Описание фильма

"Возмещение ущерба "   

Название фильма: Возмещение ущерба
Возмещение ущерба
Страна-производитель: США
Английский: Collateral Damage
Жанр: боевик
Режиссер: Эндрю Дэвис
В ролях: Арнольд Шварценеггер, Элиас Котеас, Франческа Нери, Клифф Кертис, Джон Легуизамо, Джон Туртурро, Линдсей Фрост, Тайлер Поси, Мигель Сандовал, Гарри Дж. Леннникс, Цу Гарсиа, Майкл Милхоэн, Рик Уорти, Раймонд Крус, Линдсей Фрост, Итан Дампф, Хорхе Зепеда
Год выпуска: 2002
Наша оценка:
Купить
 
сюжет и комментарии
интересно
кадры из фильма
 

Интересно:

Продюсеры: Дэвид Фостер, Стивен Ретер
Сценаристы: Роналд Роуз, Дэвид Гриффитс, Питер Гриффитс
Оператор: Адам Гринберг
Композитор: Грэм Ревелл

Примечание:

Бюджет фильма - $85 млн.
Сборы в первый уик-энд - $15 млн.
Общие сборы в прокате - $40 млн.
Фильм стал "жертвой" терактов 11 сентября 2001-го. Его премьеру перенесли позже на четыре месяца, также пришлось полностью изменить концепцию рекламной кампании, включая постеры, трейлеры и официальный сайт фильма.
Гордон отправляется на поиски террористов в Колумбию. Однако снимали фильм в Мексике; съемочная группа напугали разговоры о похищениях людей в Колумбии.
В первоначальном варианте сценария действие разворачивалось в Ливии. По предложению Эндрю Дэвиса действие перенесли в Колумбию.
Свен-Оле Торсен, давний друг Шварценеггера, появляется камео как одна из жертв теракта.

Дополнительная рецензия:

Алексей Дубинский
"Возмещение ущерба" замечательно позиционирует ностальгию режиссера Эндрю Дэвиса по славным 80-м годам, когда бывший оператор только-только начинал разворачиваться в любимом жанре боевика, снимая что-нибудь незатейливое, но крепко-профессиональное, вроде "Кодекса молчания", "Нико" или "Посылки". Дэвис, судя по всему, в новом блокбастере старается сделать все, чтобы зрители не дай Бог не вспомнили про его триллер "Беглец", настолько хороший, что американская киноакадемия прочила его в лучшие фильмы года. Несколько странно, что Дэвис не воспользовался представившимся шансом и не превратился в какого-нибудь гигантомана, вроде Рона Ховарда или Майкла Манна. Нет, он предпочел остаться на том же уровне 80-х, принципиально ничего не изменив, просто коллекционируя популярных крутых мужичков - Чака Норриса, Стивена Сигала, теперь вот выдыхающегося Шварценеггера; надо думать, дойдет вскоре очередь до Сталлоне с Ван Даммом.И если в будущем и станут вспоминать рядовой боевик, каким является "Возмещение ущерба", то исключительно в связи с трагическими событиями в Нью-Йорке, с которыми он невольно оказался связан. Сегодня оригинальное ее название, дословно переведенное на русский язык как "Косвенный ущерб", прозвучит кощунственно в свете трагедии 2001 года (в том же сентябре фильм временно был положен "на полку"). В общем, наши прокатчики, переименовав фильм, были и правы, и от истины недалеко: чем еще, как не возмещением ущерба, можно назвать действия Гордона Брюэра.В целом, фильм прямолинейно, по-американски пытается расставить точки на i в шаблонных представлениях обывателей о "третьем мире". В Америке все уверены, что колумбийские патриоты - патриоты ложные. Понятно, зачем Волку и его приспешникам прикрываются гневными лозунгами и терактами, чтобы убрать американцев из своей страны. Все они там наркоторговцы и только спят и видят, как их оставят в покое и дадут возможность экспортировать героин по всему миру, в ту же Америку, например.Недостатков в фильме тьма. Прежде всего, следовало сразу вручить "Золотую малину" тому, кто придумал превратить Арнольда Шварценеггера в пожарного: более неуклюжей, неподходящей ему профессии у него в фильмографии еще не было. Следом надо бы наградить "малинкой" и тех промоутеров, что второй раз подряд (после "Шестого дня") превращают Арни в добропорядочного семьянина, отбирая львиную долю той крутизны его героев, за которую мы так их любили в 80-х. Еще в фильме есть два Джона - Туртурро и Легуизамо, как всегда, обаятельных и раскрашивающих не самую выразительную историю, и становится жаль, когда они исчезают: первый стремительно выпадает из действия, со вторым поступают и того хуже. Есть, впрочем, и достоинство: к концу фильма сюжет совершает коварную подлянку, и если раньше времени ни о чем не догадаетесь, получите от этого небольшое удовольствие.

