Описание фильма

"Меченосец"   

Название фильма: Меченосец
Меченосец
Страна-производитель: Россия
Английский: Меченосец
Жанр: боевик / мелодрама / фантастика
Режиссер: Филипп Янковский
В ролях: Артем Ткаченко, Чулпан Хаматова, Алексей Горбунов, Татьяна Лютаева, Леонид Громов, Алексей Жарков, Дмитрий Мухамадеев, Надежда Маркина, Егор Позенко, Елена Башуева, Андрей Биланов, Иван Колесников, Николай Шатохин, Александр Черных, Лина Миримская
Год выпуска: 2006
Наша оценка:
Купить
 
сюжет и комментарии
интересно
кадры из фильма
 

Дополнительная рецензия:

СЮЖЕТ
Саша с детства был замечательным мальчиком. Ещё бы – у него из правой руки неведомым науке образом выдвигается острый меч! Тут поневоле станешь замечательным! Правда, все вопросы будешь склонен решать исключительно боевыми методами, и пусть врагов не обманывает твоя тщедушная внешность!
В детстве Саша, в общем, и не терялся. То в раздевалке всем куртки поразрезает, то отчима убьёт – чтобы не ругался, то конкурентов в ухаживании за девушкой немного ударит железной трубой в голову... Травма, короче, у малыша на всю оставшуюся жизнь осталась. Плачет мать, потому что сына вырастила без отца!
Но и отцу перепало на орехи. Саша вырос и пришёл напомнить об алиментах. Отец встрече поначалу обрадовался, а потом понял, что за всё в этой жизни приходится платить, и не всегда ту цену, на которую рассчитывал. Жестокую цену заплатил отец Саши за своё непотребное поведение!
А потом Саша встретил девушку Катю. У Кати уже был любовник, но он ей надоел – потому что тупой и жестокий. А тут такой случай решить все проблемы сразу! Тем более, что к Саше у Кати животное, непреодолимое чувство. Он ещё в подъезде как схватил её за ногу, так она сразу поняла, что именно этого прЫнца она и ждала всю жизнь! Что ты смотришь на меня? Раздевайся, я твоя!
Но бывший любовник оказался парнем настойчивым, и простых человеческих намёков не понимающим. Табуреткой по голове ему показалось – что слону дробиной. Поэтому Саша его изничтожил!
И тут-то и забегали милицанеры. Фигли там – отчим, отец, это дела семейные. В семейные дела милицанеры стараются не влезать – себе дороже. А вот любовника мечом разрубить – это непорядок. За такие дела и в турму можно загреметь. На Сашу и Катю открывается сезон охоты!
ВЕРДИКТ
Ужасающее кино – в плохом смысле этого слова. Нет, возможно, режиссёр Филипп Янковский – хороший, добрый человек. Наверняка он искренне пытался сделать стильное, брутальное, мрачное зрелище. Многие, вон, зрители даже упоминают про японские комиксы, в которых мало слов, но много эмоций и неподдельных чувств.
Однако, пусть многие зрители говорят, что им хочется, я же скажу следующее: режиссёру Филиппу Янковскому, в первую голову, жизненно необходимо пить побольше кофе или других энергетических напитков. Потому что снять настолько тягучий, медленный, откровенно заторможенный фильм – это надо быть я не знаю каким интровертом и фанатом старого дум-металла. Вот, например, Саша идёт вдоль стены. Секунд десять идёт. Просто идёт. Потом экран гаснет, через секунду снова загорается... И Саша снова идёт вдоль той же стены секунд десять. Это для тех, до кого не сразу доходит? Это что, вообще, было? В чём художественная ценность этого замечательного приёма? И ладно бы, если бы он не использовался в таком массовом порядке! А то ведь весь фильм так! Смело выходите из кинозала в туалет или за чипсами – ничего не потеряете, за время вашего отсутствия не произойдёт совсем ничего!
Но даже если и произойдёт... Ничего страшного! Экшен-сцены здесь не тычутся зрителю в глаза. Их вообще нет. Понятно, бюджет был небольшой. Да и спецэффекты делать не все кинотворцы умеют. Поэтому сцену, например, боя в тюрьме лучше показать посредством криков из-за двери. А разрубание леса – посредством кричащего Сашиного лица и падающих вокруг него деревьев. Феноменально!
Впрочем, это мелочи – по сравнению со всем остальным. Хотя бы с тем, что фильм нечеловечески набит множеством мелких и никому не нужных деталей. Вот, к примеру, один милицанер жалуется на заложенность носа и пользует Нафтизин. Сам по себе штрих неплох, но нафиг он был нужен? Как будто режиссёр не знал, как придать объёма персонажам, и использовал любые средства, сваливал в кучу всё – авось, какой-нибудь из приёмчиков и сработает. Ужас!
Или вот Катя, сидящая в психушке. Сначала нам минут пять показывают её метания по комнате и бегание по коридору во всех ракурсах. Потом она выглядывает в дверь. А там охранник. Он на неё взгляд – оп! А она – раз, и прячется. Полминуты. К чему это было? Монтажёра фильма, в общем, пришла уже пора и усыпить, наверное. Ничто иное не поможет профессионалу такого высокого класса, который боится выкидывать откровенно ненужные сцены!
