30 марта 2013 г.
26 Ника: Первые лауреаты
2 апреля 2013 года в Московском Государственном Академическом театре оперетты состоится 26-ая Торжественная церемония вручения национальной кинематографической премии «Ника». 11 раз на сцену могут подняться создатели фильма «Орда», 8 – «Фауста». Интересно, что сценарии к этим картинам написал Юрий Арабов. Голоса киноакадемиков разделились так, что сценарист сразу занял две из трех позиций в категории «лучший сценарий». Имена почетных лауреатов, по традиции, объявляются заранее.
Премия имени Алексея Германа
По решению Совета Киноакадемии с нынешнего года специальной премии «За выдающийся вклад в отечественный кинематограф» присвоено имя режиссера Алексея Германа.
Режиссер Вадим Абдрашитов и сценарист, режиссер Александр Миндадзе – станут первыми именными лауреатами награды, которая вручалась с 2007 года.
Вклад творческого дуэта в отечественный кинематограф огромен и одиннадцать их совместных фильмов уже заняли свое почетное место в истории кино. Но не только.
Пересматривая их картины, можно с восхищением (или ужасом) осознавать, насколько авторы предчувствовали появление новых социальных типажей или явлений.
Разве сегодня не время многочисленных молодых «плюмбумов», каким был главный герой Руслан Чутко («Плюмбум, или Опасная игра»), которые лучше всех знают, как надо жить и мечтают всех построить в правильные шеренги?
И до сих пор не решен спор, который ведут следователь Ермаков и журналист Малинин в фильме «Остановился поезд»: виновен ли машинист или совершил подвиг? Как говорит следователь: «Когда видишь последствия того, что они совершают все вместе...»… Список этих последствий после выхода фильма в 1982 году только увеличивается.
И жаль, что после «Магнитных бурь» в 2003 году тандем работает по отдельности.
Вадим Абдрашитов уже лет десять не был на съемочной площадке, что для нашего кино, считаю, непозволительная роскошь, когда простаивает такой мастер. А Александр Миндадзе, организовав кинокомпанию «Пассажир», сам стал снимать кино, и работает уже над третьим фильмом.
И еще хочется обратиться к своим коллегам. Премия названа именем выдающегося режиссера Алексея Германа. И не надо к нему дописывать «- старший».
Алексей Юрьевич Герман в своем статусе единственный и потому всегда будет понятно, о ком идет речь. Потому его сын, режиссер Алексей Алексеевич Герман не должен обижаться за постоянное дополнение «-младший». Таковы законы одинаковых имен. Живет же Роберт Дауни-мл. и нисколько не комплексует, потому что быть сыном известного отца и заниматься одним с ним делом – большая привилегия, которой можно только гордиться.
Наше достояние
Так уж красиво срифмовалось, что лауреатов «За честь и достоинство» в этом году тоже двое. И это настолько справедливо, что не представляю, каким должен быть по сценарию эпизод награждения Инны Чуриковой и Глеба Панфилова.
Не нужно перечислять их заслуги по отдельности, можно ограничиться только совместными фильмами. И любой вариант, который предпочтет отец – основатель «Ники» Юлий Гусман – будет правильным и наполнен неоспоримым содержанием. Такова магия фильмов Панфилова, такова харизма таланта перевоплощения великой актрисы Чуриковой.
Приз «За вклад в кинематографические науки, критику и образование»
Лауреат в этой номинации также определяется голосованием киноакадемиков. Вне киносообщества его имя мало кому известно, но среди специалистов нет человека, который бы не знал киноведа, главного хранителя Госфильмофонда, художественного руководителя фестиваля архивного кино «Белые столбы» Владимира Дмитриева. В среде кинематографистов он пользуется непререкаемым авторитетом.
В Госфильмофонде Владимир Юрьевич работает – вглядитесь только в эту цифру! – с 1961 года. Благодаря международным контактам Дмитриева, коллекция Госфильмофонда расширялась, «Иллюзион» в Москве с 1966 года стал островом кинокультуры и своим репертуаром просвещал зрителей, а многим подсказывал и выбор профессии. Благодаря его совместным усилиям и дипломатии с тогдашним гендиректором Владимиром Малышевым, коллекция советского кино и после распада страны осталась в целости и сохранности.
Теперь уже смешно вспоминать, но наше с ним знакомство началось с конфликта.
