Описание фильма

"Мертвец"   

Название фильма: Мертвец
Мертвец
Страна-производитель: США-Германия-Япония
Английский: Dead man
Жанр: мистика / вестерн
Режиссер: Джим Джармуш
В ролях: Джонни Депп, Гэри Фэрмер, Мили Эвитал, Гэбриэл Бирн, Криспин Гловер, Роберт Митчем, Джон Херт, Джон Норт, Лэнс Хенриксен, Майкл Уинкотт, Юджин Берд, Билли Боб Торнтон, Альфред Молина, Джаред Харрис, Гибби Хэйнс, Джордж Дакуорт, Ричард Боэс, Питер Шрам
Год выпуска: 1995
Наша оценка:
Купить
 
сюжет и комментарии
интересно
фразы
кадры из фильма
 

Сюжет и комментарий

Поворот навстречу зрителям

«Мертвец» вышел в 1995 году одновременно с «Криминальным чтивом» (Pulp Fiction) – и, конечно же, был немедленно с ним сопоставлен. Однако миновали 90-е, и теперь, спустя 10 лет хорошо видно, что действительно, именно этим двум картинам суждено было стать, наверное, наиболее яркими символами американского авторского кино того времени.
И дело здесь не столько в громком успехе этих двух картин (триумф «Мертвеца» был больше зрительским, чем фестивальным), сколько в том, что они обе интересным образом подтвердили и дополнительно реактивировали многие наиболее актуальные тенденции искусства начала-середины 90-х гг.
Так, и «Чтиво», и «Мертвец» сознательно, даже фрондёрски построены на кодах и символах массовой культуры, что полностью совпадает с повсеместной тогда модой на китч. Однако если для Квентина Тарантино масскульт был изначально родной стихией, в «Чтиве» «всего лишь» усиленной по сравнению с «Бешеными псами», но ослабленной, если вспомнить сценарий «Настоящей любви» (True Romance, 1991), то Джармуш, уже имевший репутацию художника «не для всех», словно прошел обряд посвящения, поддался постмодернисткому искусу. Зрители, привыкшие к бескомпромиссной «альтернативе» ранних картин, были потрясены. В главной роли – самая модная, пусть и «независимая», киновезда того времени, красавец и лицо глянцевых обложек Джонни Депп (!). Место и время действия – Америка 19-го века (!). Условная «идеология» -- странная нью-эйджевая смесь из приблизительного Кастанеды и готического символизма поэзии Уильяма Блейка (!). Жанр – вестерн (!!). Словом, было, от чего выпасть в осадок.
Конечно же, немедленно нашлись эксперты, которые чуть ли не априори, по одному синопсису, отчислили Джармуша из священных рядов андерграунда – но всё-таки более внимательные зрители, и их оказалось большинство, отметили и совершенно беспрецедентную визуальную мощь картины (великолепный оператор Робби Мюллер), и нежную эстетику ожившего дагерротипа, и струящееся повествование, и вообще -- замах на совершенство в каждом кадре, каждом звуке, каждой фразе, каждой монтажной склейке. А самое главное -- за всем этим сногсшибательным великолепием не затерялся сам Джармуш со своим характерным чувством юмора (диалоги киллеров, охотников и вообще большинства второстепенных персонажей) и вербально трудно определяемым, но отчётливым мессаджем.
Впоследствии выяснилось, что разворот Джармуша навстречу масскульту был не единичным явлением – весь период, начиная с «Мертвеца» и по сей день, составляют картины, созданные в явно стилизаторском, чтобы не сказать постмодернистском ключе – самурайско-мафиозная драма («Пёс-призрак: путь самурая»), цикл вип-миниатюр («Кофе и сигареты»), сентиментально-лирическая комедия («Сломанные цветы»)... В картинах до 1995 года (интернациональная «Ночь на Земле» – исключение) режиссёр словно стремился открыть на карте некую собственную Америку. Начиная с 1995 года, уже сама Америка в лице своих фирменных жанров (вестерн, мафиозная драма и т.п.) начала активно искать и находить Джармуша как некое собственное утонченное наваждение.
Как видно теперь, высокую оценку «Мертвеца» не изменило время. До сих пор этот фильм цитируют, упоминают, копируют, пародируют и чтят. В мире наберется не одна тысяча фанатов, знающих «Мертвеца» покадрово. Тем более интересно посмотреть сцены, вырезанные из окончательной версии. Не говоря уже о том, что многие из них значимы логически и сюжетно. Например:
·Почему индеец Никто взялся помогать глупому белому человеку? (Ведь, когда они встретились, Никто еще не знал, что того зовут Уильям Блейк!)
·Какой странный сон приснился Блейку?
·Почему Никто счел этот сон символическим, но глупым?
·Опишите, наконец, сцену убийства молчаливым "немцем" Колом Нилсоном болтливого шотландца Конвея Твилла.
На все эти вопросы вы сможете ответить, посмотрев специальный бонус "Сцены, не вошедшие в фильм".
Петр Гринев

Обсуждение фильма

 

 

Главная страница
Новости
Фильмы по алфавиту
Фильмы по жанрам
Фразы из фильмов
Новинки сайта
Актеры
Афиши
Услуги
Загрузить
Регистрация
Форум
О проекте

#