Описание фильма

"Скрытое "   

Название фильма: Скрытое
Скрытое
Страна-производитель: Франция
Английский: Cache
Жанр: драма / триллер
Режиссер: Микаэль Ханеке
В ролях: Жюльетт Бинош, Даниэль Отой, Морис Бенишу, Анни Жирардо, Лестер Македонский, Бернар Ле Кок, Валид Афкир, Даниэль Дюваль, Натали Ришар, Дэнис Подалидес, Аисса Маига, Каролина Баэр
Год выпуска: 2005
Наша оценка:
Купить
 
сюжет и комментарии
интересно
кадры из фильма
 

Дополнительная рецензия:

Синопсис: Анна и Жорж парижане средних лет. Их сын скоро окончит лицей. Анна редакторствует в солидном издательстве, Жорж – ведущий литературного ток-шоу на ТВ. У них дом в престижном округе Парижа и вообще эта семья полностью, что называется, "укомплектована". Однажды они обнаруживают, что является объектами чьего-то пристального наблюдения: кто-то часами снимает их дом и некоторые перемещения на плёнку и подкладывает кассеты к двери. Затем они находят странные детские картинки с красными пятнами...

О Михаэле Ханеке, непреходящем значении его кинематографа и о некоторых его коллегах, Бруно Дюмоне и братьях Дарденн рассуждает Евгений Майзель.
---------- -------------------- -------------------- -------------------- ----------

Несмотря на высокие призы, уже второе десятилетие неизменно присуждаемые Михаэлю Ханеке, несмотря на то, что по совокупности заслуг и признания этот мягкий астенический австриец, проживающий ныне во Франции, давно уже является представителем истеблишмента в современном кино, именно его - наряду с Бруно Дюмоном и, пожалуй, братьями Дарденн - следует признать не просто классиком, но и, до сих пор, бесспорным флагманом современного европейского и мирового киноискусства. Именно эти трое режисёров (единоутробных и совместно-работающих Дарденнов можно понимать как единого, шизофренически раздвоенного художника) далеко обошли остальных своих современников по трудно описываемому параметру - чувству непосредственного зрелища и какой-то особой серьезной инновационности, которое вызывают их работы.

Интересно , что между этими современными лидерами много общего. Так, все они довольно поздно начали снимать художественное полнометражное кино. Ханеке дебютировал в возрасте 47 (!) лет. Фильм «Седьмой континент» был отобран в Каннскую программу, и с тех пор все фильмы седовласового австрийца заслуженно удостаиваются этой чести. Дюмон (который на 16 лет младше Ханеке) снял свою первую картину "Жизнь Иисуса" тоже не мальчиком, в 39 лет, а Дарденны большую часть жизни занимались короткометражками и первую художественную картину сделали далеко за 40. Дюмона с Ханеке объединяет также философское образование, которое выражается в крайне серьёзном, продуманном, глубоко-концептуальн ом подходе ко всем уровням съёмочного процесса.

Другой объединяющий момент состоит в том, что фильмы этих очень разных по почерку режиссёров ухитряются уйти далеко за пределы традиционного представления об искусстве (что, собственно, и обусловливает их передовые позиции на сегодняшний день) - когда то статичным планом, то метонимическим переносом действия с изображаемого на изображение (в случаях, когда изображение вдруг начинает перематываться; любимый приём Ханеке), то рваной съемкой с плеча, как у Дарденнов – заставляя зрителя забыть, что перед ним "прекрасный вымысел". Все они снимают фантастически эмоциональное и при том абсолютно не нарциссическое кино; кино, презирающее эстетику в качестве основы изображения, в качестве творческого подхода (в этом их серьезное отличие и от Сокурова, и от Германа, и даже, с другой стороны, от Джармуша с Каурисмяки). К тому же, по сравнению с прочими киноэстетами они очень социальны. Можно даже сказать, что все они - представители радикального социалистического искусства внутри искусства буржуазного. И последнее: их стилевые особенности всегда (и как ни у кого больше) сопряжены с тематикой картины, образуют структурное единство, какое мало кому удаётся создать. Беготня нищей Розетты, провинциальная статика "Жизни Иисуса", напряженность полей в "Человечности", буржуазно-гламурная яркость "Пианистки", серость "Времени волков", телевизионное «нулевое письмо» в "Забавных играх" и т.д... все эти формальные приёмы теснейшим образом связаны с тематикой картин. Однако вернёмся к Михаэлю Ханеке.

«Скрытое» (2005) он снял уже в качестве признанного гуру после таких прогремевших на весь мир шедевров, как "Забавные игры", "Пианистка", "Код неизвестен" и "Время волков". Неизменная (и выходящая далеко за пределы журналистских обзоров) тема фильмов Ханеке - онтологическое насилие, помноженное на вуайеризм, - в данном конкретном случае конкретизируется как историческая вина белого человека, живущего в постколониальном мире, перед представителями угнетаемых в прошлом народами. В случае Франции - это сосуществование алжирцев с аборигенами. Ханеке – как-то ветхозаветно, по-библейски бескомпромиссный, в каком-то смысле даже дохристианский режиссёр: его фильмы со всей их изобразительной мощью и сценарной изобретательностью манифестируют, что на самом деле нет никакой общечеловеческой любви, которая бы примирила цивилизацию и колонию, белых и чёрных, богатых и бедных; и что война между ними историческими антагонистами продолжается в наши дни точно так же, как во время конкистадоров. Если Макс Вебер и Жорж Батай в первой половине и середине ХХ века доказали исторический переход христианства в капитализм, то Ханеке – в кинематографе, но не менее логически вербально – показывает, что мягкость современных буржуа – всего лишь капиталистическая уловка тех, кто не хочет платить по счетам. Право сильного у Ханеке - не просто часть природы, это право отвратительно, ибо покоится не на честном дарвинизме, но на лицемерии. «Мы жалеем эмигрантов из стран третьего мира, но едва ли обрадуемся, если их подселят в наш дом» - замечает Ханеке в одном из интервью, и с ним трудно не согласиться. Излишне, вероятно, говорить, что от левацкого морализаторства он далёк ещё более, нежели от любования хрупкими границами нашей человечности; что фантастический творческий драйв в его картинах насильно превращает зрителя в мысляющую машину; что его ленты с их "открытыми финалами" суть визуализированная, музыкальнейшая философия... Шокирующее осознание, в духе Левинаса, того, что этика - добытийственна, до-онт(олог)ична (а иначе она - не этика), присуще этому фантастическому магу как, пожалуй, никакому другому художнику современности.

Обсуждение фильма

 

 

Главная страница
Новости
Фильмы по алфавиту
Фильмы по жанрам
Фразы из фильмов
Новинки сайта
Актеры
Афиши
Услуги
Загрузить
Регистрация
Форум
О проекте

#