Описание фильма

"Гражданин Кейн "   

Название фильма: Гражданин Кейн
Гражданин Кейн
Страна-производитель: США
Английский: Citizen Kane
Жанр: драма
Режиссер: Орсон Уэллс
В ролях: Орсон Уэллс, Джозеф Коттен, Дороти Комингоур, Агнес Мурхед, Рут Уоррик, Рэй Коллинс, Эрскин Сэнфорд, Эверетт Слоан, Уильям Олланд, Пол Стюарт, Джордж Кулурис, Фортунио Бонанова, Гас Шиллинг, Филип Ван Зандт, Джорджия Бакус, Гарри Шэннон, Сонни Бапп, Бадди
Год выпуска: 1941
Наша оценка:
Купить
 
сюжет и комментарии
интересно
кадры из фильма
 

Интересно:

Оскар-1942
лучший оригинальный сценарий - Орсон Уэллс, Герман Дж. Манкевич
лучший фильм - Орсон Уэллс (номинация)
лучший оператор черно-белого фильма - Грег Толанд (номинация)
лучшая мужская роль - Орсон Уэллс (номинация)
лучший звук - Джон Аалберг (номинация)
лучший художник - Перри Фергюсон и др. (номинация)
лучший режиссер - Орсон Уэллс (номинация)
лучший монтаж - Роберт Уайз (номинация)
лучшая музыка - Бернард Херрманн (номинация)

Продюсер: Орсон Уэллс
Сценаристы: Орсон Уэллс, Герман Дж. Манкевич
Оператор: Грегг Толанд
Композитор: Бернард Херрманн

Примечание:

