"Страх над городом"
|
Название фильма: |
Страх над городом |
|
Страна-производитель: |
Франция |
Английский: |
Peur sur la ville |
Жанр: |
боевик / драма / триллер |
Режиссер: |
Анри Верней |
В ролях: |
Жан-Поль Бельмондо, Шарль Деннер, Адальберто Мария Мерли, Рози Варт, Катрин Морен |
Год выпуска: |
1975 |
Наша оценка: |
|
|
Купить |
|
Сюжет и комментарий
Известный фильм Анри Вернёя, если можно так выразиться, представляет собой «наш ответ» еще первым робким попыткам Голливуда ввести в жизнь новый жанр полицейского боевика: «Буллит», «Французский связной» и «Грязный Гарри». При первом просмотре «Страх над городом» мне как-то не понравился. Даже более того... Было это в далеком 1994 году, я очень хотел посмотреть этот фильм, но когда его показали по первому каналу, меня постигло разочарование. До уже виденных к тому времени мною «Профессионала», «Кто есть кто», «Человека вне закона» и «Одиночки» этот фильм как-то не дотягивал. Казалось, что в нем мало действия, затянут, много «ненужных» эпизодов, даже музыка Э. Морриконе какая-то «халтурная». Со временем мое мнение о картине все-таки изменилось к лучшему: не то чтобы фильм стал мне нравиться (наоборот, все сказанное о нем, особенно о музыке, я подтверждаю), просто нужно отметить его важность, этапность для истории развития жанра. Это сейчас мы уже привыкли к сценам: бандиты выбегают на ступеньки банка, у банка останавливаются полицейские машины, из них выскакивают полицейские. Грабители бегут по ступенькам к своей машине, стреляя в полицию. Полиция стреляет, спрятавшись за машины. Случайные прохожие в панике падают на землю, кто-то сражен шальной пулей. Начинается преследование на машине. Полицейский, сидящий справа от шофера, стреляет в преследуемую машину, высунув из бокового окошечка руку с револьвером. А бандит разбивает заднее стекло, отстреливается из него из ружья. Пуля попадает в голову водителю- облачко крови «вспыхивает» на сеточке лобового стекла…
А тогда все это было в новинку: во многом именно «Страх над городом» определил развитие будущих французских фильмов с Ж.-П. Бельмондо и не только с ним. И в этом заслуга картины, тем более, что в непревзойденной до сих пор сцене погони в метро, Анри Вернёй превзошел Уильяма Фридкина, Питера Йэйтса и Дона Сигела. Итак, сюжет. У комиссара Жана Летелье есть свои принципы жизни и работы, от которых он не готов отступиться. Поэтому, когда во время преследования опасного маньяка, ему сообщают, что только что «засекли» преступника, которого Летелье ищет уже пять лет, так как у него старые с ним счеты, Летелье принимает решение прервать погоню. В результате в газетах появляются очередные статьи журналистов, специализирующихся на криминальной хронике, что из-за грабителя, который уже давно лег на дно, и за это время не сделал никакой попытки возобновить свой преступный промысел и поэтому не представляет никакой опасности, упущен опасный преступник. Действительно, последний совершает очередное злодеяние. Комиссар, таким образом, пусть и косвенно становится виновником следующего убийства женщины, совершенного неким Миносом, одержимым идеей очистить мир от зла, воплощением которого являются дщери Евы. Одна из них изменила супругу, вторая не соблюла положенный срок траура по умершему мужу и утешилась в объятиях другого мужчины, третья «разбивает» жизнь главного врача, который разрывается между нею («дорогая, я тебя люблю») и семьёй («дети меня не поймут»), четвертая снимается в фильмах определенного содержания. Здесь Ж.-П. Бельмондо еще ищет свой знаменитый в будущем стиль обаятельного грубияна и хама, которому многое (если не все) позволено. В этом плане примечательна сцена допроса правонарушителя с простреленным легким: «Вызовите скорую, я тут кровью истекаю, если я умру, это будет на вашей совести!». Летелье обращается к своему напарнику (в исполнении «вечно второго» Шарля Деннера): - Как ты думаешь, мы это переживем? - Ну, это будет нелегко! В конце концов, Летелье доберется до проклятого Миноса и примерно накажет его на страх и в назидание будущим Микачо, Шнайдеру или Розену. А пока стоит посмотреть этот фильм, как своего рода «шинель» из которой вышли все эти «фильмы с револьвером». «Страх над городом» примечателен еще и тем, что именно его наряду с «Кто есть кто» приводят в качестве примера тех фильмов, где Ж.-П. Бельмондо сам выполняет трюки. (Оценка автора- 6/10)
Роберт Александрович Максоцкий
С сайта о французском кино