Новости

15 апреля 2006 г.

Дом толерантности

Нов ые фильмы заигрывают с терроризмом и провоцируют ярость масс

Запрещенный мэром Москвы гей-парад уже в разгаре. Только не на улицах, а на экранах. Не успели отспорить по поводу "оскаровской" "Горбатой горы" и удивиться искусным перевоплощениям Джона Малковича в "Быть Стенли Кубриком", как фирменным блюдом фестиваля "Весенняя эйфория" и хитом кинопрессы стал "Завтрак на Плутоне". Это новая картина вообще-то отличного режиссера Нила Джордана ("Интервью с вампиром"), вышедшая вчера на экраны.
Некоторые коллеги по критическому цеху считают фильм "гениальным". Для кого-то он даже "оставляет ощущение абсолютного шедевра". Привожу эти мнения для равновесия - мое ощущение фильма прямо противоположно: он скучен и неприятен. Потому что пуст его герой, неинтересно его рассматривать.
Стру ктура повествования - мелкие, иной раз на полминуты, главки из дневника, который ведет главный персонаж картины Патрик. Он мечтает о смене пола, а пока пробавляется случайными связями и проституцией. У него игривое прозвище "Котенок", и он ходит в длинном дамском пальто с мехом и брюках-клеш. Он был рожден похотливым попом в минуту греха, когда тот соблазнил служанку, и с той поры ушиблен головой. Ненавидит отца и пытается отыскать неведомую мать. Действие происходит в начале 70-х на фоне вечной ирландской войны за независимость. Этот фон в фильме играет вторую, вслед за Патриком, ключевую роль: время от времени в кадре прячут и находят оружие, маршируют с народно-освободитель ными плакатами и взрывают танцульки. Есть и плотный музыкальный фон из хитов "андрогинного глэм-рока" (цитирую восторженную аннотацию к фильму) тех же 70-х - он, возможно, и вызвал у моих коллег приступ ностальгии.
Своего героя\героиню актер Киллиан Мерфи ("Иллюзия полета") играет на уровне физиологии: старается передать тип человека без пола, устоев и цели. Говорит чахоточно безвольным голосом, не ходит, а мелко трусит, манерничает и так педалирует безмозглость персонажа, что практически с ним сливается. Боюсь даже, что эта маска к способному актеру прилипнет - теперь очень трудно будет увидеть в нем мужские черты. В актерском деле такое надо именовать натурализмом - прием рискованный, способный вместо эстетического чувства вызвать физиологическое отвращение. Вот так же неприятно было бы на протяжении двух часов лицезреть теленка с двумя головами. Теленок имеет право на существование и сочувствие, но это уже предмет не искусства, а медицины.
Проблема фильма не в секс-ориентации. Его проблема - в отсутствии верха и низа. В отсутствии понятий "хорошо" и "плохо".
Актерское ремесло, конечно, связано с перевоплощением, но и с оценкой героя тоже. Второе даже важнее первого. Оно отделяет исполнителя от персонажа, сообщает смысл появлению в фильме именно такого героя. В "оскаровском" фильме 1999 года "Парни не плачут" Хилари Суонк играла девочку, которая по природе была мальчиком, выдавала себя за парня и страдала от всеобщей вражды. Актриса замечательно перевоплощалась, но кроме мужских замашек, у ее героини было много иных достоинств, способных заставить зрителя ей сострадать. "Я так страдаю!" - жалуется женоподобный юноша из "Завтрака на Плутоне", не обнаруживая никаких иных качеств, кроме способности торговать своей плотью. Ничего другого он не умеет и уметь не хочет, и вопрос, зачем нам полтора часа копаться в извивах патологически пустой души, остается без ответа. Нилу Джордану здесь не изменило его мастерство, но изменил вкус.
Переодевание мужчины в женщину, бывшее любимым приемом эксцентрических комедий от "Тутси" и "В джазе только девушки" до наших "Масок" и "Городка", вдруг стало самой актуальной из проблем - уже как бы всерьез. Перед актером поставлена задача не изобразить женщину, а стать ею. Это примерно та же задача, что стоит перед персонажами стартующего сегодня на ТВ ток-шоу He,s Lady, которое у нас выйдет под стыдливым названием "Настоящий мужчина" - там тоже парни будут становиться девицами, познавать вкус макияжа и пытки высоких каблуков. Но такое перевоплощение само по себе не может быть художественной целью. Это всего только провокация, способная заодно породить новый всплеск общественной нетерпимости.
Однов ременно с "Завтраком" на экраны выходит картина, появлению которой обрадуются скинхеды: даже в афишах, которыми увешана Москва, они увидят родную стилистику. "V значит вендетта" формально - сказка. В ней собраны знакомые мотивы от Красавицы и Чудовища до "Призрака оперы", от антиутопии "1984-й" до Эдмона Дантеса и "Фантомаса". Картина поставлена по сценарию братьев Вачовски Джеймсом Мактиком, работавшим на их "Матрице" ассистентом. В основе - комикс 80-х. Автор комикса (он предпочитает называть свои творения графическими романами) - Алан Мур, по его сюжетам сняты "Лига выдающихся джентльменов", "Константин", "Из ада". Переводя книжку-картинку на экран, Вачовски многое добавили, стремясь сделать ленту актуальной. Герой-взрыватель, например, назван террористом.
Действ ие происходит в Англии недалекого будущего. Страной правит диктатор Сутлер (этого персонажа с именем и внешностью, напоминающими Гитлера, играет Джон Херт). Страна в разрухе, введены продуктовые карточки, сопротивление подавлено, народ безмолвствует, и есть только один человек, дерзнувший бросить режиму вызов. Он ходит в черном плаще и усатой маске, себя называет V. Сутлер видит в нем своего главного врага и поручает агенту полиции Финчу его выследить. В союзниках у V красотка Эви (стриженая "под ноль" Натали Портман). Роль V играет Хьюго Уивинг, хотя играть ему нечего: маска неподвижна и во всех коллизиях мертва.
Занятен музыкальный ряд фильма - его диапазон от "Роллинг Стоунз" до "Боже, царя храни" из увертюры Чайковского "1812 год". Атмосфера - как в оруэлловских антиутопиях. Как авторы "Дневного дозора" рушат Москву, авторы "V" со смаком взрывают Лондон, разбивая компьютерные макеты Вестминстера и Биг-Бена. Картина рассчитана на зрителей от 14 до 19 лет - для более взрослой аудитории она банальна и потому скучна. Но стоит вдуматься, что показывают детишкам. Романтически вздрюченный террорист взрывает Лондон, и мы должны видеть в нем героя. Не значит ли это, что вскоре нам предложат восхититься Прекрасными принцами, направившими захваченные "Боинги" на Всемирный торговый центр?
В одной из недавних "душеспасительных" передач канала "Союз", пополнившего ряды православного телевидения, некий профессор некоего провинциального университета уже вполне отождествил понятия "терпимость" и "дом терпимости", яростно отрицая любую толерантность. Повод опасному жонглированию базовыми понятиями, надо признать, дают подобные фильмы и телепередачи: они эти категории уравняли до неразличимости.
Изв естия. Ру
Валерий Кичин

 

Главная страница
Новости
Фильмы по алфавиту
Фильмы по жанрам
Фразы из фильмов
Новинки сайта
Актеры
Афиши
Услуги
Загрузить
Регистрация
Форум
О проекте

#