"Кухонные байки "
|
Название фильма: |
Кухонные байки |
|
Страна-производитель: |
Норвегия-Швеция |
Английский: |
Salmer Fra Kjokkenet |
Жанр: |
комедия / трагедия |
Режиссер: |
Бент Хамер |
В ролях: |
Йоахим Калмейер, Томас Норстрём, Бьорн Флоберг, Рейне Бринольфссон, Сверре Анкер Усдаль, Лейф Андре, Гард Б. Эйдсволд, Леннарт Янкель, Тронд Бранне, Бьорн Йенсег, Йан Гуннар Ройзи, Карин Лунден |
Год выпуска: |
2003 |
Наша оценка: |
|
|
Купить |
|
Сюжет и комментарий
"Кухонные байки", включенные в "двухнедельник режиссеров" 56-го МКФ в Каннах, даже выдвигались на "Оскар" от Норвегии, скандинавской страны, чей кинематограф за многие годы так и не дал миру ни одного режиссера экстра-класса. Наверное, Бент Хамер мог бы претендовать на европейскую славу и любовь зрителей, если бы его сюжет не был так по-провинциальному зануден. А любовь у критиков он заслужил давно, так как его абсурдистская комедия "Яйца"(1995) снискала симпатии еще на конкурсном показе Московского МКФ в 1996 году. Уже тогда его называли учеником Бастера Китона и Жака Тати.
На первый взгляд "Кухонные байки" больше похожи на раздутый до полутора часов анекдот, но по мере развития неспешного сюжета начинаешь понимать, что это не так. Это скорее насмешка над слепой верой в технический прогресс и сатирический взгляд на социализм с человеческим лицом по-шведски. Ведь фильм рассказывает о неудавшемся эксперименте шведских социальных служб, когда в 50-е годы они отправили 18 наблюдателей в сельский район Норвегии, чтобы те отследили, сколько времени неженатые мужчины тратят на перемещения по кухне за 6 недель. Швед Фольке начинает отслеживать все перемещения старого холостяка Изака, как говорится, не отходя от кассы. Поначалу обследуемый и наблюдатель дичатся друг друга, к тому же Фольке запрещено беседовать с подопытным, нелюдимым и одиноким хозяином скромного жилища. Ему остается только сидеть на специально оборудованном "насесте" и вычерчивать в альбоме причудливые траектории движения испытуемого. Но вскоре заданную роль пассивного объекта наблюдения Изак нарушает: он сам просверливает в полу дырку и начинает свое наблюдение за Фольке. Это лишь первый этап сближения двух таких разных мужчин, в финале они даже станут неразлучными друзьями. Хотя для этого Фольке придется со скандалом уйти с работы. Тем самым решительно протестуя против социального манипулирования, позитивизма и бихевиоризма в человеческих взаимоотношениях.
Режиссеру удается умело высекать незлобивый юмор практически из всех обыденных ситуаций, в которые попадают стеснительные персонажи. Хамера не интересуют психологические глубины и дешевые шутки. Его история лишена и малейшего намека на сентиментальность. Трогательные и немного нелепые персонажи сходны с героями финских братьев Каурисмяки. Но в отличие от сумрачных героев Кариусмяки герои Хамера заражены предрассудками, они еще поначалу верят в унификацию и возможность создания гиперрационального мира. Картину "Кухонные байки" можно рассматривать и как тонкую издевку над ныне популярными "реалити-шоу". Только у Хамера камеры заменяют люди-наблюдатели. В результате получилось доброе и человечное кино, хотя и несколько вялое для зрителей современной эпохи ускорения.
Виталий Трофимов, специально для Другое Кино
Обсуждение фильма