"Караваджо"
Название фильма: | Караваджо |
|
|
Страна-производитель: | Великобритания | ||
Английский: | Caravaggio | ||
Жанр: | драма / биографический | ||
Режиссер: | Дерек Джарман /Derek Jarman/ | ||
В ролях: | Найджел Терри /Nigel Terry/, Шон Бин /Sean Bean/, Гарри Купер /Garry Cooper/, Спенсер Ли /Spencer Leigh/, Тилда Суинтон /Tilda Swinton/, Майкл Гаф /Michael Gough/ | ||
Год выпуска: | 1986 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
||||||||
Сюжет и комментарий
Дерек Джарман снял «Караваджо» за пять недель. Но готовился он к съемкам этого фильма семь лет. Как видно, не зря. Фильм получил «Серебряного медведя» на Берлинском кинофестивале и навсегда был записан в перечень классических лент кинематографа. Весь фильм – это болезненные ретроспекции из «римского периода» Караваджо, находящегося на смертном одре в Порто Эрколе. Пассионарный замес любви и творчества, бисексуальный любовный треугольник и зависимость художника от меценатов – вот основные темы, которые затрагивает режиссер в этом фильме. «Караваджо», каким бы «арт-хаусным» он ни был, все ж таки, биографическое произведение. Поэтому он может рассматриваться с точки зрения того, насколько удачно задействованы художественное наследие художника и реальные факты из его жизни. Напомним, что основным вкладом Караваджо в развитие живописи было изобретение особого направленного света и использование реалистичных брутальных мотивов. Несомненным и основным достоинством фильма Джармана является своеобразная стилизация под Караваджо. Каждый кадр построен в соответствии с художественными принципами итальянского автора. «Караваджо» – это именно тот случай, когда можно употребить патетичное словосочетание «ожившие полотна». Стилизация Джармана выдерживает и динамику, и озвучание, и даже анахронизмы (в кадрах появляются грузовик, печатная машинка, слышно радио).Что же касается биографических фактов, то Джарман так фактурно сформировал героев, что не возникает никаких сомнений в истинности описываемых событий. Например, главный миф, созданный Дереком Джарманом, касается бисексуальной ориентации Караваджо. Конечно, все возможно, но единственным доказательством, подтверждающим это можно считать лишь то, что у художника крайне мало обнаженной женской натуры. Это действительно для того времени факт удивительный, но его можно интерпретировать гораздо скромней: обнаженная женщина – это прекрасная форма, а живописец пытался уйти от идеализации. Убийство, из-за которого ему пришлось покинуть Рим, Караваджо действительно совершал, однако причиной тому была вовсе не любовная коллизия, а спор во время игры в мяч. Жертва, некий Рануччио Томассони, был отнюдь не нищим маргиналом, а выходцем из знатного рода (поэтому-то художник и бежал). Одной из центральных фигур фильма является подмастерье художника, в то время как на самом деле Караваджо учеников после себя не оставил. Загадочная же Лена (ее играет Тильда Суинтон), действительно, существовала, она была причиной одного из скандалов, учиненных художником. В фильме ее находят мертвой в воде, и на самом деле в «Успении Мадонны», которая писалась с Лены, та изображена с опухшим лицом, как у утопленницы.Джарман пользуется биографией Караваджо, как мозаикой, переставляя и даже перевирая факты. Но он и не скрывает этого и всячески избегает документализма: ведь, всем ясно, что в XVII веке не было грузовиков и джаза.
Денис Крюков
Еще:
Пожалуй, самая любопытная работа британского художника и режиссера-авангардиста Дерека Джармана, смешавшего в этой ироничной биографии обитателя богемного квартала современного Лондона эстетику художника с дерзкой гомосексуальной чувственностью. Выстроив при помощи собственной фантазии жизнь итальянского живописца начала XVII века Караваджо (о нем почти ничего неизвестно), Джарман драматизирует потребность художника в покровительстве, его религиозную исступленность и сексуальность. Отметив, как Караваджо необычно сильно акцентирует внимание на изображении мускулов на теле Святого Иоанна, режиссер проводит сексуальную связь между художником (Найджел Терри) и натурщиком Рануччо Томасони (Шон Бин), уличным бродягой, служившим ему моделью. Любовница Рануччо (Тильда Суинтон) позировала Караваджо для изображения Марии Магдалины и Святой Девы на самых известных холстах художника. Хотя Джарман обрывает все повествовательные условности самыми очевидными анохронизмами — пишущие машинки, мотоциклы и т. п. — фильм следует самым старым клише голливудских биографий ("Жажда жизни", "Мулен Руж"): искусство есть нечто большее, чем просто передача личного жизненного опыта, чем жизнь, запечатленная на холсте. Процесс творчества неуловим, вдохновение мастера как озарение — то ускользает, то вновь посещает его.
Джарман, постоянный борец за права "голубых", умер от СПИДа в 1994 году в возрасте 52 лет, а его искусство, обычно не выходящее за рамки фестивальных просмотров, оказало большое влияние на музыкальное видео. ("Heart Shaped Box" группы "Нирвана", "Losing My Religion" группы "REM"). (М. Иванов)