Премьера в Америке – 1 мая 1941
Бюджет фильма – $686 тысяч.·
К съемкам своего главного шедевра 25-летний Орсон Уэллс пришел уже прославленным театральным постановщиком и автором скандальной радиопостановки «Война миров». Настоящий баловень судьбы, на студии RKO Уэллс получил беспрецедентную для Голливуда независимость – за ним оставалось последнее слово не только на съемочной площадке, но и на стадии монтажа – а также небывалый для студии бюджет в более чем $500 тысяч (это при том, что затраты на обычную постановку RKO не превышали $200 тысяч)
Однако вопреки расхожему заблуждению, «Гражданин Кейн» не был его первым опытом в кино. В 1934 году он уже снял фильм «Сердца эпохи», от которого остались лишь 8 минут материала, а в 1938-м сделал экранизацию пьесы Уильяма Джиллетта «Слишком много Джонсона»; единственная копия этой среднеметражной ленты погибла в августе 1970 года во время пожара, случившегося на вилле Уэллса в Мадриде (в этом пожаре погибли и оригинальные негативы «…Кейна»).
В «…Джонсоне», кстати, сыграл Джозеф Коттен, которому Уэллс подарил в «Кейне» главную роль в его карьере – Джедедайи Лиланда.
Во все учебники истории кино вошла подоплека создания фильма. История Чарлза Фостера Кейна – творческий пересказ судьбы газетного магната Уильяма Рэндолфа Херста. Херст вдохновил Уэллса, но задуманный с самого начала сатирический памфлет превратился в поэтическую трагедию о гибели бога. Слухи о съемках дошли до прототипа, и с помощью своей знаменитой «шестерки» Луэллы Парсонс он сумел добиться специального закрытого показа. Фильм привел Херста в бешенство; всеми правдами и неправдами он пытался не допустить его выхода на экраны, как следует подорвав его прокатную судьбу; он заклеймил фильм «социалистическим», а Уэллса на всех углах обвинял в коммунистических пристрастиях; происками газетного короля объясняют и то, что Уэллс, безусловно снявший главный фильм 1941 года, на «Оскаре» получил лишь «утешительный» приз за лучший оригинальный сценарий, а затем потерял свой статус независимого режиссера.
Херст, запретивший всяческую рекламу фильма в собственных газетах, пыталась выкупить у RKO негативы, чтобы уничтожить их. К счастью для Уэллса, его фильм уже успели посмотреть студийные боссы и другие влиятельные люди в Голливуде. Кроме того, на его стороне с самого начала были все газеты, на которые не распространялось влияние Херста. Долгие годы херстовские издания обходили фильм гробовым молчанием, пока в 1970-е годы кинокритик из «Лос-Анджелес Геральд-Экземинер» не опубликовал первую рецензию.
Подробная история войны Херста и Уэллса описана в знаменитом документальном фильме «Битва за «Гражданина Кейна» (1996).
Легендарный «бутон розы», предсмертные слова Кейна, ставшие камнем преткновения в журналистских поисках правды о Великом и Ужасном, трактовали как только можно. Из фильма становится понятно, что речь идет о рисунке на детских санках маленького Чарлза. Был у этой фразы и свой несколько вульгарный смысл, выходящий за рамки фильма, – «бутоном розы» игриво называл свою жену Уильям Херст (история их взаимоотношений перешла и в фильм).
Исследователь Михаил Ямпольский пишет: «В фильме неоднократно высказывается догадка, что «Rosebud» — это женское имя. И действительно, такое женское имя существует, оно принадлежит героине романа Чарльза Диккенса «Тайна Эдвина Друда», которая зовется именно Роза Бад (Rose Bud — в русском переводе О. Холмской — Роза Буттон). Поскольку смысл этого словосочетания до конца фильма не ясен зрителю, загадочное «Rosebud» заставляет зрителя искать основания для включения романа Диккенса в кейновский подтекст. И эти основания вновь обнаруживаются в сходстве «Эдвина Друда» с «Кубла Ханом» и «Гражданином Кейном». Роман Диккенса был также неокончен его автором, детективный сюжет его остался недописанным и ключи от смысла утеряны. В романе есть и прямые параллели с сюжетом «Кейна». Именно из неоконченной поэмы Кольриджа «Кубла Хан» в фильм пришло названия замка Кейна – Ксанаду
Впрочем, авторство идеи с «бутоном розы» и санками Кейна Уэллс полностью уступал соавтору сценария Герману Дж. Манкевичу и неоднократно высказывался, что идея эта ему никогда не нравилась.
Херста обвиняли в том, что он Штатам помог развязать американо-испанскую войну. Его знаменитое высказывание из телеграммы «не уезжайте, от вас нужны фото, война за мной» Кейн повторяет в фильме слово в слово.
Одержимый литерой K, Орсон Уэллс изменил всем правилам написания английских фамилий – Cane превратился у него в Kane.· Говорят, именно босс студии RKO Джордж Шэфер уговорил Уэллса дать фильму название «Гражданин Кейн». Рабочим же названием было «Американец»; сам Уэллс хотел назвать ленту «Джон Кью».
Уэллс, выступивший на фильме режиссером, продюсером, исполнителем главной роли, готов был заплатить Манкевичу, лишь бы остаться в титрах и единственным автором сценария.· Манкевич писал сценарий фильма, когда лежал в больнице.
Ходили слухи, что сам Уэллс не написал ни строчки сценария и незаконно претендовал на соавторство (и даже единоличное авторство). В 1970-м в «Нью-Йоркере» появилась статья знаменитой, но никогда не отличавшейся высоком интеллектом критикессы Полин Кэйл – «Рождение Кейна», где подобное утверждалось уже как установленный факт. На следующий год «Эсквайр» ответил статьей Питера Богдановича «Мятежный Кейн», опровергавшей все нападки Кэйл; на самом деле, существовало два сценария – один – Манкевича, другой – Уэллса. Говорят также, что статью Богдановича якобы написал сам Уэллс.· Монтаж фильма принадлежит Роберту Уайзу. В 1940-х Уайз только начинал в кино, но уже в 1944-м дебютировал лентой «Мадемуазель Фифи» и со временем заслужил реноме одного из ведущих постановщиков Голливуда. В его фильмографии – «Рожденный убивать» (1947), «Кто-то наверху любит меня» (1956) и легендарная «Вестсайдская история» (1961).
