"Убить президента"
Название фильма: | Убить президента |
|
|
Страна-производитель: | США | ||
Английский: | Assassination of Richard nixon, The | ||
Жанр: | драма / триллер | ||
Режиссер: | Нильс Мюллер | ||
В ролях: | Шон Пенн, Наоми Уоттс, Дон Чидл, Джек Томпсон, Брэд Хенке, Майкл Уинкотт, Микелти Уильямсон, Эйприл Грэйс, Лили Найт | ||
Год выпуска: | 2005 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
|
|||||||||||
Сюжет и комментарий
Фильм основан на реальной истории Сэма Бика — совершенно обыкновенного, разочарованного в жизни американца, который в 1974 году подготовил покушение на 37-го президента США.
Брак Сэма Бика рушится на глазах, работа продавца кажется бессмысленной. Но, несмотря на это, он очень старается все наладить. Сэм лишь хочет восстановить семью и начать собственный бизнес. Однако в обществе, подточенном коррупцией, страдающем от войны во Вьетнаме, нет места мечтателям. И когда по телевизору начинают бесконечно показывать "самого великого торговца всех времен" — Ричарда Никсона, Сэму кажется, что он нашел ответственного за все проблемы.«Убить президента»: обычная жизнь, отвращение и безумие любого доведут до покушения на начальство.
Дела у Сэма Бика (Шон Пенн), продавца офисной мебели из Филадельфии, шли отвратительно. Любимая жена (Наоми Уоттс) ушла и забрала детей, мебель продаваться не желала, мечта о собственном бизнесе оставалась призрачной, по телевизору то и дело показывали вещающего на актуальные темы Ричарда Никсона. «Вот кто идеальный менеджер, – обронил, кивая на президента в ящике, босс. – Он дважды побеждал на выборах, причем всякий раз строил кампанию на том, что выведет войска из Вьетнама». Неудачник Сэм мотал слова на жалкий щегольский ус, доводил бросившую жену-официантку нездоровой своей любовью, зверел от Никсона и наговаривал на магнитофон безумные послания композитору Бернстайну. 22 февраля 1974 года он отправится в аэропорт, спрятав в чемодан канистру бензина и ствол, и захватит пассажирский самолет.
Российская премьера прошлогоднего фильма «Убить президента» (The Assassination of Richard Nixon) долго откладывалась, чему много объяснений. Во-первых, историю реального Сэма Бика, который, прежде чем устроить бессмысленную бойню, болтался то у Белого дома, то по психушкам и слыл человеком безобидным, у нас мало кто помнит. Во-вторых, тихие до какого-то определенного взрывного момента безумцы более или менее похожи друг на друга. С ними в общем все так же, как с глубоко законспирированными скучными шпионами вроде Штирлица. В том смысле, что судьба-злодейка скупа на спецэффекты и драматургию. Жизненные дороги Ли Харви Освальда, Сары Мур, пытавшейся убить президента Форда, или младшего лейтенанта Смирнова, обстрелявшего брежневский кортеж, не отличались по большому счету ни яркостью, ни извилистостью, пока человек не выходил из-за кулис интимного безумия на освещенную публичную сцену с намерением угодить если не в цель, то в историю. Второй, красочной и насыщенной, жизнью убийц-одиночек порой снабжает в качестве посмертного бонуса кинематограф. Однако режиссер-дебютант Нильс Мюллер ставил перед собой цель сделать не блокбастер, но авторское кино, то есть рассказать все «типа как было».
А было, натурально, тоскливо и безрадостно: на что еще, собственно, мог рассчитывать неудачливый коммивояжер в Филадельфии начала 70-х? Холостяцкая дыра в многоквартирной коробке на манер нашей хрущобы. Проигрыватель, запиленные пластинки. Отшатывающиеся при встрече собственные дети. Несчастная разлюбившая жена, которую, в чем крест и суть экранных официанток со времен зарождения кинематографа, на глазах у Сэма щупают, жизнелюбиво похохатывая, клиенты. Толстомордый босс с бесконечными поучениями и педагогическим обыкновением опускать сотрудников на публике. Даже изгоям нет до тебя дела:
Сэм, что вроде как было на самом деле, пытался примкнуть к «Черным пантерам», а когда ему мягко намекнули, что организация закрыта для белых, всерьез предложил переименовать ее в «Зебры».
Печаль и ужас, а тут еще в каждом телевизоре что-то врет мотающий второй президентский срок Никсон, самый успешный менеджер на свете. Было с чего сбрендить.
Для того чтобы вылепить угрюмый пыльный быт маленького человека, Мышкина и Раскольникова в одном лице, безуспешно пытающегося соответствовать заветам Дейла Карнеги и в результате взявшегося за пистолет, особого режиссерского дара не потребовалось. Достаточно было Шона Пенна, в чьем исполнении Сэм Бик, говоря грубо, абсолютно как живой. Способный на браваду, но убогий и жалкий, как в «Сладком и гадком» (опять-таки усики), доведенный до отчаяния, но бессильный в слепой ярости, как в «Таинственной реке», затравленный и больной, как в «21 грамме» – лучшего кандидата на роль убийцы хоть Леннона, хоть Никсона затруднительно было бы сыскать. Нервное обаяние Пенна, в одиночку вытаскивающего средних достоинств проект, заразительно. В конце концов, ведь и так может быть: история важная и сильная, но слегка банальная превращается в актерский бенефис. По крайней мере, уж точно фильм нельзя будет обвинить в пропаганде насилия, будущие неудачники-убийцы президентов не сошлются на Шона Пена – Сэма Бика как на образец для подражания.
