10 мая 2006 г.
Доктор Живаго открыл для себя вкус хлеба
Сегодня НТВ начнет показ первой российской экранизации романа Пастернака. Наш кинообозреватель Стас Тыркин уже успел посмотреть сериал
Зрителей, собирающихся «сличать» сериал Александра Прошкина с романом Бориса Пастернака, подстерегает разочарование. Титры фильма не скрывают, что он снят ПО МОТИВАМ знаменитой книги. По-другому экранизировать поэтическую прозу Пастернака просто нельзя.
Провал новейших «Мастера и Маргариты» и «Золотого теленка» подтвердил очевидное: литература и кино - разные виды искусства. И литературному произведению нужен ПЕРЕВОД на язык кино, а не перенос на экран страницы за страницей.
Сценарий
В сериале Прошкина по сценарию Юрия Арабова витает дух Пастернака. С «буквой» же знаменитый драматург (в его активе - приз Каннского фестиваля за сценарий к фильму Александра Сокурова «Молох») обошелся вольно. Вычленил из неподъемной толщи романа центральный любовный многоугольник (Лара - Комаровский - Антипов - Живаго - Тоня), что-то отбросил, что-то дописал, а остальные важные линии пустил пунктиром. Вивисекция жесткая, но необходимая: мускулистая драматургия столкнула героев прозы Пастернака друг с другом, а не только с Большой историей.
Актеры
Все силившаяся уйти от ролей «девочек-припевочек» , Чулпан Хаматова играет Лару «лярвой, пробы ставить негде» и - нежной душой. Без натяжек можно сказать: на сегодня это лучшая работа молодой звезды в кино. В роли Комаровского Олег Янковский дает мастер-класс актерской игры - тем более выдающийся в пору полной девальвации его профессии на телеэкране. Олегу Меньшикову досталась самая трудная роль, поскольку Живаго - не герой, а «отсутствие героя». Призма зрения, через которую писатель смотрел на страшный ХХ век.
Меньшиков
После ряда громких провалов Меньшиков вытаскивает на своих плечах весь 11-серийный фильм. Играя невыигрышную роль человека, который не действует, а размышляет, пишет стихи (к счастью, за кадром) и иногда оперирует (в кадре, с предельным натурализмом). Когда Меньшиков - Живаго произносит знаменитую пастернаковскую строчку «Во всем мне хочется дойти до самой сути...», ему - как ни странно - веришь.
В фильме есть изумительные моменты, когда голодный Живаго, чуть надкусив кусочек сыра, предложенный ему палачом Антиповым - Стрельниковым (достойная внимания работа Сергея Горобченко), откладывает его. И еще один - когда отупевший и почти расчеловечившийся в партизанском отряде герой Меньшикова вылавливает из миски с молоком кусочки хлеба и заново открывает его вкус.
Режиссер
То, что постановщик «Холодного лета 53-го» и «Русского бунта» Александр Прошкин умело перенесет на экран ужасы отечественной истории, сомнений никаких не было. Это практически его специализация. А вот то, что он сможет создать на экране теплую дореволюционную атмосферу «дворянского гнезда» Громеко, стало большим сюрпризом. Поместив своего Живаго между раем мирных рождественских посиделок и адом гражданской войны, между домашней, преданной Тоней и своевольной, мятежной Ларой, Прошкин заставил и зрителей переживать и метаться. А все потому, что сделал по мотивам выдающегося романа настоящее кино - с героями, конфликтом, атмосферой. Не всегда ровное, но далеко превосходящее по качеству едва ли не все, что снимают сегодня у нас и для больших экранов.
Комсомольс кая Правда. Ру
Стас ТЫРКИН