Описание фильма

"Караваджо"   

Название фильма: Караваджо
Караваджо
Страна-производитель: Великобритания
Английский: Caravaggio
Жанр: драма / биографический
Режиссер: Дерек Джарман /Derek Jarman/
В ролях: Найджел Терри /Nigel Terry/, Шон Бин /Sean Bean/, Гарри Купер /Garry Cooper/, Спенсер Ли /Spencer Leigh/, Тилда Суинтон /Tilda Swinton/, Майкл Гаф /Michael Gough/
Год выпуска: 1986
Наша оценка:
Купить
 
сюжет и комментарии
интересно
 

Сюжет и комментарий

Дерек Джарман снял «Караваджо» за пять недель. Но готовился он к съемкам этого фильма семь лет. Как видно, не зря. Фильм получил «Серебряного медведя» на Берлинском кинофестивале и навсегда был записан в перечень классических лент кинематографа. Весь фильм – это болезненные ретроспекции из «римского периода» Караваджо, находящегося на смертном одре в Порто Эрколе. Пассионарный замес любви и творчества, бисексуальный любовный треугольник и зависимость художника от меценатов – вот основные темы, которые затрагивает режиссер в этом фильме. «Караваджо», каким бы «арт-хаусным» он ни был, все ж таки, биографическое произведение. Поэтому он может рассматриваться с точки зрения того, насколько удачно задействованы художественное наследие художника и реальные факты из его жизни. Напомним, что основным вкладом Караваджо в развитие живописи было изобретение особого направленного света и использование реалистичных брутальных мотивов. Несомненным и основным достоинством фильма Джармана является своеобразная стилизация под Караваджо. Каждый кадр построен в соответствии с художественными принципами итальянского автора. «Караваджо» – это именно тот случай, когда можно употребить патетичное словосочетание «ожившие полотна». Стилизация Джармана выдерживает и динамику, и озвучание, и даже анахронизмы (в кадрах появляются грузовик, печатная машинка, слышно радио).Что же касается биографических фактов, то Джарман так фактурно сформировал героев, что не возникает никаких сомнений в истинности описываемых событий. Например, главный миф, созданный Дереком Джарманом, касается бисексуальной ориентации Караваджо. Конечно, все возможно, но единственным доказательством, подтверждающим это можно считать лишь то, что у художника крайне мало обнаженной женской натуры. Это действительно для того времени факт удивительный, но его можно интерпретировать гораздо скромней: обнаженная женщина – это прекрасная форма, а живописец пытался уйти от идеализации. Убийство, из-за которого ему пришлось покинуть Рим, Караваджо действительно совершал, однако причиной тому была вовсе не любовная коллизия, а спор во время игры в мяч. Жертва, некий Рануччио Томассони, был отнюдь не нищим маргиналом, а выходцем из знатного рода (поэтому-то художник и бежал). Одной из центральных фигур фильма является подмастерье художника, в то время как на самом деле Караваджо учеников после себя не оставил. Загадочная же Лена (ее играет Тильда Суинтон), действительно, существовала, она была причиной одного из скандалов, учиненных художником. В фильме ее находят мертвой в воде, и на самом деле в «Успении Мадонны», которая писалась с Лены, та изображена с опухшим лицом, как у утопленницы.Джарман пользуется биографией Караваджо, как мозаикой, переставляя и даже перевирая факты. Но он и не скрывает этого и всячески избегает документализма: ведь, всем ясно, что в XVII веке не было грузовиков и джаза.
Денис Крюков

Еще:

Пожалуй, самая любопытная работа британского художника и режиссера-авангардиста Дерека Джармана, смешавшего в этой ироничной биографии обитателя богемного квартала современного Лондона эстетику художника с дерзкой гомосексуальной чувственностью. Выстроив при помощи собственной фантазии жизнь итальянского живописца начала XVII века Караваджо (о нем почти ничего неизвестно), Джарман драматизирует потребность художника в покровительстве, его религиозную исступленность и сексуальность. Отметив, как Караваджо необычно сильно акцентирует внимание на изображении мускулов на теле Святого Иоанна, режиссер проводит сексуальную связь между художником (Найджел Терри) и натурщиком Рануччо Томасони (Шон Бин), уличным бродягой, служившим ему моделью. Любовница Рануччо (Тильда Суинтон) позировала Караваджо для изображения Марии Магдалины и Святой Девы на самых известных холстах художника. Хотя Джарман обрывает все повествовательные условности самыми очевидными анохронизмами — пишущие машинки, мотоциклы и т. п. — фильм следует самым старым клише голливудских биографий ("Жажда жизни", "Мулен Руж"): искусство есть нечто большее, чем просто передача личного жизненного опыта, чем жизнь, запечатленная на холсте. Процесс творчества неуловим, вдохновение мастера как озарение — то ускользает, то вновь посещает его.
Джарман, постоянный борец за права "голубых", умер от СПИДа в 1994 году в возрасте 52 лет, а его искусство, обычно не выходящее за рамки фестивальных просмотров, оказало большое влияние на музыкальное видео. ("Heart Shaped Box" группы "Нирвана", "Losing My Religion" группы "REM"). (М. Иванов)

Обсуждение фильма

 

 

Главная страница
Новости
Фильмы по алфавиту
Фильмы по жанрам
Фразы из фильмов
Новинки сайта
Актеры
Афиши
Услуги
Загрузить
Регистрация
Форум
О проекте

#