Описание:
Арнольд Шварценеггер, Джон Туртурро ("Большой Лебовски", "О, где же ты, брат") и Джон Легуизамо ("Мулен Руж") в захватывающем боевике Эндрю Дэвиса ("Нико").

Власти, расследующие теракт, советуют Горди Брюеру (Арнольд Шварценеггер) не вмешиваться в это дело. Но он уже вмешался в него самым страшным образом: его жена и сын значатся в списке жертв взрыва бомбы.

Возмещение ущерба, захватывающий триллер, наполненный напряжением и героизмом бойца-одиночки. Брюер, пожарный из Лос-Анджелеса, полон решимости найти неуловимого террориста по кличке Эль Лобо. Режиссёр Эндрю Дэвис (Беглец) с присущим ему мастерством поставил этот фильм, перенося своего героя из Лос-Анджелеса в джунгли Колумбии и коридоры власти Вашингтона. Брюер знает, что Эль Лобо нанесет свой следующий удар именно здесь. Но как? Когда? И где именно? В мучительном поиске ответов на эти вопросы ясно только одно: Возмещение ущерба - это тикающая бомба постоянного напряжения.



Рецензия(и):
Шварценеггер точно знал - с этим фильмом промашки быть не должно. Потому что и дураку было понятно, что "железный Арни" здорово сдал. А это очень и очень обидно. Потому что железный Арни - это символ целой эпохи! Эпохи боевиков с самодвижущимся шкафом в главной роли, который в состоянии членораздельно произнести всего-то пару фраз, но зато КАКИХ!.. Да и не во фразах было дело. Шкаф никогда не находился в покое, он всегда действовал! Причем ему не к лицу было использовать какие-то сложные ухищрения, многоходовые комбинации и так далее. Поэтому если на пути возникало препятствие, то шкаф с грацией танка Т-34 просто-напросто пер напролом, и ни одно препятствие не могло устоять против этого парня, с достоинством носящего на себе сбрую мускулов неоднократного победителя конкурса культуристов "Мистер Вселенная".

Но потихоньку шкаф начал сдавать. И дело не в том, что публике, как смокинг Велюрова, надоела его искусственная улыбка. Просто шкаф постарел, причем это стало очень и очень заметно. Кроме того, он стал неразборчив в выборе ролей. Подобное еще могут простить актеру, снимающемуся в десятках фильмов, если пять из них - классные, а пять - не фонтан, но когда актер за несколько лет снимается в трех фильмах ("Стиратель", "Конец света" и "Шестой день"), причем один - дурацкая пустышка, второй - невероятный отстой, а третий - на редкость слабенький боевичок с некими претензиями на интеллектуальность, - такое простить уже довольно трудно.

"Где Мэтрикс?" - спрашивают зрители. Почему у него коммунисты не похитят еще какую-нибудь дочурку, чтобы полковник разозлился, снова удачно спрыгнул с самолета и всадил главному коммунисту трубу в брюхо? Где, мать вашу, Дуглас Куэйд? Он что, так и остался на Марсе? Ему что, на Земле делать нечего? А Гарри Таскер? Ну да, жена теперь в курсе, что он вовсе не коммивояжер, а совсем даже наоборот - секретный агент. Так почему он не раскроет какой-нибудь секретик? Зрители ждут!

Понимая все это, Шварц не хотел рисковать. Поэтому проект "Collateral Damage" (идиотский перевод "Возмещение ущерба" оставляю на совести идиота переводчика) вынашивался долго и нудно, как слоненок. Первоначальный независимый (написанный не по заказу) сценарий Рональда Руза переписывался несколько раз. В результате в сценаристах числятся три фамилии, хотя на самом деле текста касалась шкодливая клавиатура минимум шестерых деятелей. Ну, оно и понятно, ведь политкорректность, а также суровые реалии требовали всяких разных уточнений и корректировок.

