"Возвращение Супермена"
Название фильма: | Возвращение Супермена |
|
|
Страна-производитель: | США | ||
Английский: | Superman Returns | ||
Жанр: | фантастика / приключения | ||
Режиссер: | Брайан Сингер | ||
В ролях: | Кевин Спэйси, Брэндон Рут, Кейт Босуорт, Джеймс Марсден, Фрэнк Ланджелла, Сэм Хантингтон, Эва Мари Сент, Паркер Поузи, Кэл Пенн, Стефан Бендер, Уорвик Янг, Пета Уилсон, Марлон Брандо | ||
Год выпуска: | 2006 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
|
|||||||||||
Интересно:
Производство: Warner Bros., 2006
Продолжительность: 154 мин.
Прокат: Каро-Премьер
Продюсеры: Гилберт Эдлер, Джон Питерс, Брайан Сингер
Сценаристы: Майкл Догерти, Дэн Харрис
По сюжету Брайана Сингера, Майкла Догерти и Дэна Харриса
Оператор: Ньютон Томас Сигел
Композитор: Джон Оттман; использована музыка Джона Уильямса
Примечание:
Бюджет фильма – $260 млн.
Сборы в первый уик-энд – $52 млн. ($84.2 млн.) (1 место).
Долгожданный модернизированный ремейк классического кинокомикса «Супермен» (1978).
Главную роль в оригинале сыграл Кристофер Рив. Кроме этой ленты были сняты еще три продолжения (1980, 1983, 1987), а также телесериал «Лоис и Кларк: новые приключения Супермена».
После того, как прославившийся в независимом кино Кристофер Нолан модернизировал «Бэтмана», впечатленные руководители Warner Bros. намеренно пригласили другого «независимого», Брайана Сингера, чтобы воскресить Супермена.
Ради «Супермена» Сингер отказался от съемок третьей части «Людей Икс» (2006).
На роль Лоис претендовали Элиша Катберт, Клэйр Дэйнс, Миша Бартон, Кайра Найтли и Кери Расселл.· Фильм собирались снимать МакДжи и Бретт Ратнер; последний, в результате, поставил третьих «Людей Икс».
Пока проект контролировал Бретт Ратнер, на роль Супермена успели пригласить половину Голливуда – Джоша Хартнетта, Пола Уокера, Мэттью Бомера, Брендана Фрэйзера, Эштона Катчера, Дэвида Боурнэза, Генри Кэвилла, Йана Сомерхолдера и Джерри О’Коннелла. Ратнер покинул проект после того, как не смог договориться с руководством Warner Bros., кто же станет Суперменом.
Энтони Хопкинс должен был сыграть Джор-Эла в фильме Ратнера. После ухода режиссера ушел и Хопкинс. Брайан Сингер с этой ролью поступил проще – он взял кадры с Марлоном Брандо, который сыграл ту же роль в классическом «Супермене».
Джонни Деппа приглашали то на роль Лекса Лютора, то на роль Джор-Эла.
МакДжи, взявшийся за проект, требовал на главную роль либо Джейсона Бера, либо Джареда Падалецки. В роли Лоис у него бы появилась Скарлетт Йоханссон, в роли Джимми Ольсена – Шиа ЛаБёф.
Супермена очень хотел сыграть Джеймс Кэвиэзел, однако Сингеру казалось, что актер стал слишком популярным после «Страстей Христовых» (2004).
Брэндон Рут, малоизвестный, но внешне напоминавший Кристофера Рива, специально для роли набрал 20 фунтов мышечной массы.
Рут, пришедший на встречу с Сингером в кафе, неосторожно пролил на стол свой кофе. Сингер пришел в восторг – это был тот самый неловкий, неуклюжий Кларк Кент, которого он искал.
Как водится с такими крупными многострадальными проектами в Голливуде, он крутился в недрах студий десять лет и выдержал не одну сценарную чистку. Самый первый вариант сценария написал Кевин Смит, его даже предлагали реализовать Тиму Бертона. По сценарию Смита, Супермена убивал монстр по прозвищу Думсдэй (Судный день), после чего он воскресал и становился еще более могущественным, чем раньше. После длительной подготовки Warner Bros. решила отказаться от этого варианта, и предложила написать сценарий Дж. Дж. Абрамсу, создателю сериала «Псевдоним» и режиссеру третьей «Миссии невыполнима» (2006).
