"Фершо старший"
Название фильма: | Фершо старший |
|
|
Страна-производитель: | Франция | ||
Английский: | L'Aine des Ferchaux | ||
Жанр: | драма | ||
Режиссер: | Жан-Пьер Мельвиль | ||
В ролях: | Жан-Поль Бельмондо, Шарль Ванель, Мишель Мерсье, Мальвина Сильберберг, Стефания Сандрелли, Барбара Соммерс | ||
Год выпуска: | 1963 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
||||||||
Сюжет и комментарий
Бывает, говорят "непонятый фильм". Здесь для меня это как раз тот случай. Все достаточно по сюжету прозрачно, но поступки героев и странноваты и тем более труднообъяснимы. Вполне может быть этим я обязан очередному бездарному переводу. Так что постараюсь поподробнее рассказать о фильме, чтобы читатель мог сам решить интересно ли ему будет при возможном самостоятельном просмотре. Итак, некий списанный из спорта боксер Мишель Моде (Бельмондо) в поисках работы откликается на первое попавшееся в газете объявление. Требуется, мол, секретарь. И этот парень с лицом отнюдь не секретарским, сбежав с подружкой и вещами из гостиницы не заплатив, самонадеянно идет на собеседование. Услуги секретаря потребовались одному далеко не честному директору крупной фирмы по фамилии Фершо (Ванель), решившему скрыться от правосудия и акционеров в Венесуэле. Там им заблаговременно были припрятаны денежки на этот случай. Не знаю уж, по какому критерию выбрал этот самый Фершо бывшего боксера, но скоро они уже летели в самолете в Америку. Причем, Мишель бросил свою подружку, даже не попрощавшись. В Штатах быстро разжиться деньгами не удалось, так как оказалось, что вот-вот его могут схватить и выдать французскому правосудию. Решив бежать в Каракас, они отправляются на машине через Америку. Между ними развиваются странные отношения. Поначалу смирный Мишель постепенно начинает хамить работодателю, тот реагирует несколько неадекватно, пытаясь говорить с ним то с позиции силы, то заискивающе. Экс-боксеру же глубоко наплевать. Он уже спелся с полицейскими, следящими за "путешественниками", да и сам давно подумывает о том как бы заграбастать состояние патрона. Малопонятные отношения между ними заканчиваются смертью старика, а на прощанье он называет Мишеля сынком и отдает ему ключ от сейфа с бабками в Каракасе. Казалось бы неотягощенный моралью "сынок" должен прыгать от радости, но он небрежно роняет, мол, а пошли бы вы все со своими ключами и сейфами. Занавес. Можно предположить, что Фершо старший увидел в Мишеле нечто напоминающее его подлую молодость, когда он всеми правдами и неправдами пробивался к своему положению в обществе и сейфу с заначкой в Каракасе. И потому еще перед смертью задумал отдать ему свои сокровища. Но Мишель, не выказав особенных душевных терзаний и не проявив сколько-нибудь значимой терпимости к старику, ни с того ни с сего бросил финальную фразу насчет "а пошли бы вы...". Вообще Бельмондо в этом фильме неахти как понравился. Какая-то невнятная игра, потерявшаяся между образами, созданными им в бруковском "Модерато кантабиле" и годаровском "На последнем дыхании". А Шарль Ванель, похоже, вообще не мой актер. Уже второй фильм с ним оставляет меня озадаченным его игрой. Не понимаю я сыгранных им характеров, кажутся они мне искусственными, клоунскими какими-то и все тут. Да и сам фильм, в общем, невразумительный.
С сайта о французском кино
Моде (Бельмондо) и Фершо (Ванель) нечего терять: они оба волки-одиночки, оба хищники по жизни, оба не имеют ни чувств, ни моральных устоев. Моде бросает свою подружку за стойкой кафе, не попрощавшись. Фершо, более того — родного брата, который, понимая подлость едва ли не самого близкого человека, кончает с собой. И вот они летят в Америку, страну мечты, а там недалеко и до Венесуэлы. Как говорит старик Фершо: «Европа — это ненадежно: война, революции, или неровен час, коммунизм наступит». Забрав деньги, раскиданные эксцентричным стариком едва ли не по банкам всех стран мира, боясь, что их арестуют, когда они будут садиться в самолет, Фершо и Моде отправляются в автомобильное путешествие на юг… Путешествие, полное происшествий, споров, влюбленностей Мишеля Моде и разочарований Фершо…
Какой-то американский кинокритик определял noir как фильм, в котором самое худущее произошло заранее; вне экрана. А действие только предопределяет фатальный финал. В «Фершо старшем» мы видим финал судьбы двух людей: безработного боксера, без гроша в кармане, и миллиардера, скоротавшего жизнь в собственном «замке из слоновой кости», окруженном десятками слуг и наложниц, а некогда солдата удачи. Что может свести эти две противоположности, две стороны одной монеты, две части социальной лестницы. Без бедности – невозможно богатство. А без предательства - любовь.
Чрезвычайно необычная картина, наполненная влюбленностью в Америку, в ее природу и стиль. Мельвиль не просто снимает в США. Если в Американских фильмах мы видим: прерии и саванны юга как данность, француз пытается поймать дух тех мест, их магию. Каждый кадр словно восклицает: к чему ваши мелкие людские проблемы, когда вокруг рай… Мельвиль поэтизирует Америку, он с упоением снимает все: вечерний Манхеттен, джунгли, ночные улицы Нового Орлеана. Реальность Мельвиля - его мир - царствует даже над Америкой. Постоянно чередующиеся съемки красного заката и восхода только подчеркивают молодость Моде и старость Фершо. А участие Мишель Мерсье и Стефании Сандрелли разбавляют мужской коллектив актеров.