Сначала главный герой сражался с латиноамериканскими бандитами, убившими его жену и ребенка. Затем он сражался с арабскими политическими террористами. Но арабы могли запротестовать, а кроме того - лишить Штаты нефти, поэтому арабов заменили колумбийцами (ну и пускай прекратят поставлять свои наркотики, им же хуже), а политических террористов заменили на наркодилеров. При этом главного героя сделали бывшим баскетболистом. Но кто-то в Голливуде прочитал сценарий и представил себе Шварца в роли баскетболиста, в результате чего сценаристы получили втык за то, что из трагедии делают фарс, а Шварца срочно преобразовали в пожарного.

Заодно из сценария убрали все юмористические моменты, но зато напихали его сопливым пафосом по самые уши, чтобы получился не просто боевик, а патриотический боевик, на которые, как показывала практика, американские зрители клевали во все времена.

Что интересно, в Колумбии снимать это дело было нельзя. По одной простой причине. Несмотря на то, что по фильму Колумбия - жуткое место, где производят наркотики и воруют американцев, оказалось, что Колумбия - жуткое место, где производят наркотики и воруют американцев. Поэтому Колумбию снимали в Мексике. Тоже, на самом деле, то еще местечко, ну хоть Шварца не своровали. Хотя пару грузовиков с оборудованием у съемочной группы все-таки сперли. Ну и плюс Шварц чуть не вызвал небольшую революцию, назвав популярную мексиканскую телеведущую "сукой" во время шоу, организованного по местному ТВ. Правда, быстро выяснилось, что он просто повторил испанское слово, которое каждый день слышал на съемках, и считал, что это комплимент, так что революция не состоялась.

Наконец фильм был снят. Сначала его планировали показать летом 2001 года, но затем премьеру перенесли на осень. С чем, как вы понимаете, и просчитались, потому что после 11 сентября 2001 года американцам как-то не слишком улыбалось смотреть фильмы о террористах. Поэтому "Возмещение ущерба" (я называю этот фильм так, как его назвали в лицензионной копии, поэтому не надо в меня кидать помидорами) вышел в прокат на пару месяцев позже, чем планировалось, и картина фактически провалилась, собрав 40 миллионов при затраченных 85. При этом, что интересно, предварительные показы продюсеров обнадеживали. Но то ли теракт 11 сентября повлиял на сознание зрителей, то ли все дело было в консерватории, - короче говоря, Арни в очередной раз проиграл. Увы, вполне закономерно. Его время ушло. Глупо этого не понимать...

Но давайте немного поговорим о сюжете... Горди Брюэр (Арнольд Шварценеггер) - пожарный в Лос-Анджелесе. Ежедневно он рискует жизнью, героически спасая бабушек, детишек и собачек-кошечек. У него чудесная семья - жена и сын. В один ужасный день Горди должен встретиться с семьей в кафе, находящемся рядом с колумбийским посольством, и на глазах у Горди перед входом в посольство взрывается бомба, в результате чего его жена и сын погибают.

Правительство и ФБР ведут расследование, однако выясняется, что бомбу подложил колумбийский террорист Клаудио Перрини (Клифф Кертис), который таким образом выражал свой протест операциям американских военных в Колумбии. Таким образом дело приняло явную политическую окраску, сенаторы переругались с фэбээровцами, и расследование было спущено на тормозах. Пожарному Горди было мягкими словами объяснено, что ничего здесь сделать нельзя, а его погибшая семья - так называемый "косвенный ущерб" (именно так нужно было назвать этот фильм, а не "возмещением ущерба"), который бывает при всех военных операциях.

Разумеется, пожарный решает сам отомстить террористам. Он нелегально пробирается в Колумбию, куда американцу попасть практически невозможно, раздобывает пропуск на территорию, занятую повстанцами, и пробирается прямо в логово врага, а там быстренько находит убежище Клаудио. Каким образом пожарный без визы и документов сумел не только попасть в Колумбию, пробраться на территорию повстанцев, убивавших всех чужаков, даже своих соотечественников, а также найти логово Клаудио, который довольно искусно прятался, - и это в то время, когда колумбийцы знали о визите Горди (им ФБР его заложило) и расклеили везде плакаты с портретом пожарного, где за его голову обещалось крупное вознаграждение? Не знаю, если честно. Вероятно, потому что Шварценеггер жутко похож на колумбийца: они все двухметрового роста и светловолосые. Кстати, даже в стане врага Шварц не забывал о своем долге: он несколько раз спасал всяких теток с детишками от опасностей, вызванных им же. Потому что как только Шварц что-нибудь подстроит, так тут же в зоне боевых действий оказывается тетка с ребенком, и Шварц кидается их спасать. Привычка - вторая натура, ничего не поделаешь.

