23 ноября 2006 г.
Вышел “Остров” из тумана
После премьеры Марина Голуб захотела уйти в монастырь
Публика на премьере фильма Павла Лунгина “Остров” была особой, несуетливой. Может, сказалось присутствие отца Косьмы в рясе, который привлекался для съемок как консультант, а стал настоящим другом. Оживление вызвало разве только появление Маши Мироновой и Никиты Михалкова, который долго позировал вместе с дочерью Надей, а после скрылся в зале с Сергеем Гармашом. Также на премьере были ведущий “Русского лото” Михаил Борисов и режиссер Андрей Эшпай.
“Остров” получил главный приз IV фестиваля отечественного кино “Московская премьера”, одним из учредителей которого является “МК”. А Петра Мамонова лучшим исполнителем мужской роли назвало жюри, состоящее в том числе из Арины Шараповой, Владимира Маслаченко, Дмитрия Диброва, Натальи Подольской, Никиты Белых…
Когда все заняли свои места, на сцену вышел Павел Лунгин вместе с внушительным составом съемочной группы: больше двадцати человек. Не хватало только Виктора Сухорукова и Дмитрия Дюжева — заняты на съемках.
— Так получилось, что я сегодня конферансье. Меня никто не представит. Меня зовут Лунгин, — начал режиссер. — Сегодня грустно-радостный момент. С одной стороны, это последняя возможность наблюдать съемочную группу почти в полном составе, а не по одному. С другой — сегодня наш фильм уходит в свободное плавание. Он уже не зависит от нас. И мне особенно приятно, что это происходит здесь, в “Октябре”, где в 1990 году мы вместе с Петром Мамоновым отпускали в такое же плавание мой первый фильм “Такси-блюз”.
Мамонов под общие аплодисменты прокомментировал:
— И ничего мы еще так вроде!
“Остров” — история особая. Редкая для нашего кино. Где говорится вслух о таких вещах, о которых современные люди не забывают, но размышлять о них уже не хотят и не умеют. Здесь церковь противопоставляется вере. Материальные ценности — духовным. “Тебе работа важней или сын?” — говорит отец Анатолий (Петр Мамонов) женщине (Ольга Демидова), приехавшей к нему на излечение с больным сыном, а та торопится на “большую землю”, боясь надолго отлучаться с работы. Грех — прощению. Всю жизнь отец Анатолий замаливал грех убийства, совершенного им под дулом немецкого пистолета во время Великой Отечественной. При этом Господь наделил его даром самому отпускать грехи — исцелять душу и тело. Удивительные женские роли — Нина Усатова в роли вдовы, 30 лет ждущей мужа с войны. Виктория Исакова, сыгравшая жену офицера, после гибели которого тронулась умом. Сцена изгнания из нее бесов — одна из лучших в картине. По-новому открылся Дмитрий Дюжев в роли отца Иова. Очень интересен и неожидан Виктор Сухоруков в роли настоятеля монастыря отца Филарета (об этом он подробно сам рассказывает в номере “МК” от 11 ноября). Работа Петра Мамонова потрясающа и многолика — требует отдельного размышления и исследования. Отец Анатолий, творивший чудеса с людьми на экране, получивший-таки прощение, закрыл за собой крышку гроба там, на “Острове”, забыв сотворить чудо с нами здесь. Уходя, сказал:
— Живи как живешь. Только не твори греха большого.
ХОТЕЛИ ЛИ ВЫ УЙТИ В МОНАСТЫРЬ?
Действие картины разворачивается среди монахов, живущих на острове, поэтому “МК” задал вопрос присутствующим, думали ли они когда-нибудь уйти в монастырь.
Оператор фильма Андрей Жегалов:
— У каждого человека есть свой монастырь, в который он периодически вхож. Это такой остров, на который можно попасть в любой момент. Иногда я туда удаляюсь, чтобы отдохнуть, а иногда просто иду в толпе людей, и вдруг раз — я уже там.
Актриса Марина Голуб:
— Это очень серьезный шаг. Я бы пожила в монастыре. Побыла бы рядом с этими людьми. Просто иногда наступает такой момент, когда понимаешь, что вокруг правды нет и есть такие люди, которые знают о ней гораздо больше. Не про смысл мира, а про вечность.
Директор представительства СТВ в Москве Кирилл Ануфриев:
— Иногда такие мысли возникали. Но, как видите, не решился. Для меня, наверное, уйти в монастырь — прежде всего спрятаться от суеты. У героев фильма же на это гораздо глубже причины.
Московский Комсомолец
Никита КАРЦЕВ