Впрочем, понять монтажёра на самом деле можно. Ибо "Меченосец" весь пуст со страшной, нечеловеческой силой. Весь сюжет – Саша и Катя ходят по городу и убивают тех, кто встаёт у них на пути. Это хуже даже "Армагеддона". Да чего там, даже мега-фильм "Лара Крофт 2" бледнеет от стыда перед таким несусветным величием. Подумайте только – ходят и убивают! Не сюжет, а космическая опера в стихах!
Правда, мрачноватая опера, мягко говоря. Авторы явно хотели сделать готичненько. Если интерьер или пейзаж, то обязательно обшарпанные стены или разбросанный по полю мелкий мусор. И дождь, и ночь... Всё мрааачно, всё плохо! И я не знаю, может, это я такой чуждый готике человек, а какая-нибудь молодая неформальная поросль только рада будет от такой явной демонстрации того, что жизнь плоха, и давайте потому теперь всё умрём. Но я говорю от себя, а у меня такое мнение, что здешний мрак больше напоминает чернуху плохих пост-перестроечных фильмов. И показывает лишь желание автора поманипулировать сознанием зрителя. Отвратно сие есть.
Оное впечатление пост-перестроечного кино усиливают и другие моменты. Например, диалоги в театральном стиле "Клим, разве ты не видишь, что твоему товарищу за шиворот капает расплавленное олово", перемежающиеся с отвратительными, грязными и нарочитыми совдеповскими истериками. Именно отвратительными. С чего тот же Клим, к примеру, начал бить принёсшего ему новость милицанера, оторвал ему палец плоскогубцами и пристрелил другого подручного? Чисто так, из озорства? Особенно палец. Гадкий момент – уж на что я человек со стальными нервами, а и то скукожился... А ведь многие приводят на это кино девушек – типа, как на свидание! Кошмар!
Или отсутствие стройной логики во многих местах. Ага, в квартиру своего начальника одному из ментов надо было вламываться именно так – срывая дверь с петель. Позвонить звонком не судьба была...
Если же логика есть, что всё, что произойдёт, уже известно заранее. Герой ещё только идёт на встречу к отцу, а мы уже знаем, что он его убьёт, хотя ничто на это и не указывает. Шаблонность и предсказуемость полные. Кто из вас сомневался, что полковник выйдет живым из упавшего вертолёта, а потом вдруг его рука дрогнет в момент прицеливания в лицо Саше? Ага, конечно. Ловил, ловил негодяя, и вдруг пожалел. Совершенно ни с чего. Так, чисто блажь. Считайте это маленькой причудой человека, всю жизнь проработавшего в органах и вдруг на старости лет почувствовавшего тягу к простым человеческим радостям. Тьфу!
Плохи и главные герои. Нет, актёры, их сыгравшие, как раз хороши. Но сыграли они, увы, таких изначально картонных персонажей, не обладающих ни одним положительным качеством, что в качестве живых людей они совершенно не воспринимаются. Автор, впрочем, придерживается иного мнения. Автор за своих героев очень переживает, и потому закатывает в финале грандиозный плач по убитой Кате – минут, наверное, на 20, с воем и причитаниями. Как же, трагедия ж! И ничего, что тут же поубивали множество простых и хороших спецназовцев. Нормально. Типичный признак откровенно мусорного кино – такие вот ходы.
И, кстати, надо было постараться, чтобы в целом симпатичная Чуплан за весь фильм вызвали лишь одно хорошее чувство – чувство глубокого удовлетворения в момент своей гибели. И чтобы постельные сцены с её участием вызвали лишь отвращение. Это я даже не знаю, как постараться надо было! Автор – не наш человек?
Впрочем, у некоторых зрителей как раз любовь Саши и Кати вызвала свои, скрытые воспоминания о собственной любви. Так что, может быть, я просто чего-то не уловил. Старая больная обезьяна, давно забывшая об истинной любви. Вы меня не слушайте.
Хотя, почему бы и нет? Ведь как бы то там ни было, фильм кошмарен. Пустой, бессмысленный, нудный, совсем не стильный, местами просто отвратительный и оставляющий после себя лишь неприятные чувства... Этакий "Город грехов", снятый человеком, который без ума от "Эон Флакс". А ещё у этого человека было совсем мало денег на съёмки. И таланта не хватало. И спать он хотел безостановочно. И сказать ему было нечего...
Несчастный он, в общем, человек! Таким страдальцам можно посоветовать лишь потренироваться для начала на кошках. Не лезть сразу в большое кино, а потворить какие-нибудь малобюджетки, чтобы реально осознать собственный потенциал и увидеть свои ошибки.
Чтобы потом не впаривать зрителям под видом "фантастичвеского боевика" откровенную занудную драму, в которой нет ни грамма экшена. Тоже, кстати, недостаток, хоть и не относящийся непосредственно к творчеству. Неоправданные ожидания – пусть они важны лишь здесь и сейчас, но важны. В числе прочих ужасов нашего городка. Вы идёте на боевик, а получаете надрывную и занудную драму из разряда тех, которые даже в 90-е годы снимать стеснялись? Значит, пришло время окончательно утратить доверие к рекламным пляскам вокруг каждого нового отечественного кинощедевра.
ОЦЕНКА – 3 из 12.
Леонид ШЕВЧЕНКО aka Linch