Дальше рассказывать не буду. Разумеется, Шварц там всех победил и спас Америку от страшной опасности. Причем Клаудио он победил символично - зарубив террориста пожарным топором. В финале сценаристы разыграли сценку из "Дороги на Арлингтон" (кто смотрел, тот поймет), за что я бы на месте продюсеров "Дороги" подал бы на "ущербцев" в суд за воровство идей. Впрочем, фильму это не помогло. Он тихо скончался вместе с Клаудио, который не довел свою священную борьбу до конца. Зато Шварц довел до конца свою священную борьбу со старостью. Старость победила.

***

В общем, нельзя сказать, что это такой уж отстой, однако фильм получился довольно слабенький. О сценарии и говорить нечего - ни одной оригинальной мысли. Создатели особенно подчеркивали тот факт, что герой Шварца не будет пользоваться никаким оружием, а замочит всех голыми руками (для чего даже пригласили отдельного специалиста, который должен был разработать эпизоды сражений) - меня это не впечатлило. Ну голыми. Ну руками. На мой взгляд, лучше бы он из ручного пулемета всех замочил. Эффектней бы выглядело.

Со стилем они тоже перемудрили. Тут, ребята, одно из двух. Или вы снимаете высокопафосную историю о борьбе с терроризмом, либо же вы снимаете традиционный шварцевский боевичок, где не сильно важно, как ему это все удается сделать, а важно то, как Арни "хитро" прищуривается перед тем, как сломать "главному" шею. В первом случае нужно хоть как-то следить за достоверностью. Потому что иначе пафос пропадает. Во втором случае нужно к черту убирать пафос, который просто неуместен, и следить за Арни, чтобы он в нужный момент поворачивал голову в нужном направлении.

А у создателей получилось ни то ни се. Для пафосного боевика слишком много бреда в сценарии, а для типичного шварцевского мочилова - слишком много пафоса. И слишком старый Шварц. В этом вся и проблема. В "Командо" же никто не обращал внимание на глупости сценария, правда? Потому что там был ЖЕЛЕЗНЫЙ АРНИ! Который шутил, мочил врагов и обнажал свой несравненный торс. А фраза: "Ты помнишь, я обещал убить тебя последним? Я обманул тебя" - внесена в золотые страницы кинематографии, потому что это КРУТО!

В "Ущербе" крутого ничего нет. Ну да, взрывают. Ну да, Шварц переломал пару шей. Но как-то вяло, неубедительно. Насчет же пафоса... С пафосом совсем плохо. Потому что тема-то затрагивается очень важная и нужная, а заканчивается это все традиционным дебильным штампом: главного террориста замочили, значит теперь будет мир во всем мире. Вот они так и мочат Осаму Бен Ладена уже почти год, каждую неделю докладывая, что его, вроде, совсем замочили. Вот еще чуть-чуть домочат, после чего можно будет спать спокойно. Ну чуть-чуть еще. Самую малость...

Впрочем, нет смысла серьезно обсуждать эту тему. Сценарий не идет дальше стандартных клише. И даже то, что Клаудио по сценарию имел основания ненавидеть американцев (штатовские солдаты убили его семью) - только раздражает, потому что никаких выводов из этого сценаристы не делают. Ну да, грохнули его семью. Но он-то все равно гад! Потому что грохнул семью Шварца! Сейчас Шварц его замочит, и будет все хорошо. Вот дурдом-то...

Ладно, пора резюмировать. С сожалением я вынужден констатировать, что эпоха железного Арни закончилась. Актерских способностей у него, понятное дело, нет никаких, поэтому Шварц не может состариться на экране, играя почтенного главу семейства или Деда Мороза. Шварц был хорош своей шкафистой молодцеватостью, а ее у него, увы, не осталось. Голливуд собирается снимать третьего Терминатора и "Правдивую ложь - 2" - мне очень жаль. Из этого ничего не получится. Нет никаких сомнений.

