Описание фильма

"Фанфан-тюльпан "   

Название фильма: Фанфан-тюльпан
Фанфан-тюльпан
Страна-производитель: Франция-Италия
Английский: Fanfan la Tulipe
Жанр: комедия
Режиссер: Кристиан-Жак
В ролях: Жерар Филип, Джина Лоллобриджида, Ноэль Рокевер, Нерио Бернарди, Оливье Юссено, Марсель Эрран, Женевьев Паж, Сильви Пелайо, Анри Роллан, Жан Марк Тэннберг, Жан Паредес, Жоржетт Анис, Ирен Янг , Жерар Бюр, Люсьен Калламан, Люлита Де Сильва, Жиль Деламар
Год выпуска: 1952
Наша оценка:
Купить
 
сюжет и комментарии
интересно
кадры из фильма
 

Интересно:

Канны-1952
• лучший режиссер - Кристиан-Жак

Продюсеры: Александр Мнушкин
Сценаристы: Рене Вилер, Рене Фалле, Анри Жансон, Кристиан-Жак
Оператор: Кристиан Матра
Композиторы: Морис Тирье, Жорж Ван Парис

Примечание:

В англоязычном прокате фильм был известен под названием "Солдат любви" ("Soldier of Love").

Дополнительная рецензия:

Александр Минаев

МЫ БЫЛИ ФАНАМИ ФАНФАНА
Советские пионеры 60-х в летнем лагере в комедии Элема Климова «Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещен» с восторгом смотрят кино – картину десятилетней давности. Это «Фанфан-тюльпан» – такая же примета хрущевского времени, как царица полей-кукуруза. «ФанФан» – классическая авантюрная лента Кристиана Жака – наряду с комедией «Бабетта идет на войну» того же автора, пожалуй, один из самых ярких и веселых зарубежных фильмов оттепельных лет.

Этот во многом наивный авантюрно-комедийный образец cinema по-французски получил, тем не менее, приз каннского фестиваля за режиссуру и множество других престижных наград.

Да, послевоенный зритель еще помнил трофейных американских Тарзана и Робин Гуда, но любимые кинозвезды нового поколения 50-60-х – французы и итальянцы: Марчело Мастроянни, Ив Монтан, Жерар Филипп.

Фильмы с участием Филипа («Красное и черное», «Большие маневры», «Пармская обитель», «Монпарнас, 19») пользовались у нас неизменным успехом, а сам Жерар, которого Андре Базен назвал «вольтерьянским Дугласом Фербэнксом с неотразимым шармом», был обласкан советской критикой. Для многих Филипп и самый веселый из его героев – Фанфан, неразделимы.

Фанфан-тюльпан – персонаж фольклорный, оптимистический и очень национальный. Этот весельчак, солдат поневоле возник, как герой народной песни во времена "войны в кружевах" и неоднократно впоследствии вдохновлял деятелей искусств. XIX век оставил нам, в частности, мелодраму Поля Мериса и оперетту Луи Варнея, а в 1925-м режиссер Рене Лепренс вторично экранизировал (первый немой вариант датирован 1907 годом) похождения Фанфана.

Жизнелюбивый ловелас с саблей в руке и брошью в форме тюльпана в петлице, в послевоенной Франции – символ оптимизма и радости, пришедшей на смену мрачному настроению времен оккупации. В СССР Фанфан тоже знак глобальных перемен, глоток «свежего воздуха». Рухнул железный занавес, зарубежная (западная) литература, музыка, кино стали доступны широкой публике и. добавим, многими ценимы. Их герои и кумиры понемногу становились и нашими.

