"Ловец снов"
Название фильма: | Ловец снов |
|
|
Страна-производитель: | США | ||
Английский: | Dreamcatcher | ||
Жанр: | триллер / фантастика | ||
Режиссер: | Марк Хасдан | ||
В ролях: | Томас Джейн, Джейсон Ли, Дэмиэн Льюис и Морган Фримен | ||
Год выпуска: | 2003 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
|
|||||||||||
Сюжет и комментарий
Фантастический триллер «Ловец снов» поставлен по роману Стивена Кинга. Этот писатель умудрился продать все права на экранизацию своего романа до его появления в продаже.
Писатель стал обладателем чека с семизначной суммой, а кроме того, ему обещана солидная доля от кассовых сборов фильма. Это уже седьмое произведение Кинга, приобретенное кинокомпанией Кастл Рок для экранизации. И уже в третий раз сценарную адаптацию его романа написал известный кинодраматург Уильям Голдман, до этого адаптировавший для большого экрана "Мизери" и "Сердца в Атлантиде". «Ловец снов» - так индейцы называли специальный обруч, который делали из прутьев, а затем на нем натягивали сетку. Они верили, что хорошие сны беспрепятственно проходили через этот обруч и спускались к спящему, а кошмары запутывались в сетке и погибали с первым лучом солнца.
О сюжете. Четверо приятелей, друзей еще со школьной скамьи, отправляются в глубь лесов на севере штата Мэн на ежегодную охоту. Члены четверки объединены сверхъестественной силой, связавших их крепчайшими узами братства. Эту силу они обрели в детстве после того, как спасли от хулиганов паренька Даддиса, больного синдромом Дауна. К них у всех необычные способности.
Когда друзья собираются вместе в лесной хижине, то вместо ожидаемой теплой веселой атмосферы над ними начинают сгущаться зло. А зло, как мы знаем, несет гибель. Сначала к ним попадает незнакомец – затерявшийся в лесу охотник, которому невдомек, что его организм поражен смертельным вирусом. Вслед за ним движется нечто еще более зловещее: смертельно опасная инопланетная сущность, готовая поглотить на своем пути все живое. Впереди – противостояние ужасу, не имеющему аналогов.
Марк Хасдан и его кинокомпания сделали все, чтобы фильм был напряженным и интригующим. В "Ловце снов" присутствует более четырехсот кадров с визуальными эффектами, которые создавались монтажно-тонировочной группой, состав которой был практически равен основной съемочной бригаде. В команду специалистов по визуальным эффектам вошли самые заслуженные в этой области эксперты. Воплощение в жизнь безобразных монстров, терроризирующих мир "Ловца снов", оказалось довольно-таки трудоемким процессом.
Расстройство желудка психикой
Текст: К.Тарханова
Может, кто и сошел с ума, но "Ловец снов" Каздана — это круто. Просто это не "Ловец снов" Стивена Кинга, а чисто кино на его предмет — ужастик с крупным бюджетом (68 млн. долларов) и классными спецэффектами. Но даже не по эффектам и не по деньгам он — ужастик нового поколения. Несмотря на кое-какие излишества и неряшества, Лоуренс Каздан надстраивает сам жанр. Не просто играет в "страшно, аж жуть", а то играет, то не играет, так что уже неизвестно, что жутче — когда в жизни есть страшненькие игрушки или когда вокруг игрушек есть страшненькая жизнь. И только ирония сохраняет равенство самой себе.
Начинается, как психодрама про средних американцев: на сеансе психоанализа, на экзамене в колледже, телефонные разговоры, дорожные происшествия. То, что все четверо американцев читают чужие мысли, не мешает им жить. Мало ли, кто о чем привык догадываться, если каждый день одно и то же? Зимой четверо едут охотиться в северные леса. Домик у них там с трогательными воспоминаниями, а под крышей — веревочная сетка со стильным узорчиком. Этот узорчик впервые нарисовал некто Дадиц в далеком детстве. Он их и подружил. Он был недоразвитый, а они спасли его от хулиганов. Тоже вполне психодрамный флэшбэк, не говоря уж о том, как сняты леса при дороге, по которой они едут. Вид сверху, столетние елки, заснеженное шоссе — "сотри случайные черты, и ты увидишь, мир прекрасен". Реален, во всяком случае. Более реален, чем всякая ерунда.
