Новости

22 февраля 2006 г.

Империализм и критицизм

Фильм “Сириана” — сразу политический и киноманский

С завтрашнего дня в российском прокате пойдет политический триллер “Сириана” (Syriana) Стивена Гэгена — тот самый, ради которого Джордж Клуни потолстел на 14 кг, зато берет теперь все актерские призы и, не исключено, отхватит “Оскар”. Фильм получил высокие оценки в западной прессе и будет в равной степени интересен как представителям КПРФ, так и демократам, особенно если они киноманы.
С первых кадров “Сирианы” (название обобщенной арабской нефтяной территории) понимаешь, что: а) это не просто фильм, а политическая акция американских либералов — не зря в качестве исполнительных продюсеров значатся такие социально активные кинематографисты, как тот же Клуни и его приятель режиссер Стивен Содерберг, б) по построению фильм очень напоминает “Траффик” все того же Содерберга — только “Траффик” был глобальным исследованием на тему, что есть наркомафия, а “Сириана” показывает, что есть мафия нефтяная. И не какая-нибудь русская, а конкретно американская, поддерживаемая во имя национальных интересов государством и его силовиками.
Сходств о с “Траффиком” приходит в голову не зря. Оказывается, режиссер и сценарист Стивен Гэген был сценаристом “Траффика”. И использовал в “Сириане” похожую киноконструкцию, только гораздо более сложную. Десятки персонажей, никто из которых, даже пять-шесть основных, не может по строгим киномеркам считаться главным (потому и Клуни получает сейчас награды за роль второго плана — хотя его на экране больше, чем других). Десятки мест действия: Иран — Испания — Персидский залив — Техас — Бейрут — Швейцария — Лэнгли (штаб-квартира ЦРУ) — Принстон (Нью-Джерси) — и даже знаменитый Hotel du Cap в Антибе, где останавливаются миллиардеры, включая русских, и где в дни Каннского фестиваля дают интервью самые большие звезды и даже Ларс фон Триер. Вдобавок в дело вступают китайцы. Режиссер Гэген пытается убедить зрителя в том, что его картина не просто о нефтяной мафии, а о том, что именно нефть определяет все подводные течения и закулисные игры в глобальной политике.
Для большей правдивости Гэген изображает эти игры такими запутанными, чтобы зритель долго не догадывался, кто же в какую игру играет и что именно в фильме происходит. Это, помимо прочего, и смысловой ход. Многие участники действия тоже не догадываются о сути интриг. Как говорит один искушенный циник герою Клуни — честному цээрушнику, который 20 лет занимался на Ближнем Востоке нефтяными играми: “Вы наконец-то начинаете понимать, что всю вашу карьеру вас использовали. Но вы даже и сейчас не знаете, для чего именно”.
Надо признать, что запутать зрителя режиссеру удается. Задним числом, когда наконец ухватываешь суть интриг, эта запутанность “Сирианы” кажется ее большим достоинством. Но, по правде сказать, первую половину фильма проводишь в растерянности: кто? куда? зачем? Боюсь, эта долгая невозможность въехать в происходящее окажется тяжелым испытанием для зрителя и он не досидит до тех моментов, когда все наконец прояснится и фильм придет к выводам равно (шокирующе) приятным для западного либерала, российского жириновца и особенно для телекомментатора Михаила Леонтьева.
Юрий Гладильщиков
Для Ведомостей
22.02.20 06
(см. продолжение)



 

Главная страница
Новости
Фильмы по алфавиту
Фильмы по жанрам
Фразы из фильмов
Новинки сайта
Актеры
Афиши
Услуги
Загрузить
Регистрация
Форум
О проекте

#