"Бумер-2"
|
Название фильма: |
Бумер-2 |
|
Страна-производитель: |
Россия |
Английский: |
Бумер 2 |
Жанр: |
боевик / драма |
Режиссер: |
Петр Буслов |
В ролях: |
Светлана Устинова, Владимир Вдовиченков, Андрей Мерзликин, Александр Голубев, Николай Олялин |
Год выпуска: |
2006 |
Наша оценка: |
|
|
Купить |
|
Интересно:
Производство: Кинокомпания СТВ/Пигмалион Продакшн, 2005
Прокат: Наше Кино
Примечание:
О нежном отношении к бандитам
Второй «Бумер» перечеркнул все, что было хорошего в первом
Даша (Светлана Устинова) и Кот (Владимир Вдовиченков) вроде хотят быть хорошими, но жить вне криминала все равно не умеют. Кадр из фильма «Бумер. Фильм второй».
Фото предоставлено компанией «Каро Фильм»
Три года назад, когда по российским экранам с невиданным успехом прошел «Бумер», режиссера Петра Буслова спешно объявили надеждой отечественного кино. Раздавать ярлыки и авансы у нас любят, но в случае с «Бумером» определенная справедливость в обрушившейся на фильм любви народной все же была. Простой по содержанию и мысли фильм привлекал не только симпатичной музыкой Шнура и очень приличной актерской игрой, но в первую очередь – щемящей жалостью к тем, кто по глупости и молодости выбрал дорогу, на которую ступать нельзя – летальный исход гарантирован. Прошло несколько лет, и Буслов воплотил, наконец, давнишний замысел – снять продолжение «Бумера».
Хотя сразу показалось странным: какое может быть продолжение, если почти все герои мертвы? Но если очень хочется, то можно кое-кого и воскресить. Воскресиил же Никита Михалков своего комдива в «Утомленных солнцем-2». В конце концов, если маститым можно, то отчего ж молодежи с них пример не брать? Что Буслов и сделал, непостижимым образом оставив в живых недвусмысленно убитого в первой части одного из героев – Кота (Владимир Вдовиченков). Кот, оказывается, мотает большой срок, но выживший друг Димон, ставший крутым бизнесменом, чтобы смыть с себя позор предательства и вины за то, что тогда выжил, за огромные деньги выкупает друга из тюрьмы. Для этого, правда, надо было отправить на тот свет соседа Кота по нарам Колю, чтобы Кот отныне жил по его документам. Выйдя за ворота тюрьмы, Кот отправляется на поиски Колиной сестры Даши (Светлана Устинова), а заодно и на поиски честной жизни, любви, смысла новой жизни. Даша занимается мелким криминалом и ждет брата, чтобы вместе отправиться куда-нибудь к пальмам и океанским приливам в стиле «Баунти». Пока она мотается по российской глубинке, спасаясь от преследования местного авторитета и иже с ним правоохранительных органов, встречается с Котом, безоглядно влюбляется и, навесив на него свои неприятности, подводит возлюбленного под пулю. Теперь, кажется, все «бумерцы» наконец отошли в мир иной (Димон еще в начале пал от руки бандитов, успев благородно закрыть Кота оседающим телом). Так что скорее всего третьего «Бумера» мы не дождемся.
