16 февраля 2006 г.
Выходит в прокат номинированный на «Оскар» «Преданный садовник»
(продолжение статьи)
Тут Ле Карре копнул так залихватски, что его роман официально запретили в Кении.
Тесса перебегает дорогу и тем и другим, собирая компромат по кенийским бидонвилям, пока дипломат-муж культивирует свои розы и фиалки в перерывах между утренним гольфом, вечерним виски и муками ревности из-за туземного красавца доктора.Рассмотреть режиссера «Города Бога» за этим сложным симбиозом актуального политического триллера и лав-стори оказывается делом непростым. Что-то похожее на синкопированный монтаж «Города» начинает мерещится и в «Садовнике» – в гипнотичном стробоскопе флэшбэков, спонтанной смене мизансцен. Когда в кадре появляются настоящие африканцы, а камера начинает гулять по домикам-курятникам или всматриваться в трущобную рутину с ее чумазой шантрапой и перебегающей дорогу курицей, кажется, что былой Мейрелиш вот-вот оживет, фильм преодолеет меланхолию и наберет необходимый «градус». Но тени остаются тенями: после жаркого Рио «Преданный садовник» смотрится невинным девственником, и те, кто ожидал продолжения первой работы Мейрелиша – пусть не по сюжету, а по духу, – будут этим фильмом, скорее, разочарованы.
Но если взять в скобки дух и разобрать идеологию, то преемственность прослеживается. Да, пресловутый антиглобализм, который в «Городе Бога» был притянут за уши, в африканском «Садовнике» совсем не пресловут. Но, прокручивая в памяти историю дипломата Куэйла, рассуждать о всяких «измах» решительно не хочется. Скорее, как и в случае с убийцами-детьми с их страшным преимуществом на попадание в Царствие Небесное, католик Мейрелиш явил нам еще один пример апокалиптического видения реальности.
Коллапс ирующая от СПИДа Кения, историческая прародина homo sapiens, выбрана в качестве такого примера очень даже не случайно.
Садовник Мейрелиша – конечно же, тот самый Адам, нагнувшийся понюхать розу, чтобы в результате потерять весь Райский Сад. А собственно фильм – флэшбэк садовника, попытка восстановить по памяти и угловому зрению, по сохранившимся обрывкам и теням, что произошло со счастьем во время этого невинного занятия. Выводы неутешительные. Международная фармацевтическая змея, взявшая Африку в кольцо коррупции, – это, конечно же, большое и очевидное зло, но как преданность красоте одного невинного существа может обернуться предательством целого мира... Здесь даже и не зло, а нечто такое, из-за чего самому строителю «Города Бога» остается лишь развести руками. Странно, но в более жестоком дебюте подобного вселенского пессимизма у Мейрелиша еще не наблюдалось. Здесь же преданного всеми и вся садовника не спасет даже бразильский карнавал.
В свою очередь развести руками можно уже сегодня в кинотеатрах города Москвы.
Газета.Ру
16 ФЕВРАЛЯ 2006
Текст: Вадим Зельбин. Фото: outnow.ch.