Сегодня трудно представить, но в 80-ые годы для вгиковцев поездку в Госфильмофонд можно было приравнять к турпутевке в соцстрану. И как же в тот день было обидно узнать о том, что Дмитриев, будучи тогда главой зарубежного отдела кино, из нашего максимального списка вычеркнул «Заводной апельсин» и «Пролетая над гнездом кукушки», посчитав третьекурсников киноведческого факультета морально и духовно неокрепшими, чтобы переварить столь мощный художественный вброс в наше сознание.
И помню, как стояли мы с Сергеем Лазаруком, Гульнарой Абикеевой, Илзой Зобеной и другими однокурсниками и отчаянно доказывали Дмитриеву свою взрослость.
В итоге спор завершился компромиссом – мы выбрали «…кукушку» и по окончании сеанса поняли мудрость Владимира Дмитриева. После Милоша Формана смотреть другое кино в тот день нам уже не хотелось. А Владимир Юрьевич, помню, не отказал себе в удовольствии прийти и посмотреть на наши «опрокинутые» лица после просмотра.
Но именно с этого дня и началось наше с ним нечастое, но всегда насыщенное общение.
В одной из наших бесед уже в нынешнее время, Владимир Дмитриев с горечью проанализировал одну из существенных проблем современного отечественного кино:
«Раньше, прежде чем начинать новый фильм, творческие группы старались дневать и ночевать у нас. Почему столь выразительный киноязык у Михалкова, Абдрашитова, Кончаловского, у других режиссеров советской киношколы? Они часто приезжали в Госфильмофонд. Только на большом экране глаз режиссера учится работать с глубиной кадра, с композицией. Я не знаком с молодым поколением нашей режиссуры, но по их творчеству понимаю, что фильмы они смотрят с перемоткой, лишь бы считать сюжет. А ведь в кино все построено на микродраматургии, на внесюжетных деталях. Молодые режиссеры не умеют работать с пространством. В кадре ничего не происходит, только актеры на первом плане перед камерой стоят. Зато я замечаю, как режиссеры стремятся повторять стиль Тарантино, великого киномана. А учиться – так, как учился Тарантино – не желают».
Госфильмофонд – единственное место в России, где ко всем фильмам равноудаленные, непремиальное отношение. Таково профессиональное кредо киноархива. Как говорит Владимир Юрьевич: «Мы не проводим селекцию и не выставляем оценки: это шедевр, а это отстой. Мы сохраняем все фильмы. Это основной принцип архива. Сейчас у нас более 60 тысяч названий. А оценки пусть ставят киноведы и время...».
Дважды лауреат!
Второй раз специальный приз «За творческие достижения в искусстве телевизионного кинематографа» будет вручен режиссеру Сергею Урсуляку. Первый раз лауреатом «Ники» он стал в 2007 за работу над телевизионным фильмом «Ликвидация».
С легкой руки сценариста Алексея Пояркова и самого Урсуляка, многие остроумные фразы стали народными. Помнится, я даже предлагала запатентовать выражение «Картина маслом!», потому что ее стали использовать и в политических, и в экономических статьях. Но на это предложение Сергей Владимирович лишь улыбнулся – какие могут быть расчеты со своим зрителем? Цитирует? Значит, смотрел, а большей радости для режиссера и быть не может.
В нынешнем году Сергея Урсуляка коллеги решили наградить за телевизионный фильм «Жизнь и судьба».
Принципиальная для России экранизация эпопеи Василия Гроссмана была принята не столь восторженно, как «Ликвидация». О фильме спорили яростно, отчаянно, что вновь свидетельствует о большом зрительском интересе. Особо страстные подсчитывали страницы, даже фразы, которые не вошли в фильм. Другие искали и находили идеологические «ошибки» у сценариста Эдуарда Володарского, так и не увидевшего телепремьеры. Сергею Урсуляку пришлось за их совместный труд сражаться одному.
И делал он это ярко и аргументировано. В том числе и на нашем портале в интервью: Сергей Урсуляк: «Знаменитую фразу от фашиста Лисса наши интеллектуалы толкуют как кредо писателя, да еще и еврея, Гроссмана!».
Телетрансляция
Каковы будут итоги нынешней «Ники», узнаем уже скоро. Телетрансляцию церемонии для тех, кто не смог попасть в Театр оперетты, покажет канал СТС.
НО! Лишь 3 апреля! Т.е., на следующий день в 00.00 часов. Хорошее отношение теленачальников к отечественному кино, не правда ли?
Почему-то, ради «Оскара» можно организовать и ночные показы фильмов-лауреатов, и бдения-обсуждения в прямом эфире.
Ни «Золотой Орел», ни «Ника» такой чести не были удостоены. Хотя телевидение охотно сотрудничает с нашими кинематографистами, порой даже солидными финансовыми вложениями.
