4 апреля 2006 г.
Вешние воды
“Ледниковый период — 2” — веселый мультфильм про весну и смерть
Продолжени е мультфильма “Ледниковый период”, можно сказать, посвящено началу половодья. После глобального похолодания, произошедшего в первой части, наступило глобальное потепление. Прошло несколько тысяч лет, и все те же мамонт Мэни, ленивец Сид и тигр Диего снова спасаются от природного катаклизма.
Счастли вая жизнь в долине, окруженной ледяными стенами, заканчивается. Доисторическое зверье, почти сплошь саблезубое или рогатое, включая бобров и навозных жуков, вынуждено бежать от страшного потопа, который вот-вот наступит из-за стремительного таяния льда. Животные нестройной толпой бредут к спасительному бревну, которое якобы лежит на другом конце долины и должно стать их ковчегом.
Режиссер Карлос Салдана, снимавший и первую часть, принципиально ничего в своих героях не изменил. Строгий тигр грозен. Беззаботный ленивец болтлив. Флегматичный мамонт печален. Печалится мамонт по-прежнему оттого, что он — единственный представитель вида. А вся окружающая фауна тычет в него лапами, крыльями и клювами и дивится: вот, поглядите-ка, последний мамонт на земле, вымирающая порода, такого больше не встретите. Так что депрессия у животного возникла вполне закономерно.
Именно с ним и произойдет главное событие фильма. И будет это вовсе не потоп, а встреча с мамонтом женского пола по имени Эли. Эта барышня потеряла в детстве, когда наступило оледенение, родителей и была воспитана опоссумами. Поэтому и сама себя считает опоссумом со всеми вытекающими последствиями, что, в общем-то, дает повод для шуток в течение примерно трети мультика. У нее есть братья-разбойники, собственно, настоящие опоссумы, которые поставляют еще примерно треть шуток. Ну и последняя треть — это красноречие неумолкающего ленивца Сида. Дополняется картина парой-тройкой вставных музыкальных номеров, лучший из которых — торжественная песнь стервятников, ожидающих, когда все звери передохнут и наступит время большого обеда.
Не забыл Салдана и про лучшего персонажа первого “Ледникового периода” — саблезубую белку, одержимую желудем. Как и в прошлый раз, история про белку и желудь развивается параллельно и фактически это отдельный мультик, который связан с основным механически. В принципе, все эпизоды с белкой можно спокойно вырезать, собрать в отдельный фильм, и это будет совершенно замечательное самостоятельное произведение. Белка, в отличие от прочих, слава богу, ничего не говорит. Ее неудержимая страсть к желудю красноречивее любых слов. Именно на ней, кстати, держатся и рекламные ролики обеих частей. Но, видимо, растянуть эту историю на полный метр не представлялось возможным.
Основной же сюжет, как и положено, посвящен прежде всего семейным ценностям. Мамонт мальчик и мамонт девочка демонстрируют детям всю нехитрую механику: знакомство — ухаживание — семья. Причем временами своеобразно. Родители поступают довольно опрометчиво, когда ведут на мультик толпы несмышленых малюток. Интересно, что они поймут, когда на вопрос Эли, что, дескать, тебе нравится во мне больше всего, Мэни находчиво отвечает: попа — и с энтузиазмом добавляет: она большая. Или когда навозный жук катит коричневый шарик и ворчит: зачем нам это дерьмо, его и на новом месте будет достаточно, а жена ему отвечает: это подарок мамы. Хохмы, пожалуй, больше подросткового уровня. Им гораздо понятнее и ближе должен быть тот незамысловатый анархизм, на котором держится практически весь юмор “Ледникового периода”. Для взрослого человека он простоват, совсем малышей иногда даже пугает. Скажем, когда гриф парит над колонной зверей-беженцев и предупреждает, как во время авианалета, чтобы мамаши следили за своими чадами, иначе они будут съедены.
“Ледниковы й период — 2” помимо понятного сюжета про семью и самостоятельного аттракциона с белкой выходит еще на одну тему, которая не очень понятно кому адресована. В новом мультфильме оказалось неожиданно много смерти. Причем показанной не как это обычно бывает — с жалостливой диснеевской интонацией, — а бодро и цинично, вполне в духе все того же “Шрэка”. Весна идет, журчат ручьи, кого-то время от времени съедают. Стервятники кружат в небе. Мэни постоянно думает о вымирании. Сида пытаются принести в жертву соплеменники. Белка в конце концов почти попадает в рай. И хотя мамонты вроде как уцелели и дружной толпой отправились в светлое будущее, но мы-то знаем, что с ними было дальше. Странный, в общем, остается осадок.
Ведомости. Ру
Александр Стрелков
Для Ведомостей