6 декабря 2006 г.
Пушкин: с Безруковым и без
“Последняя дуэль” Натальи Бондарчук
Автор фото: АЛЕКСАНДР КОРНЮЩЕНКО
“Пришло время узнать правду” — гласит слоган фильма Натальи Бондарчук “Пушкин. Последняя дуэль”. Картина еще не успела выйти на экраны, как сразу же вызвала самые горячие споры. Одни назвали ее чуть ли не истиной в последней инстанции, другие уверяли, что Пушкин там списан с анекдотов Хармса. Премьера фильма прошла в именном кинотеатре поэта — в “Пушкинском”. Солнце русской поэзии выпала честь изобразить Сергею Безрукову. В роли Натали — звезда сериалов Анна Снаткина. Данзас, друг и секундант, — Андрей Ильин, Лермонтов — Евгений Стычкин. Полковника Галахова, который вел свое расследование, связанное с гибелью поэта, сыграл Виктор Сухоруков. В роли жандармского начальника Дубельта — Борис Плотников.
А чтобы гости приобщались к истории еще до того, как рассядутся по своим местам в зрительном зале, у кинотеатра стояла карета, на которой смертельно раненного поэта увезли с дуэли, и рядом — экипаж Натали. В фойе прогуливались девушки в кринолинах и молодые люди в военных мундирах пушкинской эпохи.
— Для меня самым волнительным и счастливым моментом стало одобрение Александра Пушкина, одного из последних потомков поэта, — поделилась режиссер Наталья Бондарчук. — Он сказал мне, что в картине он увидел все то, о чем ему рассказывали родные.
Режиссер тепло поприветствовала со сцены съемочную группу. На сцену вышли дети Пушкина — юные актеры театральной студии “Бэмби”. Самой старшей “дочке” — 2,5 года. Один из главных виновников события — Сергей Безруков — не смог приехать. Но сын режиссера и композитор картины Иван Бурялев устроил сеанс телефонной связи. Он поднес мобильник к микрофону, чтобы актер поприсутствовал хотя бы голосом. А Ирина Безрукова с сыном принимали поздравления за него. Представляя Стычкина, Бондарчук выразила надежду, что продолжит с ним тему Лермонтова. Значит, не за горами фильм об еще одном великом поэте.
— Не стесняйтесь своих слез! — сказала Бондарчук. — Ведь они — любовь к поэту!
Для работы над картиной Бондарчук изучила множество документов, получила доступ в специальные архивы и представила свою версию последних дней жизни поэта. И свое видение окружения Пушкина. Вот только врагов в лице приемного отца Дантеса, барона Геккерена, графа Нессельроде, его жены, министра просвещения графа Уварова она изобразила как-то хрестоматийно, в духе советских учебников. Злодеи получились плоскими, как в плохом мультике: злобными, носатыми, некрасивыми обладателями всевозможных пороков. Режиссер даже посчитала нужным вынести на экран тему интимных отношений Дантеса со своим приемным отцом...
Московский Комсомолец
Лариса РЕЗНИКОВА