"Ложное движение "
|
Название фильма: |
Ложное движение |
|
Страна-производитель: |
Германия |
Английский: |
Wrong Movement, The / Falsche Bewegung |
Жанр: |
приключения |
Режиссер: |
Вим Вендерс (Wim Wenders) |
В ролях: |
Рюдигер Фоглер (Rudiger Vogler), Ханна Шигулла (Hanna Schygulla), Марианна Хоппе (Marianne Hoppe), Настасья Кински (в титрах указана как Nastassja Nakszynski) |
Год выпуска: |
1975 |
Наша оценка: |
|
|
Купить |
|
Сюжет и комментарий
Наслушавшись группы The Troggs, молодой человек Вильгельм разбивает окно своего кабинета. Мама решает, что мальчику пора стать писателем. Она продает магазин и на вырученные деньги снаряжает его в Бонн за впечатлениями для книги. Так начинается фильм Вима Вендерса «Ложное движение» по роману Гете, переделанным Петером Хандке. В романе Вильгельм очарован театром. Ему кажется, что только на сцене бюргер может стать полноценной личностью и сравняться со знатью. В итоге Гете приводит своего героя к пониманию, что его предназначение – деяния на благо общества. В фильме Вильгельм ничем не очарован. Его заботит: «Как я могу стать писателем, если мне не интересны люди?» Нет, он не мизантроп. Напротив, добродушен и быстро обзаводится компанией. Среди его попутчиков бродячая акробатка Миньон (Настасья Кински) и ее аккомпаниатор с темным прошлым, театральная актриса (Ханна Шигулла), поэт-самоучка. Свита Вильгельма то и дело роняет фразы, проясняющие отрыв фильма от романа. Актриса скажет, что повторять чужие слова – абсолютное унижение. Хозяин особняка отпустит ряд замечаний об одиночестве. Мол, оно доступно только в присутствии других. Примеряя на себя случайный взгляд окружающих, можно представить себе, каким одиноким видишься другим. Общительность оборачивается прямой дорогой к изоляции. Какой после этого Гете с его общественно полезным трудом? В отличие от авангардистов других стран, где Пушкиных легко сбросить с корабля современности, а Моне Лизе - подрисовать усы, немцам пришлось разбираться с традицией всерьез. Может, изменить саму функцию искусства? Вот Вильгельм делает пустяковые записи. Что-то о том, как хочется написать хоть что-то. Но даже такая чепуха полезна при новом подходе. Вильгельм заметит, что невозможно писать с натуры. Для начала надо закрыть глаза и представить только что виденное. Тогда-то и проступят детали, которых не заметил в упор. Писать – это замечать то, что глаза не пропускают в мозг. Например, что добродушие и неспособность сопереживать взаимосвязаны. Так психологические нюансы перетекают в сферу политики. И уже трудно найти место самоубийству бюргеров, выдуманным снам любовницы и аккомпанементу губной гармошки бывшего нацистского солдата.
Вадим Агапов
Обсуждение фильма