В детстве Шурик (Артем Ткаченко) был не вполне обычным ребенком. В момент какой-то опасности, угрожающей что ему, что окружающим, у Шурика из руки начинал расти длинный-предлинный ножик, после чего источник опасности получал проникающее смертельное ранение, даже если Шурик находился в десятке шагов от него, а Шурик потом долго переживал и спрашивал у мамочки: "Мама, теперь другие дети меня будут бояться?" Мамочка была уверена, что дети будут бояться, но, после того как Шурик таким же образом зарубил ее ухажера-сожителя, она решила больше не обсуждать эту щекотливую тему.
Дети - да, судя по всему, боялись, потому что в последующие годы Шурик хотя и наносил заметный урон различному школьному имуществу, но никто из детишек проникающее смертельное ранение так и не получил - значит, уважали и старались не сердить.
Думаете, Шурик с такими экстраординарными способностями сделал блестящую карьеру в цирке или на лесоразработке? Ничего подобного. Нормальное образование он так и не получил (после нескольких глюков Windows 95 парень насквозь пропорол четыре ноутбука, после чего с карьерой программиста и даже обычного пользователя пришлось завязывать), поэтому шлялся туда-сюда без особой цели, но подрабатывал в рыболовецком хозяйстве: лучше Шурика никто не мог распотрошить здоровенную рыбину.
Как-то раз Шурику надоели все эти рыбьи потрошки, и он отправился в город своего детства, чтобы и там распотрошить кого-нибудь. Возможность предоставилась очень быстро: трахарь-ухажер одноклассницы Шурика не пришел в восторг, увидев свою чувырлу, обнимающуюся с незнакомым долговязым парнем, в результате чего Шурику наваляли люлей.
А Шурик - он хитрый! Он редко сразу проявляет свои диковинные способности, чтобы не наваляли! Он предпочитает, чтобы сначала наваляли, чтобы вскипела внутри него лютушка лютая, а потом и из запястья выпрыгивает булатный меч-кладенец, и от врагов только и летят почки да печенки по закоулочкам.
Но тут уж Шурику не повезло. У изуродованного им трахаря-ухажера одноклассницы была крутая мамулька по имени Белла. У Беллы был крутой друган по имени Клим (Алексей Горбунов), которого слушались менты и уважали воры. Белла попросила Клима об уважухе: тот должен найти Шурика быстрее, чем менты, и изуродовать круче, чем воры.
Клим отправляется по следу. И товарищ полковник милиции Рощин (Леонид Громов) отправляется по следу. И вся милиция отправляется по следу, потому что на Шурика объявлен всесоюзный розыск.
А Шурик - и в ус не дует. У него всякие другие дела. Папашку замочить, например, за то, что алименты мамочке не платил, торговца кавказской национальности порезать, потому что не было денег за ножичек заплатить, ну и все такое. А тут еще у Шурика любовь подвернулась - девушка различных художественных наклонностей по имени Катя (Чулпан Хаматова). Имена друг друга они выяснили где-то через недельку, потому что любовно-сексуальное желание их настигло прямо на лестнице, так что было не до имен. Но Катя - единственный человек, который Шурика действительно понимает: она так трогательно смотрела, как Шурик воткнул свое оружие (я о мече) прямо в шею ее мужа, чтобы пригвоздить его прямо к ветровому стеклу собственной автомобильки Audi A8, которую Шурик с Катей у мужа сперли, - так трогательно, что Шурик теперь весь ее навек и никогда не бросит.
