Описание фильма

"Новый мир "   

Название фильма: Новый мир
Новый мир
Страна-производитель: США
Английский: New World, The
Жанр: приключения / исторические
Режиссер: Terrence Malick (Терренс Малик)
В ролях: Колин Фэррелл, Кворианка Килчер, Кристофер Пламмер, Кристиан Бэйл, Август Шелленберг, Уэс Стади, Дэвид Тьюлис, Ноа Тэйлор, Бен Чаплин, Джонатан Прайс, Рауль Трухильо, Джейми Харрис, Бен Менделсон, Брайан О'Бирн, Артуро Тойнтай Эдриан, Джейсон Аарон Бака
Год выпуска: 2005
Наша оценка:
Купить
 
сюжет и комментарии
интересно
кадры из фильма
 

Интересно:

Оскар-2006
-лучший оператор - Эммануэль Любецки (номинация)

Продюсер: Сара Грин
Сценарист: Терренс Малик
Оператор: Эммануэль Любецки
Композитор: Джеймс Хорнер

Примечание:

Официальный сайт: www.thenewworldmovie.com

Фестивальные премьеры – Берлин (февраль 2006).
Бюджет фильма – $30 млн.
Сценарий Терренс Малик написал еще в конце 1970-х
Сборы в первый уик-энд – $4.2 млн. (10 место).

Продолжительность: 152 мин.

Дополнительная рецензия:

Новый мир

За более чем тридцать лет работы в кино режиссер Терренс Малик снял всего три полнометражных фильма, и каждый из них становился событием. В этом году в российский прокат выходит «Новый свет» – четвертая лента легендарного творца, в которой он обратился к истокам американской истории. Как Малик подошел к воссозданию судьбы Покахонтас, известной нам лишь по диснеевскому мультфильму? Total DVD тщательно изучил этот вопрос!

ПОЛЗУЧАЯ ОККУПАЦИЯ

Когда в конце XV века Христофор Колумб, недооценив размеры земного шара, вместо нового пути в Индию открыл Америку, то он долго не хотел верить, что промахнулся. Но когда все‑таки стало ясно, что европейцы наткнулись на совершенно новые земли, то сразу встал вопрос – что делать с ними и их обитателями?

Для испанцев ответ был очевиден. Только что на их родине закончилась Реконкиста (отвоевание страны у мавров), множество солдат лишилось куска хлеба, а Южная Америка открывала дорогу к быстрому обогащению. И это были не пустые мечты – могущественные империи инков и ацтеков сосредоточили значительные богатства, которые оставалось только отнять. Заодно можно было крестить индейцев в угоду католической Церкви, имевшей большое влияние на внешнюю политику Испании.

Для англичан, однако, сложившаяся геополитическая (как ее обозначили бы сегодня) ситуация не обещала столь же простых решений. У индейцев Северной Америки не было древних государств и, соответственно, веками собиравшихся богатств. Так что грабить там было некого и ценность представляла лишь земля, благо тогдашняя британская аграрная политика разорила немало свободных крестьян.

Однако за эту землю еще надо было сражаться, а толпами «лишних» солдат Англия похвастаться не могла. Именно поэтому первая попытка колонизировать Новый Свет завершилась для британцев провалом. Поселение на острове Роанок, основанное в 1585 году, не сумело защитить себя или наладить отношения с индейцами, а потому было эвакуировано в родной туманный Альбион.

Второй толчок английскому освоению Северной Америки был дан лишь весной 1606 года, когда король Яков I («Джеймс» в британской традиции) основал два акционерных общества – Лондонскую и Плимутскую компании. В соответствии с королевской хартией, им поручалось строительство колоний в Северной Америке, а также освоение тамошних земель. Основными колонистами были британские крестьяне и нанятые в Пруссии польские лесорубы.

Не сумев освоить новые земли, Плимутская компания разорилась, а вот Лондонская добилась успеха – не без участия солдата-наемника Джона Смита, человека с простым именем, но сложной судьбой. Родившись в 1580‑м и в 16 лет сбежав из дома, Смит успел повоевать с испанцами и турками, объехать всю Европу, побывать в турецком рабстве и даже, по его словам, посетить Россию. Впрочем, он славился непомерным тщеславием и хвастовством, и потому все его рассказы о собст­венных приключениях стоит воспринимать с большой долей скепсиса.