Еще одним сценаристом, взявшимся было за Супермена, стал Джонатан Лемкин. Он тоже решил умертвить супергероя, который перед смертью должен был оплодотворить Лоис и оставить потомство. Очень скоро наработки Лемкина были отвергнуты.
В конце 1990-х было совершенно очевидно, что Тим Бертон снимет «Жизнь Супермена». Студия даже поторопилась выпустить гигантские постеры с модернизированной литерой S, знаменитым брэндом Супермена, и фразой «Выходит в 1998-м». Несмотря на такие глобальные заверения и огромную предпремьерную подготовку, фильм так и не состоялся. · Фильм также предлагали снимать Майклу Бэю и Роберту Родригесу. Кандидатуру Бэя отклонила сама Warner Bros., а Родригес отказался, мотивируя тем, что не собирается делать кино о герое, который носит трусы поверх обтягивающего трико.
Едва за проект взялся Брайан Сингер, он первым делом привел за собой оператора Ньютона Томаса Сигела, композитора Джона Оттмана, художника Гая Дайаса и сценаристов Дэна Харриса и Майкла Догерти, с которыми работал над фильмом «Люди Икс-2» (2003).
В роли генерала Зода Сингер видел Джуда Лоу. Но Лоу умудрился несколько раз отказаться от роли, и Сингер лично вымарал этого персонажа из сценария.
На роль Джимми Ольсена претендовали Эрик Кристиан Ольсен, Тофер Грэйс и Шоун Эшмор. Роль досталась Сэму Хантингтону.
Фильм снимали в Сиднее, а семейный дом Кларка Кента нашли в другом австралийском городе – Тамуорт.· Бармена Бо играет Джек Ларсон; когда-то он был Джимми Ольсеном в старом телесериале «Приключения Супермена» (1952-1958)
Гертруду Вандерворт сыграла Ноэль Нилл, Лоис из того же сериала 1950-х.
В фильме 1400 спецэффектов.
Костюм Супермена был пошит из специальной ткани. Увы, разработчики не учли, что любое изделие из нее затрудняет передвижение, кроме того, ткань быстро приходила в негодность. Как итог – Супермену, точнее, Брендану Руту, пришлось сменить 80 костюмов, 100 плащей, 30 пар обуви и 90 ремней.
Дополнительная рецензия:
Планеты сошлись
Ну, это эпос. Уже на титрах видны космогонические амбиции "Возвращения Супермена" /Superman Returns/ (2006), затем два с половиной часа на "экшне" видно 260 млн. бюджета и на каждом объекте – бесценное чувство стиля Брайана Сингера. Так что, пожалуй, стиль, амбиции и деньги в конечном счете затерли тот неподъемный факт, что очередной римейк снимался шесть лет, сменил трех режиссеров и по дюжине кандидатов на главные роли. Вопрос "к чему это все" остается в некоторых местах, но "Возвращение Супермена" не развалилось, не надоело и даже не раздражает вульгарностью жанра.
Раздражает, как ни странно, только одно – классический суперменский костюмчик по комикс-моде 30-х годов. Ясно, что без него никак, но в костюмчике скрыты все вопросы к комиксу (к вневременному "Бэтмену: начало" /Batman Begins/ (2005) их было всего ничего). Начало, машинками и обстановкой стилизованное под 30-е, стремится побыстрее переехать в "современность", но внутри комикса это ничем не обосновано, и Сингер это знает, раз переезжает столь плавненько, втихую. А в "современности" парень в трико и накидке только портит легкомыслием своих ретро-супер-способностей заявленную космогонию. Чего он там ретро-порхает под куполом цирка, вместо того чтобы употребить нуль-транспортировку? Смешно же. То есть, если бы Супермена придумывали сегодня, он был бы другим со всеми потрохами – с планетой Криптон (где пропадал столько же, сколько кино снималось), с мотивацией своей двуличности (когда телевидение еще не началось, пределом мечтаний был газетный репортер). Ведь сюжет-то придумывали сегодня, и, будучи изображенным вроде Терминатора, без колготок, Супермен лишь усилил бы мотивацию происходящего, к комиксу даже можно было бы серьезно отнестись. И видно, что Сингер старался со "вселенским" "природным" сюжетом, старался со сведением реального и комиксового времени. Но стойкие традиции 30-х заковывают его в свод нелепых, устаревших условностей, королевство Сингеру маловато, разгуляться особенно негде. "Возвращение Супермена" смотрится совершенно без эмоций.