Что же до "Возмещения ущерба"... Повторяю, это не отстой. Но сценарий слабенький, а главный герой - еще слабее. Зато очень колоритные остальные персонажи. Клифф Кертис в роли главного Злодея - просто блеск. Очень впечатляет. Его террористическая жена, которую играет Франческа Нери, - тоже очень даже неплохо сыграно. Эпизодические роли Джона Туртурро и Джона Легуизиамо - отличные. Особенно Туртурро. Жалко, что их обоих очень быстро вывели из сюжета. Но оно и понятно. Слишком затмевали Арни. А его затмевать нельзя. Это был последний шанс Конана...

(c) Alex Exler (

Тема сильной личности и тема личной мести террору, имеющих одновременно государственные и межнациональные размах и масштаб, всегда выигрышны и давно популярны в Голливуде. Эти темы имеют под собой психологическую основу, близкую и понятную многим людям, почему и вызывают интерес и эмоциональную реакцию зрителей. Триллер с элементами боевика "Случайные потери" относится как раз к числу подобных фильмов, и без участия в главной роли актера такой величины и популярности, как Арнольд Шварценеггер, был бы непривычным.

Нельзя не отметить, что фильм очень политкорректен. Тема терроризма как нельзя более актуальна сегодня, и после трагедии 11 сентября перестала быть для Америки и, в частности, для Голливуда только поводом для создания очередной кинокартины. Действие происходит и в Колумбии, и в Америке, где герою Шварценеггера все-таки удается предотвратить огромное жертвоприношение на алтарь борьбы колумбийских партизан.

Горди Бревер (Арнольд Шварценеггер) - пожарник, его профессия - тушить пожары и спасать людей из огня. Но он не сможет спасти свою жену и сына, которые погибнут в результате взрыва в Лос-Анджелесе - террористического акта. Следы ведут в Колумбию, к партизанам, но по разным причинам расследование не двигается с места, хотя во время взрыва и должны были погибнуть высокопоставленные лица с обеих сторон - участники переговоров. Семья несчастного Бревера в средствах массовой информации названа "случайными потерями". Безутешный муж и отец на свой страх и риск отправляется в экзотическую и опасную Колумбию, чтобы убить главаря партизан, главного террориста и "автора" взрыва Клаудио по прозвищу "Волк" (Клифф Кертис).

Конечно, для усиления зрелищности триллера использованы многочисленные трюки и спецэффекты. Фильм насыщен ими сполна, например, падение Бревера с огромной высоты водопада, бесчисленные красочные взрывы. Как профессиональный пожарник, Горди умеет устраивать эффектные фейерверки, как, скажем, на кокаиновой плантации или взрыв газа в подземных коммуникациях в финале. Представлена и колумбийская "экзотика" - казнь путем насильственного глотания змеи.

Триллер сделан в соответствии с требованиями жанра. Многочисленные пересекающиеся сюжетные линии, приключения и опасности, подстерегающие Бревера на каждом шагу, делают фильм очень ярким и красочным, а психологическая подоплека - не прекращающиеся убийства террористами ни в чем не повинных людей и детей во имя идеи "свободы", эмоционально насыщенным зрелищем. Две личные ненависти, две личные мести - Волка и Бревера, сталкиваясь, превращаются в беспощадную и разрушительную войну, в которой задействованы уже государства и в которой только один из них должен остаться в живых. Бревер и сам в этой войне становится одиноким волком, на которого открыт сезон охоты, - на него охотятся и партизаны, и военные, каждые по своим причинам. Поэтому ему приходится спасаться и от тех, и от других, выискивая возможности подобраться к Волку как можно ближе. Любовь к детям и его стремление спасать слабых чуть было не сыграли с ним злую шутку... Но, в конечном итоге, герой Шварценеггера, как и полагается по статусу сильного мужчины, обретает самого себя. А мы в который раз получили отличный приключенческий фильм, в котором добро все-таки торжествует.

(c) Наталья Хральцова

Обсуждение фильма

 

 

Главная страница
Новости
Фильмы по алфавиту
Фильмы по жанрам
Фразы из фильмов
Новинки сайта
Актеры
Афиши
Услуги
Загрузить
Регистрация
Форум
О проекте

#