Это, пожалуй, радует. И не только потому, что вообще редко какой сиквел способен не то что переплюнуть первую часть, но хотя бы доплюнуть до нее. В случае с «Бумером-2» такое ощущение, что на свете два Петра Бусловых, первый из которых остался на поле брани вместе со своими героями, а на смену ему пришел самозванец, как Костян с документами убитого друга. Мельтешение персонажей вызывает легкое головокружение, их диалоги своей натужностью похожи на подстрочный перевод с нормального русского на русский сериальный, многие сцены и эпизоды существуют сами по себе, судорожно пытаясь сбиться в эклектичную драматургическую структуру. Однако структура не выдерживает и на глазах распадается. Поэтому четко уразуметь необходимость сюжетных ходов и оправданность действий персонажей практически невозможно. Вот в лучших мыльных традициях герой, получив по голове, впадает в амнезию. Зачем – сказать трудно. Вот смывает кровью свое давнишнее предательство выживший «бумерец» Димон, на самом деле подлец и убийца. Зато красиво. Вчерашний зэк Кот ходит по экрану благородным красавцем, словно забыв, что ходит-то он вообще благодаря документам убиенного друга по нарам. Надо сказать, особых угрызений совести этот факт у него не вызывает, и его гибель от милицейской пули, вероятно, должна вызвать к жизни зрительскую слезу. Но не вызывает. Уж больно грубо подменены и перемешаны понятия, да и актерская игра сильно на этот раз подкачала. Светлану Устинову не спасает даже выразительная внешность – разговаривает она деревянными интонациями необученной героини древнегреческой трагедии, а предположительно огненные взгляды напоминают Волка из детсадовского утренника.
Во втором «Бумере» режиссер пришел к тому, чего он так достойно и удачно избежал в первом, – романтизации бандитизма. В первой части четыре дружка в кожаных куртках на угнанном «БМВ» изначально не вызывали симпатии. Некоторую жалость – да, вызывали, как вызывает жалость едва ли не любой олух, погнавшийся за красивой жизнью. Собственно, в этом и была привлекательность фильма, на фоне лавины картин про «бандиты тоже люди» показавшего порочность и несостоятельность попыток жить вне закона. Теперь вслед за «Бригадой» и иже с ней нам опять попытались объяснить, что есть бандиты хорошие, а есть плохие, есть убийцы злобные, а есть благородные, есть преступники гнусные, а есть симпатичные. Вот главные герои – они симпатяги, просто жизнь такая, знаете ли, нынче пошла. А вот их конкуренты – все подонки, и оправданий им нет.
Жаль, что Петр Буслов вовремя не остановился. Оставался бы себе надеждой российского кино до седых волос. Теперь не получилось.
ng.ru
Дополнительная рецензия:
СЮЖЕТ
После событий первой серии Кот остался жив. Его вылечили и посадили в тюрьму на 15 лет.
А у оставшегося на свободе Димона дела идут неплохо. Он занимается бизнесом, зарабатывает деньги, и однажды договаривается с нужными людьми о том, чтобы Кот вышел на свободу. Жадные до денег милицанеры охотно проворачивают хитрую афёру.
А на свободе Коту предстоит найти сестру своего тюремного друга и передать ей письмо. Однако сделать это оказывается не просто. Во-первых, практически сразу Кот оказывается втянут в круговорот бурных событий, в результате которых он обнаруживает себя за рулём нового "Бумера". Во-вторых, сестра – та ещё штучка, и за ней приходится немало побегать.
Короче, приключений хватит.
ВЕРДИКТ
Аб солютно правы были те зрители, которые в финале первого фильма говорили, грозя пальцами: "А как Кот-то погиб нам не показали!" Потому что вот Кот и пригодился – весь второй фильм посвящён почти исключительно ему.
И да, в своё время я излишне превознёс первого "Бумера", который сейчас, спустя годы, не вспоминается, и не вызывает желания пересмотреть. И возможно, история повторяется, однако ничего поделать с этим я не могу – "Бумер 2" мне очень понравился.
Хотя, многое изменилось. В "Бумере 2" уже почти нет "тёрок-разборок", которыми так славилась первая часть. В новом фильме Буслова основной упор сделан на красоту и созерцательность. Пейзажи российской глубинки, красивые закаты, дороги, деревья – всё это временами висит на экране подолгу. Местами – практически видеоклип. Порой нам по паре минут показывают виды природы, на фоне которых пролетает "Бумер" героя под красивую музыку. В общем, те зрители, которые ждут волн экшена и, вообще, пришли в кино погоготать под пиво, могут огорчиться. Но это их проблемы. Потому что, потеряв в одном, кино приобрело в другом, и приобрело немало.