Так почему же в 2013 году у телеканалов не нашлось время для трансляции церемонии день в день? Судя по расписанию программ на второе апреля, там нет ничего такого, что не могло быть перенесено на другие часы и дни.
Напомним список номинантов на национальную кинопремию «Ника»:
Лучший игровой фильм
«Белый тигр»
киноконцерн «Мосфильм»
режиссёр - Карен Шахназаров
продюсер - Карен Шахназаров
«Дирижёр»
«Мастерская Павла Лунгина»
режиссёр - Павел Лунгин
продюсеры - Павел Лунгин, Евгений Панфилов
«Кококо»
кинокомпании «СТВ», «Глобус-Фильм»
режиссёр - Авдотья Смирнова
продюсер - Сергей Сельянов
«Орда»
культурный фонд «Кино-телекомпания «Православная Энциклопедия»
режиссёр - Андрей Прошкин
продюсеры - Сергей Кравец, Наталья Гостюшина
«Фауст»
киностудия «ПРОЛАЙН ФИЛЬМ»
режиссёр - Александр Сокуров
продюсер - Андрей Сигле
Лучший неигровой фильм
«Антон тут рядом», режиссёр - Любовь Аркус
«Да здравствуют антиподы!», режиссёр - Виктор Косаковский
«Зима, уходи!», режиссеры: Алексей Жиряков, Денис Клеблеев, Дмитрий Кубасов, Аскольд Куров, Надежда Леонтьева, Анна Моисеенко, Мадина Мустафина, Зося Родкевич, Антон Серегин, Елена Хорева
Лучший анимационный фильм
«Бессмертный», режиссёр - Михаил Алдашин
«Длинный мост в нужную сторону», режиссёр - Иван Максимов
«Заснеженный всадник», режиссёр - Алексей Туркус
«Пишто уезжает», режиссёр - Соня Кендель
«Сказка про ёлочку», режиссёр - Мария Муат
Лучший фильм стран СНГ и Балтии
«Вечное возвращение», режиссер Кира Муратова, производство Украина
«Все ушли», режиссер Георгий Параджанов, производство Грузия, Чехия, Россия
«Если все... », режиссер Наталия Беляускене, производство Армения
«Небеса — моя обитель», режиссер Аюб Шахобиддинов, производство Узбекистан
«Одинокий остров», режиссер Пеэтер Симм, производство Эстония, Беларусь, Латвия
Лучшая музыка
Алексей Айги («Орда»)
Эдуард Артемьев («Искупление»)
Земфира Рамазанова («Последняя сказка Риты»)
Андрей Сигле («Фауст»)
Лучшая работа звукорежиссёра
Максим Беловолов («Орда»)
Владимир Головницкий («В тумане»)
Гульсара Мукатаева («Белый тигр»)
Лучшая работа художника-постановщика
Елена Жукова («Фауст»)
Виктор Петров («Шпион»)
Сергей Февралёв («Орда»)
Лучшие костюмы
Дмитрий Андреев, Владимир Никифоров («Белый тигр»)
Наталья Иванова («Орда»)
Лидия Крюкова («Фауст»)
Лучшая работа оператора
Бруно Дельбоннель («Фауст»)
Геннадий Карюк («Искупление»)
Олег Муту («В тумане»)
Юрий Райский («Орда»)
Открытие года
Режиссёр Алексей Андрианов («Шпион»)
Актёр Федот Львов («Орда»)
Актёр Владимир Свирский («В тумане»)
Мужская роль второго плана
Владимир Епифанцев («За Маркса»)
Андрей Панин («Искупление»)
Олег Табаков («Поклонница»)
Лучшая женская роль второго плана
Татьяна Друбич («Последняя сказка Риты»)
Ольга Лапшина («Жить»)
Инга Стрелкова-Оболдина («Дирижёр»)
Лучшая мужская роль
Антон Адасинский («Фауст»)
Данила Козловский («Духless»)
Максим Суханов («Орда»)
Лучшая женская роль
Анна Михалкова («Кококо»)
Яна Троянова («Жить»)
Роза Хайруллина («Орда»)
Мария Шалаева («Я буду рядом»)
Лучший сценарий
Юрий Арабов («Орда»)
Юрий Арабов («Фауст»)
Михаил Сегал («Рассказы»)
Лучший режиссёр
Алексей Балабанов («Я тоже хочу»)
Андрей Прошкин («Орда»)
Александр Сокуров («Фауст»)
proficinema.ru