В сцене, где Кейн разносит комнату бросившей его жены, Уэллс сам разошелся не на шутку, до крови разбил руки и позже заявил: «Я действительно чувствовал то же самое».
Технику съемки Уэллс заимствовал, в частности, из «Дилижанса» (1939) Джона Форда; этот фильм он посмотрел 40 раз подряд, прежде чем приступить к работе над «Кейном».
Другим объектом для исследований Уэллса стала лента Уильяма К. Ховарда «Власть и слава» (1933). Говорят, он затер до дыр копию фильма, изучая ее композиционную структуру. Сценарий к фильму написал будущий гениальный комедиограф Престон Стерджес, который подобную манеру рассказа называл оригинальным словом «нарратидж».
Замок Ксанаду в фильме – это дизайнерский синтез двух поместий У. Р. Херста во Франции.· Репортера, который интервьюирует постаревшего Кейна в ролике новостей, сыграл оператор фильма Грег Толанд.
Дебют в кино актрисы Агнес Мурхед.
Сыгравший юриста Кейна актер Джордж Кулурис вынужден был два часа позировать для собственной статуи из папье-маше. Позже через Актерскую гильдию он добился того, чтобы ему оплатили эти два часа.
На съемках фильма Уэллс повредил щиколотку и две недели вынужден был управлять съемочным процессом из инвалидного кресла. Травму он получил на сцене, где Кейн спускает с лестницы Геттиса, – Уэллс сам не рассчитал свою силу и упал
Чтобы наложить грим, превращавший молодого Уэллса в 60-летнего старца, уходило немало времени. В кресло гримера Уэллсу приходилось садиться в 2:30 утра, чтобы уже к 09:00 быть готовым для съемок.
Уэллс не раз повторял, что Херст был не единственной мишенью для фильма. Кейн, скорее, собирательный образ сильных мира сего первой половины ХХ века. Среди его прототипов называют и чикагского магната Сэмюэлла Инсалла, скончавшегося за несколько лет до появления фильма.
Среди комментаторов кинохроники можно услышать голос Джозефа Коттена
В финале репортера с трубкой играет Алан Лэдд, будущая голливудская звезда 1940-50-х.· Кейн говорит в фильме: «Не верьте всему, что услышали по радио». Это можно прочитать и как шутку Уэллса над своими доверчивыми слушателями, которые после его «Войны миров» действительно решили, что марсиане вторглись на Землю
Сцены с Чарлзом Беннеттом и девушками из хора Уэллс хотел снять в настоящем борделе. Однако запрет на это наложил сам офис Хейса. Что не помешало Уэллсу снять задуманное – он отлично знал, как устроен бордель, чтобы суметь воспроизвести его на площадке, и был уверен, что в сценарии достаточно такого, что отвлечет сварливых цензоров от этой сцены.
Образ Джедедайи Лиланда, которого сыграл Джозеф Коттен, основан на популярном обозревателе Эштоне Стивенсе, колумнисте «Сан-Франциско Экземинер» и позже – «Чикаго Геральд-Американ». Его брат, Лэндерс Стивенс, появляется в одном из эпизодов фильма; Лэндерс был отцом режиссера Джорджа Стивенса.
Пианистом, наигрывающим в «Эль Ранчо», был Нат «Кинг» Коул, еще не всемирно известный джазовый певец.
Плохое пение Сюзан Александер Кейн было исполнено профессиональной оперной певицей. Уэллс сам дирижировал в этой сцене, уговорив ее спеть вне своего голосового диапазона. Оперная дива согласилась при условии, что ее имя не будет разглашено – она боялась, что это повредит ее карьере. Позже ее имя стало известно – за Сюзан «плохо» спела Джин Форвард из оперы Сан-Франциско.
Аудитория, внимающая речам Кейна, не была специально заснятой киномассовкой. Это была фотография толпы, в которой сделали сотни аккуратных проколов; проникавший свой фото свет создавал иллюзию движения.
Опекун Кейна мистер Бернстейн был назван в честь опекуна самого Уэллса – Мориса Бернстейна. Но в фильме мы ни разу не услышим, как зовут мистера Бернстейна.
У фильма был производственный номер 281
На церемонии вручения «Оскара» публика свистела и негодовала всякий раз, когда в номинациях возникал фильм Уэллса. Номинаций было девять. Позже кассового поражения в прокате фильм лег на полки кинохранилищ RKO и был повторно выпущен только в середине 1950-х.
Среди происков Херста был и такой – он собирался подослать в номер отеля Уэллса обнаженную женщину, сфотографировать их вместе и таким образом дискредитировать своего врага. Уэллса вовремя об этом предупредили, и на всякий случай он провел ночь вне стен отеля. Действительно ли Херст собирался провернуть подобное, до сих пор неизвестно
Телемагнат Тэд Тернер, насильно изуродовавший цветом огромное количество черно-белых шедевров, однажды заявил, что собирается раскрасить и «Кейна». Его заявление вызвало такое широкое негодование, что Тернер побоялся связываться с американским фильмом №1 и позже говорил, что всего лишь неудачно пошутил.
Критики всего мира неоднократно называли фильм в десятке лучших и зачастую – главным фильмом в истории кино.Фигура Орсона Уэллса оказалась слишком привлекательной, чтобы кинематограф от нее так просто отказался. Знаменитую историю отношений Уэллса и Херста, а также рассказ о съемках «Гражданина Кейна» можно найти в телевизионной драме Бенджамина Росса «RKO 281» (1999; в нашем прокате – «Проект 281»). Много раньше, в 1975-м, Джозеф Сарджент снял фильм «Ночь, перепугавшая Америку» – рассказ о легендарной радио-«Войне миров». В качестве героя фильма Уэллс также появлялся в лентах «Зло в стране чудес» (1985), «Эд Вуд» (1994), «Месть женщины в черном» (1997), «Колыбель будет качаться» (1999), «Потерянный Цвейг» (2002), «Затемнение» (2006), «Человек в кресле» (2006) и других. В кино его играли Лив Шрайбер и Энгус МакФэйден, Пол Шенар и Дэнни Хьюстон, Винсент Д’Онофрио и Жан Герен.

Обсуждение фильма

 

 

Главная страница
Новости
Фильмы по алфавиту
Фильмы по жанрам
Фразы из фильмов
Новинки сайта
Актеры
Афиши
Услуги
Загрузить
Регистрация
Форум
О проекте

#