Возможно, Буслов попытался внести в свой фильм больше философии. Потому что и Кот уже не тот бандит из первой серии – он просто хочет нормальной жизни, воспитывает подрастающее поколение малолетних уродов, пытается наставить на путь истинный сестру... И мечты у него все простые – уехать жить в деревню, пойти работать на флот... Но в противовес ему – та самая сестра, которая словно бы возвращает Кота во времена его бурной молодости. Она почти такая же, каким был он в прежние времена, и всё норовит заработать деньги неправедным путём, потому что иначе – никак. Чем это заканчивается? Вполне логичным и действительно философским финалом. Иного и быть не могло.
Финал, кстати, красивый. Пронзительно, я бы даже сказал, красивый. В "Бумере 2", вообще, много таких моментов офигенной красоты. И это вызывает искреннее уважение мастерством автора. Наворотить такого, свести всё воедино, вывести из этого ненавязчивую и умную мораль, да ещё и сделать это гармонично – на такое не всякий способен. История раскрывается по кусочкам, в самом начала мы знаем далеко не всё, настоящее время грамотно чередуется с обрывками прошлого... Для такого действительно требуется очень, очень большой талант. А уж как великолепно снята сцена возращения к Коту памяти – настоящее чудо! Воистину, если Буслов однажды отойдёт от бандитской тематики, то обязательно снимет настоящий, безоговорочный шедевр. Все задатки к этому у него есть.
Другое дело, что хватает в фильме и недостатков. Увы, но слишком бросается в глаза шаблонность многих героев и ситуаций. Вот злобный дядька, обвиняющий главную героиню в безделье – его, для пущей наглядности, обязательно надо сделать низеньким, небритым толстячком, да ещё и дать ему в руки замороженную говяжью ногу – чтоб не перепутали. Вот хакер, бесплатно снабжающий героиню супер-гаджетами – обязательно в здоровенных очках. Вот человек, покупающий туристическую путёвку – специально, наверное, подбирали такого сытого и противного на вид гражданина, чтобы зритель ощутил ненависть к эксплуататорам трудового народа. Или игрушечный котёнок, совершенно явно манипулирующий зрителем и якобы добавляющий жалостливости...
А что уж говорить про отдельные эпизоды фильма, которые иначе, чем отсылкой к мексиканским телесериалам и не назовёшь! Ага, герой умер, но потом неожиданно ожил, только память напрочь потерял. Знакомая картина, да. Или любовь – с какого бодуна? Вот эти два сюжетных поворота – не знаю, как для кого, но лично мне они показались крайне неестественными.
Да ещё и некоторая затянутость фильма. Пусть Буслов мастерской рукой и вырезал некоторые эпизоды (в частности, насколько я понял, под редакторские ножницы пошёл сюжет о том, как попал в тюрьму Коля, и какое участие в этом принимала его сестра). Всё равно – ближе к финалу я уже начал посматривать на часы. И это я – человек, далеко не чуждый японской созерцательности, размеренности и неторопливости. Что уж говорить про любителей более насыщенного динамикой кино, которые не дождались и финальных титров – ушли, болезные!
Впрочем, по-хорошему, всё это не сильно мешает, потому что красота и мастерство съёмок перевешивают. Плюсом же к этому – великолепный образ главного персонажа. Из Кота сделали натурального героя боевиков – немногословного, сурового, сильного, справедливого и очень правильного. С одной стороны, он живой человек, со всеми своими недостатками. С другой – очень сильная личность, герой, лёгким движением руки останавливающий малолетних бандюков. Натуральный супер-герой. Внушает!
В общем, итог, мягко говоря, утешительный. Фильм удался, пусть и не по полной программе, но весьма и весьма. Главное – в голове остаётся. И пересмотреть хочется, чего за первой серией не замечалось. Одним словом, молодец Буслов! Ай, молодец.
ОЦЕНКА – 9 из 12.
Леонид ШЕВЧЕНКО aka Linch