"Телесеть "
Название фильма: | Телесеть |
|
|
Страна-производитель: | США | ||
Английский: | Network | ||
Жанр: | триллер / детектив | ||
Режиссер: | Сидней Люмет | ||
В ролях: | Уильям Холден, Фэй Данауэй, Питер Финч, Роберт Дювалл, Уэсли Эдди, Нед Битти, Артур Бергхардт, Билле Берроус, Джон Карпентер, Джордан Чэрни, Кэти Кронкайт, Эд Кроули, Джером Демпси, Кончата Феррелл, Джин Кросс, Стэнли Гровер, Синди Гровер, Дэррил Хикман | ||
Год выпуска: | 1976 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
|
|||||||||||
Интересно:
Оскар-1977
• лучшая мужская роль - Питер Финч
• лучшая женская роль - Фэй Данауэй
• лучшая женская роль второго плана - Беатрис Стрэйт
• лучший оригинальный сценарий - Пэдди Чаефски
• лучшая мужская роль - Уильям Холден (номинация)
• лучшая мужская роль второго плана -
Нед Битти (номинация)
• лучший оператор - Оуэн Ройзман (номинация)
• лучший режиссер - Сидней Люмет (номинация)
• лучший монтаж - Алан Хейм (номинация)
• лучший фильм (номинация)
БАФТА-1978
• лучшая мужская роль - Питер Финч
• лучшая мужская роль - Уильям Холден (номинация)
• лучшая женская роль - Фэй Данауэй (номинация)
• лучший режиссер - Сидней Люмет (номинация)
• лучший монтаж - Алан Хейм (номинация)
• лучший фильм (номинация)
• лучший сценарий - Пэдди Чаефски (номинация)
• лучшая мужская роль второго плана -
Роберт Дювалл (номинация)
• лучший саундтрек - Джек Фитцстивенс и др. (номинация)
Давид ди Донателло-1977
• лучшая иностранная актриса - Фэй Данауэй
(с Анни Жирардо в "Беги, пока я тебя не поймаю")
Золотой глобус-2002
• лучший режиссер - Сидней Люмет
• лучшая мужская роль в драме - Питер Финч
• лучшая женская роль в драме - Фэй Данауэй
• лучший сценарий - Пэдди Чаефски
• лучшая драма (номинация)
Примечание:
• Бюджет фильма - $ 3.8 млн.
• Съемочный период: апрель – июль 1976.
• Питер Финч был номинирован на «Оскар» посмертно и стал первым обладателем премии, полученной после смерти. За Финча награду получили сценарист Пэдди Чаефски и его вдова Элета Финч.
• Джейн Фонда отказалась от роли Дайаны Кристенсен.
• Генри Фонда отказался от роли Ховарда Била, назвав героя «большим истериком».
• От роли Била также отказались Джин Хэкман, Джон Чэнселлор и Уолтер Кронкайт. Между тем, дочь Кронкайта Кэти сыграла в фильме левого радикала Мэри Энн Гиффорд, причем, ее образ был основан на Пэтти Херст.
• В образе черной активистки Лорен Хоббс (Марлен Уорфилд) угадываются черты коммунистки Анджелы Дэвис.
• Макс и Дайана обсуждают свою ночь, называя ее «нечто, дарующее массу наслаждений». Так назывался фильм 1955 года, в котором главную роль сыграл Уильям Холден (Макс).
• Ни разу в фильме мы не видим, чтобы Дайана что-то обсуждала с Ховардом.
• Сценарист Пэдди Чаефски не сошелся с компанией MGM во взглядах на собственный гонорар на фильме «Госпиталь» (1971) и подал в суд. В качестве отступных MGM решило запустить в производство «Телесеть».
• Один из двух фильмов, получивших сразу три актерских «Оскара». Первым был «Трамвай «Желание» (1951) Элиа Казана.
• Это также первый фильм, получивший «Оскары» за две женские роли, после десятилетнего перерыва. Предыдущим фильмом была драма Майка Николса «Кто боится Виржинию Вулф?» (1966).
• Беатрис Стрэйт, получившая «Оскар» за лучшую женскую роль второго плана, пробыла на экране всего пять минут и сорок секунд; это самая маленькая роль в истории кино, за которую когда-либо давали «Оскар».
• Сидней Люмет рассказывал, что использовал уникальную методику освещения, чтобы фильм больше напоминал документальное исследование.
• Люмет и Чаефски утверждали, что не собирались снимать сатирическую лента, таковой она вышла совершенно случайно.
• Это первое появление в кино актрисы Кэрен Аллен. Она мелькнет в самом начале фильме, как раз между титрами «Metro-Goldwyn-Mayer» и «Faye Dunaway». Первую настоящую роль она получит лишь через два года.
Дополнительная рецензия:
Алексей Дубинский
Безжалостная сатира Сиднея Люмета очень редко отличалась утонченностью форм и непрямолинейностью смыслов; в основном, режиссер предпочитал лупить наотмашь по мозгам всех подряд. В этом Люмет всегда был далек от традиционных сатирических жестов, подобных персту ребенку, указующему на голого короля. Режиссер не только изобличал короля, но и призывал линчевать его. "Телесеть", проходящая во всех американских справочниках кино как большая киноклассика, возможно, самый гневный, самый эмоциональный его призыв. Человек, пришедший в большое кино как раз с телевидения, свою ненависть переносит на экран с такой силой, что иным заряда хватило бы на добрый десяток лент. Телевизионное прошлое Люмета словно определяет главный посыл фильма. То, что творит Ховард Бил, мог бы легко повторить любой критик телевидения, его яростные, доходящие до исступления, судорог и обморока "проповеди небесных сфер" не лишены здравомыслящего начала, однако режиссер отлично знает цену подобным "откровениям". Телевидение, хищный и жадный манипулятор, проповедь обращает в шоу, террористические акты - в документальные сериалы, а любые откровения - в звонкую монету. Люди, запустившие эту систему, этой системой стали сами, полностью вытеснили в себе человеческое начало, превратившись в эфирный придаток. И те, кто подобен Дайане Кристенсен, главному и самому отталкивающему демиургу в фильме, уже являются внутренностями бесперебойного механизма, а подобные Ховарду Билу - его глянцевым, сверкающим корпусом. Вот почему можно сказать, что ближе к финалу своего вселенского разоблачения Люмет все-таки оступается, сдает позиции, все же пытается вывести фильм на уровень простых человеческих эмоций. Отношения Дайаны с бывшим руководителем новостей Максом Шумахером кажутся подробными, упрощающими интригу и попросту излишними. Однако в этой круговерти демиургов, названий каналов и гротеска дикое отчаяние уже звучит настолько мощно, в финале достигая апогея, что забивает все лишние ноты. Неудивительно, что после "Телесети" сатира на телевидение выродится в простое зубоскальство. Люмет словно и это предвидел и к 90-м годам полностью выдохся, предпочитая лишь устало повторять самого себя.
Фильм был номинирован на десять "Оскаров" и получил четыре из них: Фэй Данауэй и Нэд Битти как руководители телевизионного балагана и Питер Финч - проповедник Бил - в одной из лучших своих ролей, сыгранной за год до смерти (награда вручена посмертно), а также сценарист Пэдди Чаефски, получивший свой третий - и последний - "Оскар".