Вернувшись в 1604 году на родину, Смит стал одним из «локомотивов» Лондонской компании. Правда, пока первая экспедиция из трех кораблей пересекала Атлантику, чтобы основать на территории нынешней Виргинии поселение Джеймстаун, Смит умудрился так себя проявить, что его прямо на судне заковали в кандалы за попытку мятежа. На суше, впрочем, его отпустили, резонно рассудив, что опытный искатель приключений поможет выжить колонистам. Последние ведь, по большому счету, были не готовы создавать поселение в новом месте под постоянной угрозой нападения индейцев.

«Краснокожих» в округе Джеймс­тауна возглавлял вождь Вахунсунакок, обычно именуемый «вождь Поухатан», хотя само слово «поухатан» на языке аборигенов означало «вождь». Этот харизматичный правитель, унаследовав власть над четырьмя племенами, за свою жизнь сколотил союз из почти тридцати племен. Впрочем, союз этот был не особенно крепок и его существование не мешало племенам воевать друг с другом и вести собственную политику в отношениях с потенциальными завоевателями.

После основания Джеймстауна индейцы не раз на него нападали, и во время одного из набегов Смит, отправившийся на разведку, был взят в плен. Тут‑то и началось самое интересное. По воспоминаниям самого забияки, любимая дочь вождя Покахонтас воспылала к нему страстью и закрыла его своим телом, не дав совершить казнь. По мнению же многих исследователей, Смит неверно понял символический обряд замирения, разыгранный с подачи мудрого вождя, который предпочел войне торговлю с британцами.

Действительно, в версии авантюриста есть все основания сомневаться. Во-первых, он слишком уж часто рассказывал, что его спасали женщины. Во-вторых, он не был красив – приземистый мужчина, заросший бородой. В-третьих, Покахонтас, чье настоящее имя было Матоака («покахонтас» переводится как «непоседа»), во время их первой встречи в 1607 году было всего 13 лет.

Как бы то ни было, отнош­ения между индейцами и поселенцами после этого несколько наладились, и провизия «краснокожих» помогла британцам пережить первые голодные годы в Новом Свете. Покахонтас больше других общалась с «бледнолицыми», за что ей англичане сполна отплатили, взяв ее в 1612 году в заложницы, дабы вернуть пленников, томившихся у индейцев.

Хотя девушка в самом деле была любимой дочерью, у Вахунсунакока была еще сотня детей, и переговоры об обмене сорвались. Смита к тому времени в колонии уже давно не было – он еще в 1609‑м, после серьезного ожога, уплыл на родину, причем Покахонтас сообщили, что он умер. Так что компанию пленнице составил молодой поселенец Джон Рольф, человек набожный и предприимчивый. Именно ему принадлежит идея выращивать в Виргинии не местный, а бермудский, более качественный сорт табака, который и сейчас составляет значительную часть аграрной продукции штата.

Под влиянием Рольфа Покахонтас крестилась, приняв имя Ребекка, и вышла за Джона замуж. Вскоре у них родился сын Томас. В 1616 году супруги уехали в Англию, чтобы привлечь в Виргинию инвесторов и поселенцев. Покахонтас произвела настоящую сенсацию при дворе, где ее именовали «принцессой», однако в 1617 году она умерла, подхватив одну из европейских болезней, от которых у нее не было иммунитета.

Вскоре после этого умер и ее отец. Его младший брат, ставший вождем, не был склонен к дипломатии и торговле. Он пытался силой выдавить британцев из Америки, но те уже достаточно освоились в Новом Свете, чтобы уйти просто так. К тому же индейцам мешали отсутствие огнестрельного оружия и междоусобица. В итоге Северная Америка стала британской, а от некогда могущественного союза Вахунсунакока до нашего времени дожили лишь несколько тысяч индейцев, давно утративших язык предков.

ФИЛОСОФ В КИНО

Из России начала XXI века судьба Покахонтас может показаться печальным историческим фактом, не заслуживающим особого внимания. Однако в американской идеологии этот сюжет сыграл огромную роль. В нем видели принятие «лучшими из индейцев» как христианской веры, так и европейской цивилизации. Это было своеобразное оправдание покорения страны завоевателями.

