20 марта 2006 г.
Теперь все при наградах
Премия “Ника” закрыла пустовавшие графы
Вручение наград Российской академии кинематографических искусств (“Ника”), как и ранее прошедшее присуждение премии Национальной академии кинематографических искусств и наук России (“Золотой орел”), закончилось победой “9 роты”. К четырем “Орлам” прибавились три “Ники”: за лучший фильм, музыку и работу звукорежиссера.
Наг раждение двумя кинопремиями — выдающееся российское ноу-хау. На самом деле оно очень удобно решает все проблемы с амбициями и устанавливает в киномире полное согласие и примирение. Ходил смутный и сомнительный слух, будто бы Никита Михалков (“Золотой орел”) и Юлий Гусман (“Ника”) встречались и заключили некий пакт. Если посмотреть на результаты голосования двух академий, то возникает соблазн поверить этому слуху. “Ника” закрыла все пустовавшие графы, включая самую проблемную — “Солнце” Александра Сокурова.
Строптивы й режиссер был последователен. Как и в случае с “Орлом”, он просил убрать его картину из списка претендентов. Однако Гусман сразу же заявил, что фильм в списках останется, а Сокуров должен учиться уважать мнение коллег. В каком-то смысле Гусман прав: никак не отметить один из самых видных фильмов года — это непорядочек. А потому на церемонии в принудительном порядке “Солнце” объявили и в итоге дали приз Юрию Арабову за сценарий (сценарист ответил благодарственной запиской). Просто соломоново решение.
Столь же здраво распорядились и остальными богинями победы. “9 рота” просто не могла не выиграть. В этом никакой интриги не было. Как не было интриги и в том, кого называть лучшим режиссером. Не Федора Бондарчука: мимо него, правда, пронесли “Золотого орла”, но у него было мало шансов и на этот раз, поскольку “Ника” награждает режиссеров как бы не за кассу, а за высокое искусство, которое должно быть хотя бы немножко элитарным. Не Андрея Кравчука: режиссера “Итальянца”, выдвинутого от России (хоть и безуспешно, но все-таки) на “Оскара”, “Ника” удовлетворила победой в разделе “открытие года” (“Орлов” ему не давали).
Остался третий претендент — Алексей Герман-мл., которого “Орел” почтил тремя второстепенными номинациями, но ничем не наградил. “Ника” ликвидировала несправедливость.
Ф ильм Алексея Учителя “Космос как предчувствие”, казалось бы, поощрен у нас уже дважды и вполне щедро (победитель Московского кинофестиваля, “Орел” за режиссуру и сценарий). Что осталось? Распишитесь за операторскую работу и мужскую роль. Теперь комплект.
И хотя “Ника” все еще по инерции продолжает слегка донимать “Орла” шутками и шпильками, даже Никите Михалкову сделали приятно, отметив художника Владимира Аронина, работавшего над “Статским советником”.
Академ ики “Ники” заполнили и еще одну пропущенную “орловцами” графу. Причем сделано это было экспромтом. Начиная с этого года “Нику” решили присуждать телефильмам. “Орел”, у которого для этого есть целый комплект наград, никак не отметил проект “В круге первом” режиссера Глеба Панфилова по книге и сценарию Александра Солженицына (возможно, еще отметит через год). Фильм, впрочем, не был включен и в число номинантов “Ники”, а о его награждении Юлий Гусман объявил прямо на церемонии.
Наконец, последняя задача. Как сделать, чтобы одни и те же люди, посещающие обе церемонии, получали разные впечатления? И она решена. Если “Орлов” раздают быстро (примерно за час) и организованно, то на “Нике” все то же самое занимает больше четырех часов. Забавна разница и в выборе вручающих награды. Если принцип “Орла” — непрерывно-династиче ский, то у “Ники” — контрастно-возрастно й. Вели церемонию молодые артистки-телезвезды — все как на подбор одинаково прекрасные. А статуэтки вручали в основном очень заслуженные ветераны советского экрана и сцены. И если главной проблемой “Орла” остается барство Михалкова, то беда “Ники” — юмор Гусмана, озабоченного тем, чтобы в телеэфире “Ника” выглядела не ветхой старушкой, а бодрой барышней. Вместе они делают совершенно выдающееся шоу.
Александр Стрелков
Для Ведомостей