Новости

26 мая 2006 г.

Вавилонское столпотворение

Ме ксиканский режиссер предостерегает от глобальной паранойи

Валерий Кичин

На Каннском фестивале образовался второй лидер конкурса - новая картина мексиканца Алехандро Гонзалеса Иньяриту "Вавилон" (в нашем прокате она выйдет под названием "Вавилонское столпотворение").Теп ерь "Вавилон" идет к победному финалу ноздря в ноздрю с фаворитом нынешнего фестиваля - "Возвращением". Но в отличие от умиротворяющего фильма Педро Альмодовара он жесток и временами труднопереносим.Эта картина, трактующая проблему новой некоммуникабельности в глобальном масштабе, состоит из трех пересекающихся сюжетов, действие которых происходит на территории четырех стран и трех континентов. Куски этих историй в фильме даны вразброс, без видимой логики, но в атмосфере высокого эмоционального напряжения и лишь к финалу образуют нечто целое - все ружья (в данном случае винчестеры), купленные для невинной защиты овец от шакалов, в конечном итоге выстрелят трагически и непоправимо, причем эхо разнесется по всей земле. Фильм начинается с инцидента, когда выпущенная для пробы пуля поразит молодую американку, которая, пытаясь оправиться после смерти дочери, путешествует с мужем по экзотическим окрестностям Сан-Диего. С этого и начнется цепь закономерных случайностей, и вкупе они оставят острое ощущение нарастающего абсурда и эфемерности нашей цивилизации: ее тонкий слой каждый миг легко может быть разрушен. То, как разнородные истории, случившиеся в Южной Америке, в Токио или в Марокко, образуют единство по имени Вавилон, отмечено выдающимся мастерством - драматургическим и режиссерским. Картина напоминает и о некогда прославленной, но угасшей было мексиканской операторской школе, и, если бы на фестивале был приз за лучшее изображение, работа Родриго Прието получила бы высшую награду. Рядом со звездами первой величины - Кэйт Бланшетт, Брэд Питт, Гаэль Гарсиа Берналь, Адриана Барраза - в фильме хорошо играют актеры-непрофессиона лы.На пресс-конференции Иньяриту говорил о параноидальной страсти американских властей во всем находить следы террористов (в его фильме подросток, сразивший шальной пулей героиню Кэйт Бланшетт, тоже был объявлен террористом). "Соединенные Штаты, - сказал он, - одержимы идеей власти и творят кучу ошибок, вынуждая другие страны объединиться в "войне с террором". Этот охвативший планету страх, который приводит к непониманию и отчуждению людей и стран, стал исходной точкой и темой его картины. Как и "Фаренгейт 9\11" Майкла Мура, фильм был экстатически принят каннской публикой, которая антиамериканским выпадам всегда почему-то особенно рада. Фильму пророчат одну из высоких наград на фестивале. На его каннской премьере ожидали приезда Кэйт Бланшетт и Брэда Питта, но последний прислал из Намибии мейл с сообщением, что ждет пополнения семейства: его подруга Анджелина Джоли вот-вот должна родить и он не может ее оставить. Если Алехандро Гонзалес Иньяриту склонен к апокалипсическим настроениям, то француженка Николь Гарсиа называет свое пятое детище "Как сказал Чарли" "оптимистической трагедией". Действие ее конкурсного фильма происходит в течение трех дней на дивном ландшафте ухоженного городка на побережье Атлантики, где мэра более всего волнуют проблемы паркового хозяйства, и особенно симпатичная садовница. Сюжет тоже довольно запутан, к любовным треугольникам приплетена почти детективная, слегка в духе "Двух капитанов", история предательства в некоем арктическом рейде. А задача связать сложные отношения шестерых персонажей в один узел доверена седьмому - 11-летнему мальчугану Чарли, глазами которого все увидено. Большая часть картины снята ручной камерой, чуть снизу вверх, в черновой фонограмме только реальные шумы, музыки почти нет, и умение режиссера из бытовых подробностей соткать штормовые ветры жизни - самая сильная сторона фильма. В нем играют первые звезды французских и бельгийских экранов, среди них Бенуа Мажимель ("Пианистка").Разоча ровал каннскую аудиторию новый фильм Софии Копполы "Мария Антуанетта". Снятая в роскоши Версаля костюмная драма о жизни австрийской принцессы с момента ее торжественного прибытия к французскому двору до штурма дворца разъяренной толпой оказалась тяжеловесной, скучноватой, сопровождалась ироническими смешками, и после ее окончания разрозненные хлопки смешались с дружным "бу-у!", несмотря на постмодернистский рок-н-ролльный саундтрек и довольно милую Кирстен Данст в заглавной роли.Не утихает эхо скандала вокруг фильма Лу Е "Летний дворец". Китайские власти, напомню, раздражены картиной, которая мало того, что раздела своих героев догола и показала кровавую расправу над студентами на площади Тяньаньмынь, но и проникла на фестиваль в обход китайской цензуры. Волны этого раздражения доносятся до Лазурного берега и приводят китайских кинематографистов в Канне в крайне нервное состояние. На пресс-конференции картины Фен Сяогана "Банкет" журналистов сразу же попросили не отклоняться от этой темы и не задавать вопросов общего характера. Когда же репортер из Бельгии все-таки спросил о цензурном скандале вокруг "Летнего дворца", его резко оборвали, даже не дав закончить фразу.
Российская Газета. Ру

 

Главная страница
Новости
Фильмы по алфавиту
Фильмы по жанрам
Фразы из фильмов
Новинки сайта
Актеры
Афиши
Услуги
Загрузить
Регистрация
Форум
О проекте

#