18 декабря 2006 г.
Режиссер Светлана Дружинина: На съемках приходится быть жестокой!
Роль Анфисы в фильме 1962 года «Девчата» стала для Дружининой прорывом на киноолимп.
Постановщица «Гардемаринов» отметила юбилей
Красотой Светланы Дружининой я была сражена еще в детстве, когда посмотрела фильм «Девчата». Как мне хотелось стать такой же ослепительной, как ее Анфиса! Поэтому первый вопрос Светлане Сергеевне, которая до сих пор (а ей позавчера исполнилось 70!) выглядит сногсшибательно, я задала из чисто женского любопытства:
- Каково быть настоящей красавицей?
- Ну что вы, я о своей персоне всегда была очень скромного мнения, - без всякого жеманства ответила она. - Нас так воспитывали. Мы никогда не думали о своей внешности. Занимались в цирковой школе, и там нас просили очень коротко стричь волосы. Мы все были немного гадкими утятами. И я в том числе. Длинные руки. Длинные ноги. Длинная шея. Я была очень шустрым, нервным, подвижным, азартным ребенком. Некоторые мамочки даже запрещали своим детям со мной дружить. Потому что я вечно придумывала что-нибудь этакое, от чего дети потом боялись спать...
- А сейчас девочек по-другому воспитывают. Глянцевые журналы и реклама создают культ красоты...
- И прекрасно. Но одной красоты мало. Сама по себе она счастья не приносит. Я знаю немало красавиц, у которых мужья имеют невзрачных любовниц. Дело ведь не в том, какой у вас носик - ротик - оборотик... Даже под самой прекрасной формой должно скрываться что-то еще. То, что всегда будет держать мужчину рядом с вами. Необходимо воспитывать в девочках достоинство...
Мне повезло: меня бог за макушечку вытащил из Марьиной Рощи, где я в детстве жила, и перенес из этой помойки, где и проститутки были, и воры, и убийцы, на самый Олимп - в балетное училище при Большом театре. Там нас учили быть Мужчинами и Женщинами: «Ты должен протянуть руку, как рыцарь. А ты должна подать ее, как великолепный подарок». Вот этой уверенности, что ты ОДАРИВАЕШЬ мужчину своим вниманием, мне кажется, и не хватает многим женщинам. У нас полно фантастически красивых женщин, которые почему-то испытывают комплекс неполноценности.
- Перед вами в жизни было открыто много дорог: в детстве вы выступали в цирке, потом танцевали в Большом, вели на телевидении первые КВНы... А выбрали кино. Не жалели об упущенных возможностях?
- Ни в коем случае. Мне было 18 лет, когда меня пригласили сниматься в комедию «За витриной универмага». И тогда я вдруг узнала, что существует изумительный мир, который объединяет в себе все: и музыку, и балет, и вокал, и драматическое искусство... Разве можно его было на что-то променять?! Я сожалею только об одном: надо было чуть попозже родиться, эдак лет на 10 - уж очень интересно сейчас снимать кино. Столько возможностей! Но тогда бы у меня не было того опыта, который дала война. А ведь она невероятно мощно сформировала мою личность. И чем дальше я ухожу от того времени, тем ярче становятся детали.
Помню, как меня чуть не затолкали в День Победы. Я тогда подбила ребят сбегать на Красную площадь. А туда хлынула вся Москва. В толпе мы потеряли друг друга из виду. И я оказалась одна. Была страшная давка. Там многих просто затоптали. А меня спас случай. Над площадью кружила огромная стая черных птиц. Одним из залпов салюта была ранена галка. Она летела вниз и орала. Люди отшатнулись - и галка свалилась прямо к моим ногам. Я подняла ее, и мне начали уступать дорогу: «Пропустите, девочка раненую птичку несет». Так меня выпустили с Красной площади на Манежную, на улицу Горького... Когда я наконец пришла домой (все дети уже давно вернулись), мама ко мне прижалась и сказала: «Это судьба, Господь тебя спас».
Так вот, родись я лет на 10 позже - и не было бы у меня в жизни этого шикарного эпизода, а без него и я была бы другой... Кстати, в моем новом фильме из эпопеи «Тайны дворцовых переворотов» над Красной площадью и Кремлем тоже кружит стая ворон и галок. Для меня они от этого места неотделимы...
Муж Светланы Анатолий Мукасей частенько просит жену дома «не режиссировать».
Фото: Фото из семейного архива.
- Вы снимаете эпопею про XVIII век, когда Россией правил слабый пол. Женское правление было благом для страны или бедой?
- История уже ответила на этот вопрос. Век XVIII дал России и свободомыслие, и литературу, и живопись... Да, императрицам приходилось непросто - они были предметом обольщения, за их расположением охотились. Но надо отдать им должное: они четко разделяли будуар и кабинет. В том числе и Екатерина. Вокруг нее много скабрезных анекдотов. А ведь все ее фавориты - серьезные государственные мужи. Это ее «команда». Разве что Зубовы были исключением. Но тогда Екатерине уже было за 60, так что простим старушку... Она, кстати, единственная из своих предшественниц твердо знала, что будет императрицей, и готовилась к этому. Образованная, волевая. Немка до мозга костей и при этом истинно русская царица (недаром ее недолюбливают в Германии).
- У женщин в России есть шанс снова встать у руля власти?
- При таланте, хорошем образовании, умении чувствовать людей и создавать из них команду - почему бы и нет?
- Что такое власть, вы как режиссер знаете не понаслышке. Власть портит женщин?
- Она очень мешает быть женщиной. Иногда приходится вести себя жестко, почти жестоко. Чтобы остановить неразбериху на съемочной площадке и делать дело. Потом я прошу прощения. Кто-то обижается и уходит, а кто-то понимает и остается со мной. Конечно, профессия накладывает отпечаток. Иногда мне муж дома говорит: «Не режиссируй». Я ему тихо-тихо отвечаю: «Я не режиссирую, Толечка, я даю совет. А дальше поступай как хочешь». Дома я тише воды ниже травы.
Лучшие работы в кино
Актерские:
«За витриной универмага» (1956), «Дело было в Пенькове» (1957), «Девчата» (1962).
Режиссерские:
«Сватовство гусара» (1979), «Дульсинея Тобосская» (1980), «Принцесса цирка» (1982), «Гардемарины, вперед!» (1987), «Виват, гардемарины!» (1991), «Гардемарины-3» (1992), а также 6 фильмов из эпопеи «Тайны дворцовых переворотов. Век 18-й». В следующем году выйдут еще два фильма про время правления Анны Иоанновны.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Светлана Сергеевна ДРУЖИНИНА родилась в 1936 году. В 1955 году окончила хореографическое училище ГАБТа, в 1960-м - актерский факультет ВГИКа, а в 1968-м - режиссерский факультет.
Муж - Анатолий Мукасей, известный кинооператор.
Юлия ЖУКОВСКАЯ
Комсомольская Правда. Ру