Не зря ведь один из любимых американских праздников, День Благодарения, восходит к совместному торжеству колонистов и индейцев осенью 1621 года в Плимуте, штат Массачусетс. Ничем хорошим для индейцев это не кончилось, но как приятно забыть о последующих кровавых войнах и помнить только светлое начало!

Именно поэтому о Покахонтас было написано немало книг, а в XX веке снято несколько фильмов. Впрочем, качество этих произведений не было впечатляющим, и зрительского внимания заслуживает лишь диснеевская анимационная лента «Покахонтас» (1997), интересная не только вопиющей политкорректностью, но и большей серьезностью, чем у большинства творений знаменитого мультипликатора.

Среди тех, кто многие годы интересовался судьбой Покахонтас, был и режиссер Терренс Малик, одна из самых необычных фигур в истории Голливуда. Выходец из Техаса, он изучал философию в Гарварде и Оксфорде, преподавал ее в Массачусетском Технологическом институте и лишь в конце 1960‑х, когда ему было уже под тридцать, начал заниматься кино.

Уже первая его режиссерская работа «Пустоши» (1973) открыла недюжинный талант Малика в создании многоуровневых философских полотен, оставляющих огромный простор для осмысления и интерпретаций. Пять лет спустя он создал еще более интересную и красивую драму «Дни жатвы» («Оскар» за операторскую работу, режиссерский приз Канн), после чего на двадцать лет ушел из кино, уехав во Францию и вернувшись к преподаванию.

В 1998 году режиссер прервал добровольное изгнание, чтобы поставить военную драму «Тонкая красная линия» (семь номинаций на «Оскар», два приза Берлинского кинофестиваля). В ней Малик вновь продемонстрировал нежелание создавать банальное жанровое кино и избегать сложных философских проблем. И вот теперь режиссер решил заняться проектом «Новый мир», первая сценарная версия которого была написана еще четверть века назад. По его мнению, запутанная история отношений индейцев и поселенцев предоставляла уникальную возможность для изучения истоков американской цивилизации и художественного отображения всего многообразия человеческих страстей.

ГЕРОИ АМЕРИКИ

Размышляя о том, кто мог бы сыграть основных героев фильма, Малик уже достаточно давно подобрал звезд на две главные мужские роли. Джон Смит достался Фарреллу, ровеснику своего персонажа и личности не менее яркой, противоречивой и харизматичной. Что же касается Джона Рольфа, то этот образ воссоздаст Кристиан Бэйл, понравившийся режиссеру своим умением «растворяться» в роли и создавать как эффектных ключевых персонажей, так и более глубокие, хотя и не столь броские драматические характеры. Ведь Рольф в начале истории должен был находиться на втором плане и лишь затем выходить на авансцену.

Напротив, подбор актрисы на роль Покахонтас оказался настоящей пыткой. Малику нужно было отыскать девушку, которая одновременно могла бы сыграть и юную наивную 13‑летнюю Матоаку, и умудренную жизненным опытом 20‑летнюю Ребекку. К тому же исполнительница должна была быть похожей на индианку.

В течение многих месяцев ассистенты режиссера перебирали кандидатуры со всего мира, пока однажды к ним не попала фотография уроженки Германии К’Орианки Килхер, отец которой был южноамериканским индейцем. 14‑летняя дебютант­ка претендовала на роль в другой картине, но ее фото сразу привлекло внимание создателей ленты. Когда же они пригласили девочку в студию и устроили кинопробы, то сразу поняли, что поиски можно завершать. Героиня была найдена.

Из числа других значительных участников постановки стоит отметить Кристофера Пламмера (капитан Кристофер Ньюпорт, перевозивший поселенцев), Бена Чаплина (поселенец Иеху Робинсон) и канадца Августа Шелленберга (Вахунсунакок). Последний, несмотря на немецкое имя, самый настоящий индеец из племени могавков. Роль матери Покахонтас получила эскимоска Ирен Бедар, озвучивавшая заглавную героиню в диснеевской «Покахонтас»; она же была моделью для изображения Покахонтас в мультфильме. Интересно, что Кристиан Бэйл тоже принимал участие в той картине, хотя и в роли лишь второстепенного персонажа.

Вообще, подбирая исполнителей, Малик не отдавал предпочтения американцам, тем более что его имя для любого актера означало интересную и необычную работу. Самым важным для него было найти профессионалов, соответствующих его видению персонажей фильма и способных вжиться в образы людей, умерших четыреста лет назад.

