"Свет женщины "
Название фильма: | Свет женщины |
|
|
Страна-производитель: | Франция-Италия-Германия | ||
Английский: | Clair de femme | ||
Жанр: | драма | ||
Режиссер: | Коста-Гаврас | ||
В ролях: | Ив Монтан, Роми Шнайдер, Лиля Кедрова, Хайнц Беннент, Катрин Аллегре, Роберто Бениньи, Габриэль Жаббур, Даниэль Месгуш, Франсуа Перро, Дитер Шидор, Ромола Валли, Жан Рено, Элейн Боррас, Жан-Клод Буйо, Изабель Букайе, Джулиана Каландра, Миранда Кампа | ||
Год выпуска: | 1979 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
|
|||||||||||
Сюжет и комментарий
У Мишеля умерла жена. У Лидии погибла дочь. Два незнакомых немолодых человека несколько раз сталкиваются за одну ночь и понимают, что могут сказать друг другу больше, чем самому близкому человеку.
"Свет женщины" - это начало "лирического" периода. Коста-ГАвраса. Если говорить коротко - эксплуатация найденной Антониони золотой жилы "отчуждения и некоммуникабельности". О фильмах этого направления сам основоположник как-то сказал блестящую фразу. На вопрос: "Ваши фильмы об угасании чувств?", он ответил: "Нет, об их отсутствии". Коста-Гаврас - продолжатель, один из техх, кто с опозданием восклицает: "Ах да, дело-то скверно!" и ретиво берется за работу, часто обгоняя более чутких предшественников. Вот эта ретивость да несомненный его талант делают таки работы Гавраса незаурядным явлением.
В фильме множество персонажей, но существенны только трое - двое пожилых мсье ( И.Монтан, Р.Валли) и еще очень ничего мадам ( Р.Шнайдер). Случайно, разумеется, сталкиваются и уже не отпускают друг друга. Если уж судьба столкнула в этом холодном мире - то пользуйся возможностью. Каждый ищет прежде всего, эгоистично ищет, жалости и сострадания к себе. И даже устраивают некое соревнование - кто более их достоин. Более достойного определить невозможно - за спиной у каждого своя бездна, трагедия, пустота, жестокий нравственный компромисс. Минутами буквально не отпускает ощущение, что смотришь продолжение "Последнего танго в Париже", лет эдак десять спустя первой встречи с его героями. Разборки персонажей в фильмах подобной тематики часто доходят до абсурда. Ну дак если чувств уже нет, а есть лишь холодный анализ - до него и не мудрено дойти в стерильных словесных баталиях. И вот эта "вторая волна", во главе с Коста-Гаврасом, грань абсурда легко переходят, углубляются далеко в его дебри. Разговор о чувствах, о любви фактически является разговором о смерти. Здесь уже обсуждают и ищут не спасение, а возмездие, не шанс, а последствия. И на практике - сколько не склеивай, чем не скрепляй, какие усилия не предпринимай - ничего жизнестойкого не получается, все равно все разваливается, рассыпается.
Ну и, стоит, конечно, настоятельно рекомендовать фильм поклонникам европейской актерской школы. Помимо указанных после надписи "в ролях" мэтров, в эпизодах можно увидеть Хайнца Беннента, Роберто Бениньи и впервые появившегося на экране Жана Рено.
Коста-Гаврас - космополит высочайшей пробы. Выросший в Греции (хотя Константин Гавровский звучит совсем не по-эллински), начинать кинокарьеру он поехал все же во Францию. В 82-м году начал работать в США.
Став заметной фигурой еще в 60-х, Гаврас тем не менее не то что новое течение, даже собственного стиля не выработал. В эпоху господства политического кино - здесь особенно усердствовали итальянцы - он снимал французскую разновидность оного, всякие там путчи, перевороты, Уругвай, "черные полковники". В СССР его за это любили. Затем добрался до "дела Сланского" в ЧССР - и любить перестали, занеся заодно в "черный список" и исполнителей главных ролей фильма "Признание" ( 1970) - Ива Монтана и Симону Синьоре. И до 83-го, когда был закуплен фильм о событиях в Чили - "Пропавший без вести" (получивший в Каннах "Золотую пальмовую ветвь"), в СССР Коста-Гавраса не видели.