Маленький человек – что же дальше
Текст: К.Тарханова
Кто из нас хоть раз в жизни не мечтал убить президента? Любого. Войну ведет (как бы во Вьетнаме), терроризм плодит (как бы в Вашингтоне), цены растут (как бы на "Кадиллаки"), работы нет (кроме как бы торговли воздухом), а дети кушать просят. Жена ушла, потом нашла другого, деваться некуда, кредита не дают, все издеваются, включая родного разбогатевшего брата. Раз не дают — можно только издеваться. Система работает только на деньги или на людей с деньгами. На остальных система не работает, а только врет им, врет во главе с этим президентом, который по телевизору поет старые песни о главном. В голове при этом играет музыка Моцарта (Бернстайна), потому что интеллигент был очкастый (или, допустим, усатый). И играл ему Моцарт, играл, пока не доигрался до "Реквиема". По президенту. По начальнику, брату, жене, собаке, себе и детям. Против затравленного состояния нет общего рецепта. Пойти и убить, кстати — тоже выход, особенно если бы все это происходило при Сталине. Шон Пенн стал бы героем, исторической личностью, убей он усатого вождя. Увы, наши на это не способны, а он именно американец, и его Никсон — вполне заурядная сволочь. Тем не менее, желание убийства — лишь мечта маленького человека, поскольку показан классический случай Акакия Акакиевича. Мечта в жизни кончается фантасмагорией. Акакий, к примеру, стал мстить только после смерти.
При этом "Убить президента" имеет дело с реальными событиями. В 1974 году некий Сэмюэл Бикк в Балтиморе действительно попытался покуситься на святое. Какой бы сволочью ни был Никсон, для Америки он — святое. Слишком часто и небезуспешно покушались там на президентов, чтобы за 200 лет не выработался стойкий национальный комплекс: закон есть религия, нарушитель закона — бес, террорист — монстр. Единственное, что в этой ситуации решили сделать создатели фильма — в XXI столетии "конца истории", когда есть только "частная жизнь", попытаться понять монстра как живое частное лицо и вывести: не доводите его, не доводите до греха, ну, пожалуйста. Создатели фильма показывают Сэма Бикка лишь с симпатией и сочувствием, но показывают все той же неумолимой системе. Да, она очень плохая, в XXI веке можно уже говорить не о беллетристике "С меня хватит", а о реальных событиях, и они тоже были плохие. Но другой системы нет, и все равно, как только Сэм на что-то решается — он больше не человек. Именно монстр, просто, по мнению создателей, это имеет две "человеческие" составляющие — полная "плохизна" плюс психзаболевание. То есть в конце концов на все "сочувствие" остается лишь красочная психболезнь, а на самом деле "решившийся" может лишь убивать, недаром ему очень красочно подсовывают собаку.
Только на такой "сбалансированный" расклад не надо брать Шона Пенна. Если артист гениальный, по-настоящему красочно вылезет лишь режиссерская глупость. Пенн сыграл именно интеллигента. Кто-то скажет — "неудачник", "завистник", "слабак". Однако им показаны не неудачи, а чувство собственного достоинства, не зависть, а вера, не медленное схождение с ума, а полное крушение надежд. Даже нелепо: как бы создатели ни старались местами опустить Бикка, намекая на его зацикленность на самом себе, даже на ужине у компаньона (Дон Чидл) его вроде бы обременение посторонних собственными проблемами — только искренность и тонкость, основанные на доверии. Как всякий интеллигент, он думал, что друзьям можно доверять. И детей любил, хоть и не мог уже притворяться белым и пушистым, когда находился в отчаянии. А уж в конце в ресторане с бывшим боссом — и объяснять не надо. Сэм Бикк не убил, потому что не может убить. Вообще. Вот босс как раз может, брат может, жена может, а он — нет. Вероятно, единственный из присутствующих, он — тот, кто в крайнем случае убьет только себя. Это и есть настоящий конец фильма, где дальше — только фантасмагория. Сцена в аэропорту, когда Пенн закидывает голову, сидя в зале ожидания, невозможна, если накануне он действительно убил собаку, а не всего лишь представил это себе. Убийства по Пенну — вообще только представление. Или наоборот: если Сэм Бикк столько поубивал, невозможно все то, что нам показали прежде. Не было интеллигента, Моцарта, цветов и денег для жены, неспособности соврать даже незнакомцу.
Своим исполнением Пенн популярно объясняет, что создатели фильма так ничего и не поняли про Сэма Бикка. Если бы поняли, приняли бы все подряд, без какой-либо психболезни. А так — либо не было человека, либо не было монстра. Все потому, что Нильс Мюллер врет себе столько же, сколько Никсон — ему. Нельзя в настоящем кино и рыбку съесть, и на велосипеде покататься. Или оно ненастоящее, что мы как раз имеем. Из художественных достоинств хотелось бы отметить лишь новое удачное партнерство Пенна с Наоми Уоттс, как бы закономерно продолжающее их отношения в "21 грамме" /21 Grams/ (2003) Алехандро Гонсалеса Иньярриту.
С сайта Филм Ру