"Стукач"
Название фильма: | Стукач |
|
|
Страна-производитель: | Франция-Италия | ||
Английский: | Le Doulos | ||
Жанр: | детектив | ||
Режиссер: | Жан-Пьер Мельвиль | ||
В ролях: | Жан-Поль Бельмондо, Серж Реджиани, Жан Десайи, Рене Лефевр, Марсель Кювелье, Филипп Марш, Фабьенн Дали, Моник Эннесси, Карл Стадер, Кристиан Люд, Жак Де Леон, Жак Леонард, Полетт Брель, Филипп Наон, Шарль Байар, Даниэль Кроэм, Шарль Буйо, Мишель Пикколи | ||
Год выпуска: | 1962 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
|
|||||||||||
Интересно:
Продюсеры: Карло Понти, Жорж Де Борегар
Сценаристы: Жан-Пьер Мельвиль
По роману Пьера Лесу
Оператор: Николя Хайер
Композиторы: Поль Мизраки, Жак Люссье
Примечание:
• Продюсер фильма Жорж Де Борегар согласился предоставить Мельвилю полную свободу на двух условиях – если Мельвиль сумеет уложиться в кратчайшие сроки и если введет в в сюжет «полицейскую» линию. Буквально за неделю Мельвиль приспособил роман Пьера Лесу к требованиям продюсера. И если книга Лесу претендовала на своеобразный «документализм», то Мельвиль, по замечанию критиков, сделал «городской вестерн». Сам же Мельвиль предпочитал называть свой фильм «шекспировской трагедией» и «историей о конце дружбы», заодно делая ссылку на слова Луи-Фердинанда Селина: «надо решать… умереть… или солгать?»
• Это первая экранизация произведений Пьера Лесу. В дальнейшем к его романам обращались Мишель Девиль, Рауль Леви, Ив Буассе, Клод Бернар-Обер.
• «Стукач», конечно, омаж американскому «черному» фильму, которым Мельвиль так восхищался. Когда были выстроены декорации комиссариата, он попросил у художников оформить его под полицейский участок из «нуара» Рубена Мамуляна «Городские улицы» (1931) с Гэри Купером в главной роли.
• На фильме первым ассистентом режиссера свою карьеру в кино начинал будущий режиссер Фолькер Шлендорф. Годом раньше он работал с Мельвилем над фильмом «Леон Морен, священник» (1961).
• Мельвиль любой ценой хотел заполучить на главную роль Сержа Реджиани. Во время первой встречи актер и режиссер сошлись благодаря обоюдной любви к «нуару». Спустя семь лет Реджиани снялся еще в одном фильме Мельвиля – «Армия теней» (1969).
• Жан-Поль Бельмондо впервые появился у Мельвиля в «Леоне Морене». Еще год спустя он снимется у него в «Старшем Фершо» (1963) – на этом его сотрудничество с режиссером закончится. Но через много лет тень Мельвиль вновь покажется в творчестве Бельмондо – когда он сыграет в современном ремейке «Старшего Фершо» (2000).
• «Doulos» с французского также переводится как «шляпа». В качестве жаргонного это слово является больше принадлежностью полицейского, а не бандитского мира – такие французские флики называют своих информаторов.
Дополнительная рецензия:
Алексей Дубинский
«Из двух человек один – предатель» – всегда утверждал Мельвиль и о предательстве снимал каждый свой фильм. «Стукач» в этом смысле квинтэссенция мельвилевской философии – здесь, перефразируя его максиму, можно сказать, что из десятка и более человек лишь один не предатель. И чтобы добиться полной идентификации зрителя с героем, режиссер до конца фильма заставляет нас, как и Мориса, блуждать в потемках, гадая, кто из друзей или подруг брутального взломщика действительно стукач. Не везет даже Сильену – его играет «вечный беглец Пуакар», но именно ему почему-то веришь меньше всего. Так переворачивается традиционная детективная интрига – это полицейские обычно ищут преступника, чтобы раскрыть тайну, раз и навсегда обнажить суть вещей. Теперь все наоборот – обезумевший криминальный мир лихорадочно мечется в поисках того, кто слишком много знает и говорит – чтобы избавиться от него и навсегда похоронить свои тайны. Но предательства не избежать, как ни старайся; в мире, где стукач каждый, остаться в одиночестве можно только изнутри – хотя это слабое утешение перед лицом смерти. Еще Мельвиль любил говорить, что не верит в дружбу, тем более, дружбу бандитов: «Она – из тех вещей, которые мне не знакомы, но о которых я очень люблю рассказывать в своих фильмах».