Описание фильма

"Случай в Окс-Боу "   

Название фильма: Случай в Окс-Боу
Случай в Окс-Боу
Страна-производитель: США
Английский: The Ox-Bow Inci
Жанр: драма / детектив / криминальный
Режиссер: Уильям Э. Уэллман
В ролях: Генри Фонда, Дэна Эндрюс, Мэри Бет Хьюз, Энтони Куинн, Уильям Эйт, Гарри Морган, Джейн Дэрвелл, Мэтт Бриггс, Гарри Дэвенпорт, Фрэнк Конрой, Марк Лоуренс, Пол Херст, Виктор Килиан, Крис-Пин Мартин, Уиллард Робертсон
Год выпуска: 1943
Наша оценка:
Купить
 
сюжет и комментарии
интересно
кадры из фильма
 

Интересно:

Оскар-1944
• лучший фильм (номинация)

Продюсер: Ламар Тротти
Сценарист: Ламар Тротти
По роману Уолтера Ван Тилберга Кларка
Оператор: Артур Миллер
Композитор: Сирил Дж. Мокридж

Примечание:

• Генри Фонда, который в 1943-м был призван в армию, получил отсрочку, чтобы сыграть в этом фильме.

Дополнительная рецензия:

Алексей Дубинский

"Случай в Окс-Боу" по роману Уолтера Ван Тилбурга Кларка снял Уильям Э. Уэллман - один из самых мрачных и честных режиссеров "фабрики грез" 30-50-х годов, автор "Крыльев" (1927), первой ленты, получившей "Оскар" за лучший фильм года. В своем творчестве не стеснялся браться за скользкие, двусмысленные темы, которые обычно добропорядочные американские режиссеры предпочитали обходить стороной. В результате, сумел создать ряд шедевров, к тому же, ставших образцами жанра: "Звезда родилась" - классическая драма о разбитой "американской мечте", породившая два ремейка; "Враг общества" - классический гангстерский фильм с мощной социальной начинкой; "Ничто не свято" - классическая сатира с циничной ухмылкой над предсмертными радостями; "Поле боя" - классическая антивоенная драма. Нам творчество Уэллмана было недоступно, в первую очередь, из-за наличия в его фильмографии "Железного занавеса" (1948) - махровой антисоветской агитки; между прочим, также классический образец того, как следует вести на экране антикоммунистическую пропаганду.
В принципе, следы будущей "антисоветчины" можно отыскать уже и в "Окс-Боу", редкой попытке честно рассказать о позорнейшем из явлений - суде Линча. Толпа безумная, неуправляемая, движимая не разумом, но типичными стадными инстинктами, собирается вздернуть трех невинных людей, исключительно следуя "правилу большинства". Не удивительно, что помощник шерифа, единственный настоящий представитель закона в этой банде, заявляет, что поступит так, как потребует большинство. Это ли не принцип бывшего советского общества, подчинявшегося не букве закона, а количеству поднятых "за" или "против" рук? В то же время, темы попранной справедливости, неправедного гнева, покушения на принцип презумпции невиновности, давно кочевали по американскому кино, отражая не самую приятную, но непреложную общечеловеческую истину - любая толпа, пусть и названная обществом, антидемократична уже по сути своей, и любой всплеск бурного единодушия ведет, как правило, к разрушению и несправедливости. Ощутить и понять подлинный смысл законов человеческого мироустройства способны лишь одиночки, чей строй мыслей будет всегда далек от большинства.
Так и получается в "Окс-Боу" - разбушевавшейся толпе, накинувшей петли на головы Доналда Мартина и двух его приятелей, противостоит лишь горстка из семи человек, и счет 21:7 отлично отражает естественное и закономерное соотношение одного к трем в подобных ситуациях. Не будет никаких поблажек и компромиссов. Мудрая семерка не переборет безумство своих соотечественников, а шериф не явится как бог из машины в самый последний момент, прибыв слишком поздно. Наконец, Уэллман счастливо избежит громких причитаний, яркой аффектации и дешевых сентенций. Майор Тетли, для которого суд Линча был лишь способом проверить своего сына-слабака, застрелится где-то за кадром. Гил Картер в исполнении Генри Фонды, не сумевший предотвратить убийство, в последней сцене прочтет предсмертное письмо Доналда Мартина тихо и спокойно, лишь для своего друга Арта, несколько часов назад пожелавшего остаться в стороне. Но письмо это услышат и все остальные, и оно произведет эффект не больше, чем запоздалого приговора людскому безумию. В этот момент режиссер представит главный образ всего фильма: во время чтения шляпа Арта скроет глаза читающего Гила, а сам Арт лишится в этом кадре рта. Символ прост и прозрачен: Гил слеп слепотой Фемиды, Арт же - вечный молчальник, сторонний наблюдатель творящихся на Земле грехов. Лишь спустя четырнадцать лет, в "12 разгневанных мужчинах" Сиднея Люмета, Генри Фонда сумеет довести до конца незаконченное дело - в одиночку спасет невиновную жертву системы.

Обсуждение фильма

 

 

Главная страница
Новости
Фильмы по алфавиту
Фильмы по жанрам
Фразы из фильмов
Новинки сайта
Актеры
Афиши
Услуги
Загрузить
Регистрация
Форум
О проекте

#