Впрочем, высказанная претензия ни в коей мере не относится к артисту Брэндону Руту. Он – один из тех трех китов, на которых Сингер поставил свой проект, и не зря его так долго подбирали. Сходство Рута с покойным Кристофером Ривом – почти мистическое, только глаза немножко разные. Весь фильм дополнительно следишь за сходством, видя наглядный пример всемогущества кинематографа, включающего смерть. За удачу лица, возраста и роста прощаешь то, что актер Рут – довольно средний. Тем более, рядом с ним донельзя артистичен Кевин Спэйси в роли Лекса Лютера, второй "кит" проекта. Даже какие-то супер-злодейские планы он строит, как живой, с юмором и спокойно, с нормальными человеческими реакциями в купальном халате после ванной. Наш человек, почти Краско. Пожалуй, Спэйси переиграл Джина Хэкмана из фильма Доннера и во многом сработал на "современный" вид комикса. Третьим "китом" при этом стало именно чередование "линии" Лекса и "линии" Супермена, каждая из которых имеет свое сюжетное развитие, стилистическое решение и набор аттракционов. Именно за счет чередования экшн не тупо копится, как в "Миссия: Невыполнима 3" /Mission: Impossible III/ (2006), а сцепляется друг с другом и не дает скучать.
Всю предысторию с Криптоном Сингер счастливо дал одним титром и легко от нее отделался. Правда, потом не лишил себя удовольствия удариться в воспоминания, как мальчик Кларк Кент (Кал-Эл) превратился в Супермена, но ненадолго и с аттракционом первого порхания во ржи. Затем фильм построен четко "пообъектно". Супермен вернулся на Землю, Лекс Лютер вышел из тюрьмы и, пока их пути не пересекутся, нас подводят к центру сюжета чередой хороших и разных свидетельств могущества кино:
Лекс Лютер в Арктике находит ледово-кристаллический дворец, в недрах которого (Вот он!!! Вот он!!!) появляется пресловутое цифровое изображение Марлона Брандо (покойный отец Супермена из фильма Доннера)
Супермен для начала спасает любимую Лоис Лэйн (Кейт Босуорт) вместе с целым авиалайнером, не сумевшим отстыковаться от космического челнока (чтобы не лишать вас собственного удовольствия, не надо акцентировать последовательность этого весомого "объекта", но конец на стадионе весьма, весьма).
Лекс Лютер тем временем экспериментирует с уворованными кристаллами на макете одноэтажной Америки (самый прикол, что крушения и взрывы сделаны именно на макете с вырезанными из жести человеческими фигурками).
Супермен спасает от взрывов и крушений всех людей на всем свете, от Бомбея до Лондона, включая подружку Лютера (Паркер Поузи), к которой его ревнует Лоис Лэйн, живущая с другим и имеющая ребенка (отдельный аттракцион – с самого начала ясно, что ребенок не от другого, и надо только дождаться, когда он проявит свои суперменские способности).
Лекс Лютер демонстрирует подручным, что хочет сделать с Америкой.
Супермен при ограблении банка отбивает летящую пулю непосредственно голубым глазом.
Лекс Лютер начинает трансформацию Земли.
Супермен спасает семью Лейн из потонувшей яхты.
Лекс Лютер строит Атлантиду.
В тщетных попытках помешать ему строить Супермен получает криптоновое перо в бок...