Так и будут Шурик с Катей колесить по стране, преследуемые Климом и товарищем полковником Рощиным, а за ними потянется длинный кровавый след порезанных пополам, вспоротых, разрезанных и расчлененных персонажей - как всяких уголовников, так и вполне добропорядочных граждан. Также пострадают один лесовоз, вертолет и даже целая лесопарковая зона первого бонитета.
***
Я так понял, что Филипп Янковский планировал снять фантастический триллер - так, по крайней мере, следует из афиш. Фантастика у него не получилась совершенно явно - не будешь же считать фантастикой способность главного персонажа рожать из запястья длинный ножичек, а одним взмахом руки валить лес, перерубать пополам несколько десятков бревен лесовоза и отрубать хвост вертолету товарища полковника?
Ну бог с ней, с фантастикой, что там насчет триллера? С триллером все тоже как-то тухло. Впрочем, постановщики постарались картину накровавить по полной программе, так что временами это даже смахивает на какой-нибудь трешак "Маньяк с бензопилой из Милуоки": вспоротые животы со всякими внутренностями, разрезанные пополам люди, отрезанные конечности, оттяпанные бокорезами пальцы, реки крови из-под дверей милицейского автозака - всего этого в картине вполне достаточно. Но как-то, пардон, не цепляет. Даже эффектные кадры уделанных Меченосцем лютых уголовников - вот как-то не радуют глаз, честное слово, а уж реки крови из товарищей милиционеров, которые всего-то сопровождали парня в другую кутузку, - нам с котом Бубликом их было пронзительно жалко, хоть нас режьте пополам!
С любовью, которая, дескать, все побеждает, у них тоже как-то не сложилось. Ну или у нас с Бубликом, глядя на эту любовь, не сложилось. Ах, они увидели друг друга на лестнице, ах, у них немедленно началась случка (просим пардону за такие натуралистичные подробности, но кроме как случкой данную внезапно возникшую любовь не назовешь, как ни старайся), ах, когда Катя выяснила, что ее милый Шурик режет людей налево-направо, она его еще больше полюбила - видать, за муки этих людей. Нет, мы с Бубликом понимаем, что Кате зрелище мужа с перерубленной мечом шеей доставило изрядное эстетическое удовольствие, но при этом в искренность ее чувств к бравому сучкорубу все-таки как-то не верится.
Все оно очень искусственное: позы, взгляды, изящные сорочки, бусинки на пальчиках и все такое. Как красотки в глянцевых журналах: смотрится вроде красиво, но прекрасно понимаешь, что красота эта - совершенно мертвая, парафиновая. За ней не скрываются никакие чувства, никакие эмоции. Убийце-маргиналу Шурику красотка-художница - ну никак не под стать. Ему бы какую-нибудь синюху-пэтэушницу, в корень отупевшую от синтетических наркотиков, - вот это была бы достойная парочка. Заодно бы не возникало вопросов, с чего это она так легко относится к весьма специфическим способностям своего избранника, - пэтэушнице было бы глубоко по фиг.
Что еще есть в этом фильме? Длинные, тягучие планы всяческих красот природы и человеческих любовных взаимоотношений (впрочем, практически без эротики). Картинки сами по себе достаточно красивы, но к сюжету они почти не имеют отношения - Янковский их показывает в двух целях: во-первых, потому что красиво, а во-вторых, потому что надо тянуть время. Время он тянет примерно так же, как ЦСКА в старые времена: постоянно, непрерывно и очень надоедливо. Примерно третий по счету длинный план вызывает такую тоску зеленую, что хочется уже встать и отправиться из кинотеатра посмотреть что-нибудь динамичное - хотя бы взлет голубей на Трафальгарской площади, когда туда врывается какой-нибудь суматошный фокстерьерчик. Потому что становится хорошо понятно, что эти длиннючие планы нас будут доставать до самого конца фильма, а нет ничего хуже, чем эта занудность, которая вставляется в фильм исключительно потому, что "красивая картинка", ну и потому, что надо тянуть время.