В полной мере это касается и зарубежных красавиц экрана – итальянку Джину Лоллобриджиду Кристиан Жак первым пригласил во французское кино. Наш зритель ее помнил по комедиям Витторио де Сика, картине «Собор Парижской Богоматери», и тоже любил. Пышногрудая кино-дива нередко приезжала в страну советов, однажды сфотографировалась с Гагариным (позже сама стала известным фотографом, а затем и скульптором). Первый космонавт планеты отдавал должное французскому и итальянскому кино, был эмоциональным зрителем – освоившись на орбите, глянув в иллюминатор, не удержался и восхитился вслух – «Как же прекрасна Земля, и Анна Маньяни!» (в отличие от знаменитого «Поехали!» этот возглас не был обнародован). Юрий Алексеевич оторвался в прямом и переносном смысле – начальство далеко а красота – вот она. Нет бы, восславить в микрофон советскую науку и партию «самую гуманную в мире». Партия, конечно, все расслышала и обиделась на покорителя звезд, но время вспять не повернешь – вместе с Хэмингуэем, джазом, «Великолепной семеркой», всеми этими Фанфанами и д’Артаньянами, чуждое хлынуло потоком, и постепенно размыло глиняные ноги колосса.
«Механик, остановите картину!» – грозно требовал бдительный начальник лагеря Дынин (Е. Евстигнеев), но было уже поздно. Конечно, главное слово сказали диссиденты, Дудинцев, Рыбаков, Сахаров, Солженицын и Михаил Сергеевич, но Фанфан, откровенно заглядывавший за корсет Аделины и не менее открыто насмехавшийся над армейским начальством, тоже сделал свое дело. Весело, по-галльски галантно.

Вот такой парадокс – французский актер был на стороне СССР (неизвестна, правда, его реакция на события в Венгрии 1956 года – в ноябре 1959-го Жерар Филипп умер не дожив месяца до своего 37-летия), а его герой явно против. Слишком любил свободу.

Вернемся к картине – остаются в памяти все актеры второго плана, в большинстве – воспитанники школы «Комеди Франсез». Оливье Юссено (Транш-Монтань) добротно изображает Планше при Фанфане (недаром в кинокарьере Жерара Филиппа была и роль знаменитого гасконца). Марсель Эрран, в облике короля, напоминает двуличного партайгеноссе, такого же подлого, как и сыгранный актером дон Салюстий из «Рюи Блаза». Просто странно видеть Людовика умиротворенно-добрым в сказочно-розовом финале черно-белой ленты.

Недурен Ла Франшиз в исполнении итальянца Нерио Бернарди. И Жан-Мари Тэннберг (Лебель), и Жан Паредес ( командир полка) будто сговорившись, использовали в рисунке своих ролей гротескные «голубые» краски, однако всех превзошел ветеран французского экрана Ноэль Рокевер в образе Фьераба. Этого карикатурного идиота, страдающего легким косоглазием и тяжелой формой самовлюбленности забыть невозможно. Рокевера – мастера характерных ролей знатоки со стажем помнят по картине "Антуан и Антуанетта" и нескольким фильмам с участием Жана Марэ («Граф Монте-Кристо», «Парижские тайны», «Железная маска»). Кстати, в небольшой роли солдата в Фанфане снимался Жиль Деламар – друг Жана Марэ, знаменитый каскадер, погибший на съемках в середине 60-х.

В фильме много погонь и фехтовальных поединков, которые трудно оценить по достоинству, поскольку они сняты в старой манере, с небольшим ускорением. Это придает действию динамизм, но лишает его естественности – впечатление такое, будто смотришь «экшн впромотку». К счастью кинематографисты отказались от этого приема, стали снимать потасовки всерьез, со знанием дела, но потом случилась новая беда –компьютеризация экранного героизма.
Не без помощи компьютера черно-белый «Фанфан-тюльпан» стал цветным, а в 2003-м режиссер Жерар Кравчик снял ремейк старой ленты с участием испанки Пенелопы Крус и полу-испанца Венсана Переса.

Фанфан Кристиана-Жака остается образцом жанра «плаща и шпаги» (при том, что его легко можно отнести и к комедийной киноклассике), образцом, породившим ряд вариаций на тему – «Галантные празднества» Рене Клера, «Картуш» Филипа де Брока, «Повторный брак» Жана-Поля Раппно, немецкая картина «За мной, канальи!» и др. С одной стороны, в сценарий были заложены цитаты из хрестоматийных сюжетов, с другой – в позднейших лентах можно обнаружить цитаты из старого «Фанфана». Мелодичный строй звуковой дорожки фильма и эпизод погони за каретой отзывается в «Трех мушкетерах» Бернара Бордери, а фразу Людовика «Я даю вам сорок восемь часов, чтобы исправить положение» слово в слово повторяет Фантомас в первой части незабываемой трилогии Андре Юнебеля.

Одним словом, кино продолжается.

Обсуждение фильма

 

 

Главная страница
Новости
Фильмы по алфавиту
Фильмы по жанрам
Фразы из фильмов
Новинки сайта
Актеры
Афиши
Услуги
Загрузить
Регистрация
Форум
О проекте

#