В охотничьем домике хорошо, только к ним забредает мужик, нездоровый на вид, замерзший и все время, пардон, громко пукающий. Они его пожалели, спать уложили, двое поехали в город, а он заперся в сортире, и там что-то жуткое происходит. Мужики сначала ржут, выбежав с вони на свежий воздух, потом рвутся в сортир — мама дорогая... У мужика была опухоль на груди, потом раздулся живот, ну, а позже его разорвало, и в унитаз из задницы что-то вывалилось. Единственное, что успели наши тихие американцы — захлопнуть унитаз крышкой, сесть на нее и сидеть насмерть. Впрочем, недолго просидели. К тому же другие двое по дороге наехали на замерзшую бабу, перевернулись, выжили, подошли к ней, а она живая. У ней тоже живот раздутый. И пока один побежал домой за снегоходом, а другой разводил костерчик, чтоб она не задубела, что-то из задницы бабы оставило на снегу извилистый кровавый след и тихо скрылось в сугробе.
Чуть позже, конечно, нам покажут "что-то" и еще больше. Четверо напоролись на обыкновенных глистов, только занесенных с других планет. Дальше, как полагается — драки, погони, подмены трупов, переселение душ, угроза глиста человечеству через водопровод. Глисты натуральны до боли, их яички — прям "Рикки-Тикки-Тави", логика ужастика железная, только все время ржешь, перед тем как вопить дурным голосом. Еще больше ржешь, когда все это расширяется. Леса оцеплены ЦРУ во главе с полковником Курцем (Морган Фриман) — прям "Апокалипсис сегодня" — а полковник уже четверть века ловит инопланетян и сбрендил на этой почве. С НЛО борется доблестный американский спецназ, идут штабные переговоры, "ковровые" бомбардировки, мирных жителей интернируют. Это уже просто остроумно.
Всю разнородность событий объединяет ровное, невозмутимое, "как ни в чем не бывало", отношение к ним как в кадре, так и за кадром. Четверо воспринимают любой бред как данность, как повседневный случай, полковник по степени бреда вполне равен тому, что творит, автор Лоуренс Каздан лишь констатирует факты максимально дотошно и выразительно. Вся прелесть нарастания бреда — что глисты как явление жизненны абсолютно, а шаг до превращения их в инопланетян тоже спровоцирован самой жизнью, при этом в любой неамериканской стране. Кого бабушка не пугала, что "будешь есть немытую черешню, заведется солитер, а его знаешь, как удаляют? Ставят ночью к кровати стакан молока, он слышит запах и начинает ползти изо рта, попить"? Бабушки бывают разные, разноязыкие, но по своей многовековой обязанности в каждом, кроме, может быть, беспризорников, селят страх на всю жизнь, до следующих внуков.
Каздан выбрал реальный животный страх и с его точки зрения рассмотрел повседневность. Это ход, противоположный обычным ужастикам, населяющим повседневность нереальными страхами. Но у флегматика Каздана и не могло иначе получиться. Человек, спокойно снимавший "Жар тела", "Случайный турист" и "Большой каньон", органически не способен отклониться от полной "психологической правды" и "внешней выразительности". "Мир прекрасен", и все тут. При этом тот же самый человек спокойно был сценаристом "Индианы Джонса" и ранних "Звездных войн", то есть воображением работает легко. За счет подобной твердости взаимосвязей, за счет присутствия логики во всей жизни, не дающихся без юмора, максимального и отвечающего за любые базары, "Ловец снов" слегка ошеломляет. Это что ж получается — лучше, чтобы солитер лез из тебя попить, чем Иракская война, зарвавшаяся власть, тупая повседневность и автокатастрофы с эпидемиями? Кирпич на голову нежданно — да на кой черт, если вечно и неизменно в нас проживают глисты? Что мешает смириться с ними, если миримся с остальным?
При таком могучем повороте к реализму ужастика, к реализму, оказывается, всего, что до сих пор вечно и неизменно считалось "играми", "жанром", фильм, конечно, не избег мелких недоделок. Там явно что-то лишнее с раздвоением трупа и библиотекой цвета сепии, с инопланетянином-гуманоидом, с подробностями о Дадице. Стремясь максимально полно выразить свои впечатления от Кинга, Каздан местами сбивается на скороговорку. Ну, пусть ему кто-то этого не простит.
