"Прекрасная спорщица / Очаровательная проказница "
Название фильма: | Прекрасная спорщица / Очаровательная проказница |
|
|
Страна-производитель: | Франция | ||
Английский: | La Belle noiseuse | ||
Жанр: | мелодрама / экранизация | ||
Режиссер: | Жак Риветт | ||
В ролях: | Эмманюэль Беар, Джейн Биркин, Мишель Пикколи, Марианна Деникур, Мари Белью, Мари-Клод Роже, Лейла Ремили, Давид Бурштейн, Жиль Арбона, Бернар Дюфур | ||
Год выпуска: | 1991 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|||||
Сюжет и комментарий
Вольная экранизация новеллы Оноре де Бальзака.
Искушенного зрителя не отпугнет ни четырехчасовая длительность ленты, ни 10-15-минутные эпизоды без текста, ни подробнейшая детализация процесса создания живописного полотна. Итак, этот фильм о художнике, его жене и его творчестве. Когда-то он забросил, не закончив, одну из своих работ. Картина должна была называться 'Прекрасная спорщица'. Прошло десять лет, и вот в жизнь художника, испытывающего творческий кризис, входит молодая женщина Марианна...
Бернар Дюфур в кадре не появляется: в титрах его присутствие обозначено как 'рука художника'.
Еще:
Эта лента - для одного с режиссером сорта зрителей, подлинных фанатов кино, которых, разумеется, не так уж много. Казалось бы, нет ничего более противоположного, нежели кинематограф (этимологически - «зафиксированное движение») и тщательное, дотошное, наверняка скучное для большинства любителей занимательного действия, почти отрешенное наблюдение за тем, как художник делает наброски (один за другим) к своей картине, ведя пространные беседы со своенравной натурщицей. Конечно, кого-то может привлечь рискованная авантюра режиссера, в которую согласилась включиться молодая французская кинозвезда, восхитительная Эмманюэль Беар, немалую часть экранного действия позирующая совершенно обнаженной и ведущая себя абсолютно естественно и раскрепощенно. Анекдота ради надо отметить, что первоначально на нашем пиратском видеорынке появилась какая-то азиатская копия с неумело вставленными цензурными наклейками, которые должны были стыдливо прикрывать то, что у женщин называется «холмом Венеры». Ханжество неведомых блюстителей нравственности тем более глупо и смешно, поскольку с таким же успехом можно было бы прятать от любопытствующих взоров многочисленные живописные изображения Венер и Данай, а «Прекрасная спорщица» вполне сопоставима именно с полотнами мастеров кисти, в то же время оставаясь примером «тотального кино». Было бы справедливо напомнить, что первопроходцем запечатления на экране сиюминутного процесса творчества художника был тоже француз Анри-Жорж Клузо, создавший в 1956 году «Тайну Пикассо». В «Прекрасной спорщице» участвовал живописец Бернар Дюфур, чью руку мы видим в кадре, когда герой Мишеля Пикколи делает мгновенные зарисовки. Но в отличие от уникальной попытки постижения загадки гения Пабло Пикассо, предпринятой Клузо, его соотечественник Риветт в большей степени и по-хорошему одержим стремлением ухватить, не дать выскользнуть прочь и испариться в воздухе прихотливому, капризному, соблазняюще-манящему и кокетливо-увертывающемуся вдохновению. Оно действительно подобно красивой девушке, пробудившей в шестидесятилетнем художнике, который уже лет десять находится в кризисе и артистическом простое, самое сильное желание на свете - желание творить. Ее можно назвать возрожденной музой живописца, тем более, что его сорокалетняя жена Лиз, когда-то являвшаяся столь же влекущей к творчеству «прекрасной спорщицей», теперь уже не вдохновляет - будто осуществилось мистическое пророчество о художнике и жене-модели из «Овального портрета» Эдгара Аллана По. Кстати, фильм Риветта инспирирован другим сочинением литературы XIX века - «Неизвестным шедевром» Оноре де Бальзака, хотя он так же современен, свободен по сути, независим по характеру и умен, как и юная Марианн, принявшая приглашение Эдуарда Френхофера стать его натурщицей. Американский критик Роджер Эберт точно подмечает: «ее красота, возможно, происходит из рая, но ум целиком принадлежит ей самой». Любопытно, что как раз в США Эмманюэль Беар снялась за 4 года до «Прекрасной спорщицы» в ленте «Свидание с ангелом», сыграв роль, естественно, ангела, спустившегося с небес к нуждающемуся в спасении музыканту. Пусть она номинально не является божественным существом у Жака Риветта, но воплощает, словно вопреки зримой и поистине соблазняющей телесности своего пребывания на экране, некую «эфирную красоту», неземную сущность. Камера оператора Вильяма Любчански уподобляется карандашу и кисти, рискуя мгновенно запечатлеть это присутствие тайны. А сам фильм превращается в метафору вечного и неукротимого стремления постичь не только загадку другого человека, тем более такой прекрасной молодой женщины, но и величие сиюминутного, быстротекущего времени, которое незаметно, неуловимо переходит в круговорот природы и жизни, в коловращение недоступного Бытия.
С.Кудрявцев.
- Большой приз жюри Каннского кинофестиваля – 1991;
- номинация на Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля – 1991;
- пять номинаций на премию Сезар, в том числе за лучший фильм, режиссуру, лучшую женскую (Эммануэль Беар) и мужскую (Мишель Пикколи) роли;
- приз Синдиката французских кинокритиков;
- Kinema Junpo Award за лучший фильм;
- приз Лос-анжелесской ассоциации кинокритиков за лучший зарубежный фильм.