ВОЗВРАЩЕНИЕ В ПРОШЛОЕ

Когда картина начинала создаваться, Малик и его команда были уверены, что снимать ее придется где‑нибудь на краю света. Разве могла в современных США сохраниться девственная природа, напоминающая Америку XVII века? Однако художник-постановщик Джек Фиск, уроженец Виргинии, предложил коллегам отправиться в те края, где и должны были по сценарию развиваться события. Каково же было их удивление, когда они обнаружили, что в округе Джеймстауна сохранилось немало нетронутых пейзажей!

В результате проект не уехал в Канаду, а переместился из Голливуда в Виргинию, получив возможность использовать помощь местных властей, специалистов‑историков и сохранившихся в тех местах индейцев, занятых в массовке. Мало того, создателям «Нового мира» позволили использовать построенные для музея первых поселенцев точные копии трех кораблей, которые привезли англичан в Америку. Это было огромным подспорьем, поскольку каждое из этих судов стоило два миллиона долларов и их постройка легла бы тяжким бременем на 30‑миллионный бюджет ленты и на график съемок.

Сэкономив на закладке кораблей, Малик «оттянулся» на наземном строительстве. Он решил снимать фильм на натуре, без использования искусственного освещения, не ограничивая себя в выборе операторских ракурсов. Поэтому строители должны были не просто соорудить стены‑декорации, обозначающие поселение колонистов, а создать настоящий форт со всеми внутренними зданиями, дабы их можно было снимать с любой точки.

При этом рабочие должны были пользоваться технологиями далекого прошлого, чтобы здания выглядели реалистично. Когда работа, продолжавшаяся два с половиной месяца, была завершена, строителям оставалось только восхищаться трудолюбию предков, которые должны были рубить, перетаскивать и обрабатывать огромные стволы деревьев, не используя лошадей, техники и современных орудий труда.

Воссоздавая быт поселенцев, постановщики картины могли использовать сохранившиеся письменные свидетельства, музейные реликвии и тому подобные вещи. Однако у индейцев не было письменности, и потому их культура тщательно реконструировалась по материалам раскопок, заметкам и зарисовкам тех немногих переселенцев, кто интересовался бытом «дикарей». К счастью, приближалась 400‑я годовщина основания Джеймстауна, в связи с чем многие ученые Виргинии активно занимались изучением того периода. Кинематографистам оставалось лишь пускать в дело результаты новейших исследований.

Одежда и оружие XVII века воссоздавалось столь же тщательно. Практически все делалось вручную, поэтому в фильме нет двух идентичных мушкетов. Учитывалось даже то, что в арсенале поселенцев находилось оружие не только британских, но и голландских производителей. При воссоздании индейской одежды использовались натуральные меха и кожи, выделанные по традиционным технологиям и, в основном, любезно предоставленные вождями нынешних племен.

Отдельной проблемой было искусственное состаривание всего, что появлялось на экране. Реквизиту придавалось настолько большое значение, что заниматься им должны были специально выделенные для этого люди, отвечавшие за то, чтобы костюмы и мушкеты не казались только что сделанными, а дома – сданными под ключ.

Особой подготовки потребовала и массовка. Сохранив внешность предков, индейцы утратили многие аспекты их культуры, поэтому для съемок им потребовалось пройти ускоренный курс всего и вся – от индейских наречий до танцев и умения обращаться с традиционным оружием. Понятно, «колонистам» тоже пришлось нелегко, но все же европейская культура XVII века была ближе к современной, чем индейская.

Итак, «Новый Свет» закончен и обещает быть любопытной постановкой. Правда, обещания эти в основном держатся на авторитете Терренса Малика, поскольку картину на хорошо известный исторический сюжет трудно назвать сценарным откровением. Но маловероятно, чтобы такой режиссер вдруг решил просто проиллюстрировать учебник. Так что посмотрим, какие философские и психологические идеи нашел постановщик в истории юной индианки и ее «бледнолицых» мужчин.

www.totaldvd.ru

 

 

Обсуждение фильма

 

 

Главная страница
Новости
Фильмы по алфавиту
Фильмы по жанрам
Фразы из фильмов
Новинки сайта
Актеры
Афиши
Услуги
Загрузить
Регистрация
Форум
О проекте

#