепцом, умоляющим пристрелить его, то с группой еще одних ковбоев, разделывающих медведя, то с ядовитой змеей, кусающей Нортона, абсурд происходящего на экране сменяется философствованием о том, что каждый находит себе то, что заслужил. Вроде бы кажется, что на этом можно ставить точку. Но жанровые выкрутасы фильма на этом не заканчиваются. Картина, наполненная персонажами, каждый из которых абсолютно невменяем, кто морально, кто психически, кто физически, вдруг в финале доказывает свою непринадлежность ни к вестерну, ни к триллеру, ни к комедии, ни к экзистенциальной драме. Она вдруг оказывается тем, что когда-то называли «романом воспитания», в котором учитель меняется с учеником местами и наоборот.
Несмотря на все отсылки к произведениям Оливера Стоуна, Алехандро Гонсалеса Иньяритту, а также мастеров неспешных вестернов, Томми Ли Джонс открывает в своем режиссерском дебюте новый жанр, говорящий зрителю простую вещь, что ковбои — это не только люди на лошадях со своим кодексом чести (если забыть «Горбатую гору», конечно). Любой одинокий человек — это уже по-своему ковбой. Только невменяемый и очень больной. На всю голову. Соответственно, титульные «три могилы» — это три трупа с разной степенью возможности воскреснуть: Перкинс, Нортон и Эстрада.
Родион Чемонин, АНН, 14 июля 2006
Могильная связь
На экраны выходит фильм Томми Ли Джонса «Три могилы» — мексиканская граница, три лошади, мертвый приятель и связанный пограничник.
Если не знаешь, что делать — переделай все, что господь послал, но по порядку. Кривая таким образом должна выпрямиться, и в результате вывести. Не выведет, так хоть человеком себя будешь чувствовать. Это старый, крепкий мужской взгляд на проблему, отлично проиллюстрирован одной новой картиной. На экраны выходит фильм «Три могилы» режиссера Томми Ли Джонса, которого все прекрасно знают, как великого актера с лицом служивого бульдога.
За свою долгую карьеру Ли Джонс переиграл достаточно людей, с которыми лучше не связываться. За свою достаточно долгую жизнь подтвердил, что и сам он человек сложносочиненный.
Ну что там? Пил, бил, кидался мебелью на пресс-конференциях в журналистов.
Почти профессиональный лошадник, гольфист, театральный драматический актер. На сегодня — хороший муж, отец и режиссер сорокаградусной крепости.
Его «Три могилы», получившие в Канне-2005 призы за лучшую мужскую роль и сценарий, никакой не дебют. До того фильм он уже снял, но с могилами своими он вровень встал если не с Клинтом Иствудом, но точно с Джорджем Клуни, который после сорока лет надулся и показал, что у нормального мужчины есть проблемы посерьезней, чем беготня за официантками и работа в кадре. Если Клуни за кадром бросило на орбиту политики и решения проблем глобального, скажем так, масштаба, то Томми Ли Джонса повлекло к самому атомному ядру главного вопроса.
Вопрос, в общем-то, старый. Мужик я или не мужик — так он звучит.
На границе с Мексикой находят труп нелегала-мексиканца. Застрелен, черт бы его побрал, прямо рядом с загоном своих овец. Разбираться в сомнительном инциденте у властей нет никакого желания. В могилу мексикашку, дело с концом. Но вот фермеру Питу Перкинсу (Томми Ли Джонс) дело есть. Добряк, ангельская душа Мелькиадес Эстрада был его другом и больше — родным человеком. Перкинс выясняет, что пули, которыми стреляли в Мелькиадеса, вылетели из оружия какого-то пограничника. Его неверная любовница Рэчел, которая и замужем, и с шерифом спит, но любит только Пита, подсказывает — из чьего именно оружия стреляли. Бобби (Барри Пеппер) — юный белоглазый отморозок, приехал в тоскливый городок со своей женой-блондинкой совсем недавно. В мексиканца стрелял случайно. Хотел на посту подрочить на журнальчик, но тут услышал выстрелы, штанов натянуть не успел, как стал палить в ответ. Уложил скотовода в пять секунд, не успев разобраться, что тот целил в кайота.
Перкинс поступит с ним так, как мужчина с мужчиной поступил бы, наверное, тысячу лет назад.
Похитит, заставит отрыть труп мексиканца и повезет их обоих в Мексику — хоронить друга. Если болит душа и дела не поправишь — тогда поступай, как считаешь нужным. Пункт за пунктом. Просто мексиканец просил в свое время — случись что, не оставлять его тело на американской чужбине, отвезти к семье, жене и детям. ОК, друг обещал — друг отвезет.
Далее следует до томности подробное, абсурдное повествование, о том, как пересечь американо-мексиканскую границу, если с тобой три лошади, мертвый приятель и связанный пограничник, который все время норовит убежать. Похождения мертвеца в этом фильме вылиняют до бледненьких красок — песка, тоски, прибитой жарой редкой зелени. В конце мертвец вообще обесцветится до настоящего призрака, но это лучше увидеть самому. Хочет режиссер этого или нет — но он окончательно хоронит эту тему. Его Перкинс трясется над трупом, как над девушкой. Ну, с поправкой на обстоятельства — гоняет с него муравьев, накачивает антифризом, причесывает гребенкой. Все впустую — все хуже и хуже выглядит Мелькиадес.
Совсем мертвый.
Мотивы банального сумасшествия пожилого ковбоя добавляют убогого правдоподобия — может он не герой никакой, а просто чокнутый? Да нет, просто жил всю жизнь независимым, а вышло, что до ужаса одиноким. Привязался тут к человеку на старости лет, и того застрелили как животное. За этим открывается еще один урок — чем меньше смысла в мертвом, тем больше смысла появляется в его невольном убийце. Бобби — достоверная иллюстрация бессознательного американского реднека при погонах, скорого пивного алкоголика с неконтролируемой агрессией, истинного кандидата в животное. Перкинс наказывает его не тем, что гоняет в вынужденное заграничное путешествие. Он делает ему еще больнее — заставляет явить душевное раскаяние. Раскаяние нужно искреннее, для этого все средства хороши, а страх скорой смерти — самое хорошее.
Отличное вышло пособие для мужчин с самыми разными проблемами. Что делать, если не стоит, а виагру принимать страшно. Как воспитать нового друга из убийцы старого. Как обойтись со своей жизнью, если она невзначай закончилась.
И главный совет от Томми Ли Джонса. Как обеспечить себя хорошей работой, если старый добрый мужской кинематограф мертв, а ты еще нет.
Валя Котик, Газета.Ru, 11 июля 2006