Не надо тянуть время, дорогой режиссер Филипп Янковский! Ни к чему это! Длинные планы даются для созерцательности, когда есть что созерцать, ну или для того, чтобы зритель успевал подумать, когда есть над чем размышлять. В "Меченосце" же долго любоваться нечем - все эти красивые картинки совершенно статичны, а уж над чем-то раздумывать - да ладно вам, хватит издеваться! В фильме, где нет внятного сюжета, где нет ни одной хоть сколько-нибудь интересной мысли, где весь динамизм сводится к длинной погоне за парнем, который измордовал случайно встретившегося ухажера какой-то шлюховидной одноклассницы, а более или менее динамичные сцены перебиваются длиннющими тоскливыми эпизодами, которые вклеил монтажер, получающий зарплату покадрово, думать не над чем. Тут можно или поаплодировать режиссеру, который снял некую провокацию, ухитрившись загнать зрителей на нее посмотреть, или предложить ему же попробовать не заниматься провокациями, а снять действительно достойное кино. Потому что "Меченосца" к достойным фильмам, на мой взгляд, в общем и целом отнести нельзя.
Впрочем, не буду утверждать, что фильм - полное фуфло. Он не фуфло. Он просто неудачный. Хотели эротический триллер, а сняли зеленую невнятную тоску. Но с хорошими актерами. Актеры хороши почти все. Очень понравился Артем Ткаченко - интересный актер. Он совершенно не подходит на роль мальчика-с-длинной-штучкой-из-запястья, но достойную для себя роль он найдет, не сомневаюсь. О Чулпан Хаматовой и говорить нечего - она прекрасная актриса и здесь играет отлично, вот только ее Катя - совершенно не для данного фильма.
Клим в исполнении Горбунова, Рощин в исполнении Громова - вполне хороши. Родной папашка Меченосца, которого играет давно не появлявшийся на экране Алексей Жарков, - просто шедевр, несмотря на краткость эпизода. Однако не очень понимаешь, что такие достойные актеры делают в этой невнятице. Похоже, что это все не в коня корм - не в режиссера актеры.
Резюмирую. Безбожно и крайне затянутый утомительный фильм с совершенно невнятным сюжетом и без единой интересной мысли. С хорошими актерскими работами. Ну и с несколькими красивыми картинками, которые даже бы заслуживали похвалы, если бы их не показывали ровно в десять раз дольше, чем это необходимо. Если же говорить о цельности картины, то здесь все аккуратно сложено, как в конструкторе LEGO: затянутые длинные планы - из философских притч, "неземная любовь" - из романтических мелодрам, выскакивающие мечи и энергетические поля, срубающие деревья, - из "Людей икс", а всякая расчлененка, внутренности и реки крови - из трешаков класса B. Что в результате получилось? "Меченосец". Картина, которую вполне можно было бы и не смотреть.

(c) Alex Exler

Обсуждение фильма

 

 

Главная страница
Новости
Фильмы по алфавиту
Фильмы по жанрам
Фразы из фильмов
Новинки сайта
Актеры
Афиши
Услуги
Загрузить
Регистрация
Форум
О проекте

#