13 марта 2006 г.
Слоны не умеют прыгать
Золото кончилось, в ход пошло серебро - вслед за «Золотым овном» и «Золотым орлом» настал черед и «Белого слона». Вечером 9 марта в музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко прошла торжественная церемония вручения премий критиков.
Стороннему человеку, попавшему на церемонию, немудрено было запутаться. Почему со сцены провозглашают, что «премия вручается в восьмой раз», а все вокруг говорят о дебюте? В чем соль раз за разом повторяемой шутки «слон сбросил овечью шкуру»? И, наконец, почему такое экзотическое название?
Откуда взялись на наших заснеженных равнинах эти индийские мотивы в духе бухгалтера Берлаги: «Я вице-король Индии, отдайте мне любимого слона!»?
На самом деле все просто. Когда-то давно под патронажем известного любителя кино Марка Рудинштейна был создан российский аналог «Золотого глобуса» - Национальная премия кинокритиков «Золотой овен». Чуть позже у тех же кинокритиков появилась эдакая внутритусовочная премия СЛОН - «Самая Лестная Объективная Награда», которую коллеги вручали отличившемуся киножурналисту.
Пот ом дела у Марка Рудинштейна не заладились, он продал свой кинофестиваль «Кинотавр» киномагнатам из телекомпании СТС Игорю Толстунову и Александру Роднянскому, а затем, из-за чего-то разругавшись с Марком Григорьевичем, под крыло СТС и «Кинотавра» перешла и гильдия критиков. Но вот беда - название «Золотой овен» осталось за Рудинштейном. Тогда-то и вспомнили про междусобойного «СЛОНа», перекрасили его в белый цвет, и в России стало на одну кинопремию больше.
Теперь у нас два аналога «Оскара» - «Орел» и «Ника», и два симулякра «Золотого глобуса», две премии кинокритиков - «Овен» и «Слон».
Понятно, что при подобной конкуренции самое главное - быть замеченным, чем-то выделиться. Чем собирается выделяться новорожденный «Белый слон», уже озвучено многократно. «У критиков особый взгляд на кинематограф, мы, как правило, не поощряем и не замечаем блокбастеры, - пояснял президент Гильдии киноведов и кинокритиков Виктор Матизен. - Мы поощряем просто все перспективное кино, которое потом способствует развитию российского кинематографа».
Уст ановка на элитарность и продвинутость была заметна еще на этапе выдвижения номинантов. Если у других премий наибольшее количество номинаций получал самый кассовый фильм прошлого года «9 рота», то у «Слона» лидировали «Первые на Луне» Алексея Федорченко, «Гарпастум» Алексея Германа младшего, и «Солнце» Александра Сокурова. Еще красноречивее оказался список претендентов в номинации «Лучший зарубежный фильм российского проката». «Дитя» братьев Дарденн, «Скрытое» Михаэля Ханеке и порнографический мюзикл «Капризное облако» Цай Мин-Ляня - извольте выбирать!
Из фильмов, имеющих кассовый успех, в номинанты «Белого слона» были допущены только «Статский советник» Филиппа Янковского и «9 рота» Федора Бондарчука.
Но триумфаторами стали не они. Две статуэтки работы известного аниматора Ивана Максимова, достались «Гарпастуму» - за лучшую мужскую роль и за лучшую работу оператора. Трижды поднимались на сцену создатели псевдодокументальной ленты «Первые на Луне» - им отошли призы за лучший сценарий, лучшую работу художника и лучший дебют. Отметили «Бедных родственников» - за лучшую мужскую роль второго плана, и «Требуется няня» - за лучшую женскую роль. С последней приключился небольшой скандал.
Премирован ная Марина Зубанова со сцены заявила, что не согласна с решением кинокритиков, так как соперничавшие с ней «великие актрисы» Татьяна Васильева («Попса») и Алиса Фрейндлих («На Верхней Масловке») более достойны этой награды.
«Белого Слона» за кинодокументалистику получил режиссер Сергей Лозница (фильм «Блокада»), лучшей анимационной лентой признали проект «Гора самоцветов», на церемонии почему-то обозванный «Сказками народов России», лучшим иностранным фильмам посчитали «Дитя» братьев Дарденнов. Нелюбимые блокбастеры довольствовались лучшей женской ролью второго плана (Оксана Фандера, «Статский советник»). Представленную в трех номинациях «9 роту» прокатили везде.
Но подлинным триумфатором стала история из жизни японского императора под названием «Солнце».
Режиссер Александр Сокуров, как известно, снял фильм со всех номинаций «Золотого орла» и «Ники», заявив, что не в призах счастье. Однако «Слон» ему чем-то полюбился.
Отзывать свою картину из списков он не стал, а, напротив, пришел на церемонию и на сцену вышел. Мудрено ли, что растроганные кинокритики вручили ему самые весомые призы, признав «Солнце» - лучшим фильмом, самого Александра Николаевича - лучшим режиссером, а композитора и одного из продюсеров ленты Андрея Сигле - автором лучшей музыки к фильму.
В итоге критики в очередной раз продемонстрировали свою любовь к авторскому кино, прогнозируемым сестрам раздали по серьгам, и никаких неожиданных кульбитов не случилось. А чего вы ждали? Слон, как известно, единственное млекопитающее, которое не умеет прыгать.
Вадим Нестеров. Фото из архива Газеты.Ru.