"Солдатский декамерон "
Название фильма: | Солдатский декамерон |
|
|
Страна-производитель: | Россия | ||
Английский: | Солдатский декамерон | ||
Жанр: | комедия / мелодрама | ||
Режиссер: | Андрей Прошкин | ||
В ролях: | Алексей Шевченко, Мария Звонарева, Дарья Екамасова, Виктор Соловьев, Игорь Теплов, Александр Яценко, Елена Лядова, Клава Коршунова, Андрей Гуркин, Борис Егоров, Григорий Багров, Дмитрий Павленко, Михаил Пореченков, Юлия Высоцкая, Петр Томашевский | ||
Год выпуска: | 2005 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
|
|||||||||||
Интересно:
Продюсеры: Александр Роднянский, Игорь Толстунов
Сценарист: Геннадий Островский
Оператор: Юрий Райский
Примечание:
• Фильм был представлен в рамках III фестиваля "Московская премьера".
Дополнительная рецензия:
Описание:
Остроумная детективная история о том, какой переполох натворило необыкновенное привидение, появившееся в жизни обыкновенной воинской части, полной нелепости и абсурда, с ее "дедами" и "салагами", краткими любовными историями и самоволками.
До поры до времени жизнь в небольшой провинциальной воинской части, полной мечтателей и романтиков, технарей и садовников, шла своим чередом. Бывший курсант Боря Кульшан крутит романы сразу с двумя дочерьми не подозревающего об этом подполковника, дембель Гена Савицкий, влюбленный в жену лейтенанта Пантелеева, тайно носит ей цветы по ночам. А "дух" Оськин видит фантасмагорические сны. Но вскоре жизнь этих необыкновенных людей идет кувырком: из-за телефонистки Раи повесился рядовой Хаитов, а в части появилось... привидение. Уверенные, что это бродит дух самоубийцы, все ударяются в панику...
Рецензия(и):
Армия. Как много в этом слове всего такого… разностороннего. Противоречивого. Интересного и пугающего. Смешного и трагичного. Для России вообще и российского искусства в частности интерес к армии и к войне - вообще момент, так сказать, определяющий. Еще Акира Куросава как-то высказался в том духе, что непонятно, о чем бы русские снимали кино, если бы у них не было войны. Публика, впрочем, интересуется этой темой не меньше, чем сами писатели и киношники - развернувшийся не так давно масштабный ажиотаж вокруг известного военного фильма с цифрой в названии в очередной раз подтверждает это.
Рискну предположить, что отношение к фильму «Солдатский декамерон» в общей массе было, скорее всего, довольно предвзятое. Типа - ага, плавали, знаем. Очередной сборник солдатских анекдотов, как «ДМБ», только не так смешно. Один и тот же рядовой охмуряет двух дочерей подполковника по очереди. Другой рядовой ворует розы из теплицы старшины и оставляет их под окном тихо спивающейся жены стукнутого на голову старшего лейтенанта. Третьему рядовому, обладателю невероятно обаятельно торчащих ушей, снятся чрезвычайно колоритные сны. В довесок ко всему по ночам к посту приходит кто-то с красными огоньками в глазах - не то тварь из преисподней, не то призрак печального татарина, не так давно повесившегося. От того, что штабная телефонистка Рая («Ни кожи, ни рожи!») всем давала, а ему - почему-то - не дала. А по ночам постовые тихим голосом пересказывают друг другу страшные солдатские байки - и к концу фильма все то, что мы только что увидели, тоже станет одной из таких баек.
В общем, да. Всё верно - очередной сборник солдатских анекдотов. Вот только режиссер Прошкин на этом кургузом материале вдруг устраивает настоящее показательное выступление на тему того, как превратить коллекцию анекдотов в сборник проникновенных новелл. За всеми этими придурковатыми добродушными хохмами скрывается что-то очень искреннее и звонкое, какая-то очень верно ухваченная интонация. Здесь каждый балбес становится персонажем многогранным и интересным, а каждая байка в стиле «И был в той части подполковник, а у него две дочки на выданье» оборачивается вдруг пусть маленькой, но все равно нешуточной драмой. Такой режиссерский подход оказывается настоящим праздником на улице актеров - они с явной радостью вцепляются в возможность поиграть на нюансах и полутонах. Особенно показателен в этом плане Михаил Пореченков - и здесь, и в «9 роте» он играет практически одного и того же персонажа, но у Прошкина он работает куда тоньше и естественнее, чем у Бондарчука.
Молодые актеры справляются со своими задачами ничуть не хуже. Но главные чудеса творит все же оператор фильма Юрий Райский - его камера неторопливо проплывает над участниками событий по каким-то невообразимым траекториям, фиксирует кадры невероятной красоты, от которых захватывает дух, и в целом явно знает что-то большее, чем зрители. Такое подозрение возникает несколько раз - например, когда, проследив за бегущими кросс по лесной дороге солдатами, камера вдруг задерживается в лесу и на некоторое время замирает, наблюдая за тем, как ветер выносит из-за деревьев опавшие осенние листья, или оставляет посреди ночи героев вне кадра для того, чтобы проследить, как вместе с движением луны по небу изменяется рисунок теней на земле.
Отдельным теплым словом хотелось бы упомянуть отменный финал, от которого вся предшествовавшая ему кутерьма приобретает какой-то пугающий почти резонанс. В финале вся часть резко и радостно срывается с места, оставив за собой жен и дочерей, и триумфально почти, с ясно читаемым возбуждением по поводу того, что больше не надо маяться от безделья, уезжает по приказу. В Чечню, на первую Чеченскую кампанию. Вот такой вот получился у режиссера Прошкина анекдот - глубокий, неоднозначный, и тревожный. Такой, что смех сам застревает в горле.
Серж Кочерыжкин
(c) Портал "Лаборатория новостей" (http://www.newslab.ru)