Ну, это далеко не полный список эффектов, но было бы как-то глупо описывать огромный финальный "объект" со всеми прибамбасами, достойными упоминания. Но апофеоз – почти оперный по охвату стихий (музыка, кстати, тоже все кино симфоническая). Он есть, концы сошлись от Атлантиды до Криптона сквозь Метрополис, и, значит, фильм сложился. Отметить хочется, что внутри каждой из сцен еще масса мелких аттракциончиков, очень складно пригнанных друг к другу, поэтому то, что выше пересказано, не является спойлером. Просто надо учитывать, что все модные ныне воздушные, водные, тектонические катаклизмы Сингер снимал не самодостаточно, как в каких-нибудь "стелсах" или "посейдонах", но в едином строю с присутствующими здесь дамами. С твердым знанием, вероятно, из английского костюмного кино, какие модные туфли нужно сбросить Кейт Босуорт, чтобы встать на ступни Супермена, перед тем как он примется левитировать. Разумеется, с сантиментами между Лоис и Суперменом Сингер переборщил, но что ж – это тоже тяжелое наследие 30-х. А решение ситуации в общем здравое, и, главное, он нисколько не переборщил с компьютерными эффектами при их безумном обилии. Можно даже простить недоговоренность, зачем Лютеру уничтожать Америку. Можно додумать, "кто бы тогда стал покупать участки Атлантиды, если бы было полно прерий".
Недостаток юмора, разумеется, никаким космосом не оправдан, отчего сиквел "Пиратов..." и опередил римейк "Супермена" на пару пунктов в американских чартах при несколько меньшем бюджете. Но любопытно, что ни "Люди Икс: Последняя битва" /X-Men: The Last Stand/ (2006), ни "Возвращение Супермена" не потеряли от перемены мест Брайана Сингера и Бретта Рэтнера. Ремесло в Голливуде – вот космические высоты.
К.Тарханова
Вот тихий кто-то пролетел...
Супермены рано потянулись на юг — к тектоническим разломам
(народная примета)
Какая глыба, какой матёрый человечище…
В.И. Ленин
Брайан Сингер в мире кинокомиксов фигура не последняя, успех его «Людей Икс» во многом был предопределён той настойчивостью, с которой тогда ещё не слишком опытный режиссёр с начала и до конца снимал «серьёзный комикс» — его герои если шутят, то с грацией завсегдатая техасских салунов вековой давности, им очень непросто живётся в нашем мире, и все окружающие их спецэффекты приносят им исключительно головную боль, а не счастье. Эта манера, при всей её сложноприменимости к лёгкому жанру героического комикса, любящего аляповатые плащи и сюжетный минимализм, заставила разрозненную компанию американских комиксоманов дружно вступить в клуб «Мы любим Сингера!», обеспечив его фильмам популярность и кассу.
Да, Сингер — самый настоящий фанат героических комиксов, они у него выходят если и с притопом-прихлопом, то исключительно с серьёзным притопом и решительным прихлопом. Там где другие балуются (столь же серьёзный «Бэтмэн: Начало» появился лишь в 2005 году), Сингер работает. А потому, взявшись за реинкарнацию «Супермена», он не стал заморачиваться проблемами своих несостоявшихся предшественников на посту режиссёра-реаниматора, мучившихся объяснением, где же так долго пропадал Супермен, а просто сказал себе «он улетел, но он обещал вернуться» и начал со старой своей иксменовской командой писать сценарий прямо вот так, с третьей цифры. «Выбравшись из космической пучины, Супермен мощными гиперпрыжками полетел к Земле». Ну, а Кларк Кент? О, на этот счёт у авторов была своя, столь же немудрящая теория.
Супермен летал на Криптон, поклониться могилам предков. А Кларк Кент ездил к тибетским ламам, дабы набраться жизненной мудрости. Супермен ничего на месте Криптона не нашёл. Кларк Кент тоже премудростей не набрался. И только благодаря релятивистскому эффекту сжатия времени в кино с 80го года прошло не 16 лет, а всего 5. Ну, с кем не бывает.
И вот, как я уже говорил, с той же цифры — синяя надпись, затяжные ретротитры и первые пассажи уильямсовской увертюры дают такой мощный эффект дежа-вю, что хочется увидеть убегающие вдаль буквы «в далёкой-далёкой галактике». Супермен вернулся, а ничего не изменилось, так порешил для себя Брайан Сингер, и потому, если вы не готовы к такому повороту событий в эпоху умершего, но так и не похороненного постмодернизма, держите ваши шляпы, ибо волосы под ними начнут изрядно шевелиться.
Режиссёр остался верен себе, с таким каменным выражением на лице большие супергероические глупости ещё не делались. За всё время неслабого хронометража мы будем следить с замиранием сердца за полётами во сне и наяву, костеря бесконечную сантабарбару романтической линии, лишь изредка перемежаемой спецэффектным рубиловом вроде спасения американской космической программы, американских земельных угодий и простых американцев, выпавших из окна бигмачной.