С сайта Филм Ру
Рецензия(и):
Четверо взрослых мужиков, наделенных некими таинственными способностями, отправляются в какую-то лесистую снежную глушь с красноречивым названием "Дыра в стене". Мужики - друзья детства, раз в году вот уже двадцать лет подряд они приезжают сюда: насасываются пива, болтают о своем, стреляют невинных зверушек. Традиция у них, значит, такая. А тут, вопреки всем традициям, нарушая уединение таинственной четверки, выползает из лесу толстяк подозрительный с пятном на морде: заблудился мол, я, мужики, чуть не замерз, сутки уже брожу, а что до пятна - ягод каких-то красных поел, может от этого. Мужики оказались добрые, приютили толстяка, несмотря на пятно гадкое и открывшийся взрывной метеоризм. Даже на постель пустили его, стремительно разбухающего и смердящего, милосердные, а он возьми и разорвись. (Чудо что за роль!) Все позабрызгал и выпустил на свет не самым гигиеничным способом агрессивного глиста-переростка с зубами в три ряда.
Знаете, что печально в этом антигельминтном ужастике? Ожидание. Прямо таки негаснущая надежда, что "все ещё будет". Ведь мистер Кинг - это, блин, так многообещающе! Король был прародителем стольких отличных мистических триллеров (часть списка: "Порождающая огонь", "Нужные вещи", "Сияние", "Мизери", "Побег из Шоушенка", "Зеленая миля"), что я имел все основания рассчитывать ещё на один. И я рассчитывал! Блин, даже когда дело уже близилось к концу, когда все было ясно и понятно, - даже тогда я все ещё надеялся, что каким-то таинственным образом все усложнится, устрашнится, умистичится, и я припотею к креслу от восторга и ужаса. Но начало было банальным и скучным, а некоторая вспышка интереса на ключах (сцена, когда Пит помогает даме найти потерянные ключи от авто) сменилась долгим безнадежным ожиданием, так ни во что и не перелившимся. Пациент скорее мертв, чем жив. И ведь, вроде бы, все условия соблюдены: исходное произведение написал мастер Кинг, адаптировал сценарий Уильям Голдман, который до этого уже переделывал Кинга ("Мизери", "Сердца в Атлантиде"). Лоренс Каздан хоть ранее никогда и не снимал ужастиков, но известен своими добротными работами как режиссер ("Большой каньон", "Жар тела", "Французский поцелуй") и как сценарист ("Империя наносит ответный удар", "Возвращение Джедая" и "Искатели потерянного ковчега"). И почему у этой знатной троицы вышло такое, ну, такое... оно самое, короче, и вышло.
Лица, внушающие доверие, говорят, что дело в источнике. "Ловец снов", последняя работа Кинга, получилась не очень: рваная, торопливая, с банальным сюжетом и огромным количеством аллюзий на собственные более ранние произведения. Не читал, но насчет аллюзий - не могу не согласиться: на просмотре "Ловца" мне неоднократно вспоминалось кинговское "Нечто" (или "Оно"), причем сравнения были не в пользу первого. И там, и там - компания, отсылки в детство к истокам дружбы, борьба со Злом, но в "Нечто" все было прописано детальнее, убедительнее: и дружба, и детство, и герои, и зло.
Вероятно, что король ужасов и правда был не в форме на "Ловце" или же, напротив, - изначально писал эту книгу особо не напрягаясь, рассчитывая лишь поднять деньжат. Ведь права на экранизацию "Ловца снов" были проданы ещё до того, как сама книга увидела свет. Причем были проданы за символический доллар, но с любопытным условием - в случае экранизации Кингу причитается сумма в миллион раз бОльшая и процент от сборов.
Может, конечно, дело и в адаптации: у меня порой возникало впечатление, что из книги сначала вырвали треть страниц (причем не выборочно, главами, а регулярно: две пролистываем, одну выдергиваем), а потом оставшееся переделали в сценарий. Настолько путано, обрублено и недосказано. Ну не мог быть Кинг так небрежен к деталям даже в самой плохой своей книге! Откуда взялась эта традиция с "Дырой в стене"? Как смог один из четверки выжить после кошмарной аварии? Таинственный радар у Пита - важная часть сюжета или случайная деталь для эффекта? В конце концов, так и не прозвучало внятного объяснения, какое отношение имеет "Ловец снов" - паутинообразный амулет индейцев, средство против ночных кошмаров - к названию фильма и к борьбе с межгалактическими глистами.
Сорри, если кому-то фильм понравился, но мне "Ловец" показался неубедительной бурдой с набившим оскомину сюжетом о том, как пришельцы в n-й раз пытаются поработить землян, на сей раз особо извращенным способом. Безусловная полезность фильма - после просмотра наблюдается взрыв санитарных настроений. Типа, мойте руки перед едой и все такое.
Максим Потемкин
(c) Портал "Лаборатория новостей"