Да, компьютерная графика впечатляет. Но столь бардачные, бессмысленные и беспощадные сюжеты американский кинематограф рожает не так уж часто. Все эти пулицеровские премии, спасение утопающих силами самих утопающих, вред курения, возрождение из мертвых и обязательное «я твой отец — я твой мать» заставляет среднего зрителя смеяться до икоты. Ни единой шутки, ни единого момента хотя бы лёгкой самоиронии — одно большое голубое бронированное трико и красные трусы поперёк экрана.
Американские фанаты фильм превозносят — ура! возрождение культового франчайза! человек из стали вернулся! Да ради бога. Но практика показывает, что даже столь яростного фанатизма при рекордном для мирового кинобизнеса бюджете — не хватает. У лидеров жанра в разы больше денег, потому что — самоиронично, а не с каменным лицом, потому что — живо, а не «посвящается», потому что — есть и сюжет, и лёгкая мораль, и развитие персонажей, а не иконы-иконы-иконы, иконостас какой-то.
Таких деревянных главных героев кинематограф не упомнит. Три шутки Лекса Лютера (неплохих, хотя и испорченных озвучкой), которые мы видели в роликах — в фильме так и остались тремя шутками, ни одной не забыли господа промоутеры, ибо на безрыбье. Балбес-Кент раздражает, барышня, что с Лютером — непонятна, будто это три разных персонажа, позаимствованных из трёх разных (уже виденных) фильмов, а потом по глупости сценаристов превращённых в одну даму с собачкой. Даже бесконечная как бразильское мыло тема криптонита и Лекса Лютора — не раскрыта ни разу, разве что космос теперь загрязнён шальным криптонитосодержащим метеоритом.
Да и мегапроблематика катаклизмических кристаллов непонятного генезиса и изначального происхождения — да и как они на воздушной сырости прорастать не начали — всё это получается напыщенно и в массе не понятно, зачем, почему. Сам же Лютор явно недотягивает до любимых бёртоновских маньяков-антигероев, слишком много логики (тем не менее, хромающей), слишком маловразумительные детали паззла — с загадочным освобождением из тюрьмы, загадочным охмурением старушки с загадочными «неземными наслаждениями», которые он ей доставил (дети! закройте уши!), после чего поплыл прямо на прогулочной яхте в самые льды Арктики аки твой ледокол «Ленин».
И так весь фильм, ко всему прочему настолько перегруженный семейно-романтическим пафосом, что скулы сводит, а диснеевские былые семейные фильмы смотрятся кромешными трэшаками на фоне такого аццкого гломура. Итог — чисто фанатское кино с идиотским, натужным и пафосным сюжетом, реанимированным на компьютере Марлоном Брандо (помните, как в «Небесном капитане» реанимировали Лоуренса Оливье?), а также большим количеством в разной степени уместных спецэффектов, ради которых в кино в итоге идти и не очень-то стоит. Если вы, повторюсь, не фанат.
Любите кино, эта любовь вам скоро понадобится, ибо грядёт ещё один сингеровский «Супермен», а напоследок вот вам пара фактов о том, какое «Возвращение Супермена» мы уже никогда не увидим:
В разные годы за режиссуру проекта безуспешно предполагалось засадить Бретта Раттнера (по сценарию Джей-Джей Абрамса) и Тима Бёртона (по сценарию Кевина Смита), также планировались на эту роль Майкл Бэй и Роберт Родригес.
В разные годы в проект безуспешно приглашались актёры: Клер Дэйнс (Лоис Лэйн), Энтони Хопкинс (Джор-Эль), Скарлетт Йоханссон (Лоис Лэйн), Джуд Ло (генерал Зод, в окончательном сценарии персонаж отсутствует), Кира Найтли (Лоис Лэйн), Джим Кавизель (Супермен).
И ещё один занятный факт: Брэндон Рут, Кейт Босуорт и Кевин Спейси подписали контракт на съёмки, не читая сценарий. Причём Брэндон Рут был утверждён на роль после бизнес-ланча с режиссёром, где он смешно разлил по столу свою чашку с кофе.
Роман КОРНЕЕВ