Новости

16 января 2007 г.

Время белых обезьян

Юрий Мамин: “Не надо путать искусство с алкоголем”

Знаменитый создатель едких сатирических притч периода первоначального накопления капитала, Юрий Мамин снова взялся за старое. Скоро фильмография Мамина, включающая в себя такие хиты, как “День Нептуна”, “Фонтан”, “Бакенбарды” и “Окно в Париж”, пополнится еще одной картиной — “Не думай про белых обезьян”. Главные роли в фильме исполнят Алексей Девотченко, Михаил Тарабукин и дочь режиссера Катерина Ксеньева, а также Олег Басилашвили и Сергей Юрский. Нам Мамин известен как мастер абсурдистских комедий, социальных аллегорий и злободневной сатиры — специалист самого высокого уровня по выявлению абсурда нашей каждодневной действительности.


— Главное — обнаружить абсурдность быта, — начал разговор Юрий Мамин.
— А он абсурден, поверьте — надо просто уметь видеть. Есть такая пословица: “В каждой пустыне есть оазис, но не каждый верблюд найдет туда дорогу”. Если бы меня попросили сформулировать, что для меня как для автора в моей новой картине самое главное — это, пожалуй, сделать портрет сегодняшнего времени. И оно сильно отличается от того, что было пять или десять лет назад. Я хожу, смотрю, что-то записываю…
— Записываете?
— Ну да, по возможности. Правда, записки потом теряю, но в нужный момент самое главное потом всплывает. Но всегда надо иметь что-то впрок. Как-то, например, прибежала жена: “Ой, — говорит, — что я видела. Мужчина какой-то набросился на телефонную будку”. Я говорю: “Это гениально. Это будет одним из центральных эпизодов моего фильма”. И я его снял. Теперь это “Окно в Париж”, помните? А в “Бакенбардах” эпизод, как пушкинисты разгоняют демонстрацию, я подсмотрел в новостях по телевизору — это было в самом конце 80-х, тогда как раз происходили события в Грузии.
— Ваши фильмы всегда были такими кривыми зеркалами времени. Как вам кажется, в каком жанре выдержана наша реальность?
— Жанр в принципе не меняется. Как было при Салтыкове-Щедрине, так все и осталось. Еще были Гоголь, Ильф и Петров, Зощенко, Булгаков — они не умерли сегодня. Чем больше государство и его властные структуры пытаются привить какие-то высокодержавные мысли, воспитать в духе патриотизма и еще чего-то, тем больше появляется противоположная тенденция — найти изъяны в этих вещах. В советское время все дома были увешаны плакатами: “Вперед к коммунизму”, “Партия — наш рулевой”. Совершенно бессмысленные какие-то словосочетания, а мы под ними прожили всю жизнь.
Сегодня время смешное, много смешного происходит — смешного и страшного. Если воспринимать сердцем — можно инфаркт получить, а если головой… И у меня есть повод, чтобы обратить внимание на эти вещи, — мой фильм. Знаете, в чем разница между художником и зрителем? Зритель живет в этом мире, все происходящее вокруг кажется ему нормальным, само собой разумеющимся. А художник скажет: это абсурд и глупость. И когда он показывает это на экране и зритель видит и абсурд и глупость — происходит очень существенная вещь: перестройка сознания. Вот на это я и рассчитываю как раз.
— Картины, которые вас прославили, полны анархизма и отрицания, там — смех на обломках. Ваша новая картина “Не думай про белых обезьян” будет сильно отличаться от них по настроению?
— Я хочу показать, что в обществе не все в порядке — счастья-то нет. Человек, который ставит себе целью деньги и карьеру, приобретая это, счастливым не становится... Эта картина очень необычна для меня по форме: все диалоги написаны в стихах. Причем стихи не проговариваются, а произносятся актерами в четко заданном метрономом ритме. Стихи становятся как музыка — разный ритм и разный темп. Мне самому интересно, что в результате получится. Из года в год все мы говорим одни и те же тексты. Но зачем это делать так банально, когда можно зарифмовать. То есть рифма помогла нам избежать банальности в картине. У меня есть друг — замечательный поэт Вячеслав Лейкин, который переложил прозаические диалоги в стихи. Нам захотелось создать современное “Горе от ума”, чтобы фильм разошелся на цитаты.
— А почему путь вашего замысла до реализации получился таким долгим — почти десять лет?
— Не время было этим заниматься. Я долго не снимал — предлагали барахло всякое, с моей точки зрения. Я уже все-таки не юноша, понимаете… Сколько там картин мне осталось снять? Пока силы еще есть, но надо осмотрительно относиться к тому, что ты оставишь. Вам нравятся “Бакенбарды”? И я не хотел бы вас как зрителя подвести. Я хочу, чтобы вы сказали: да, этот человек продолжает быть верным себе. И вот сейчас пришло время “Не думай про белых обезьян”. Общество за эти годы отстоялось, приобрело какую-то форму — мы видим, что с ним стало. Возникли маяки в виде олигархов, у молодежи появилась цель — стать такими же, как они. Возникла новая система ценностей, новые, чуть приблатненные, вкусы, попса из ресторанов пробралась на эстраду и стала нормой жизни. Люди стали писать неграмотно, даже литераторы неграмотно говорят с экрана, не стесняются материться с экрана — новая культура, навязанная невежественными богачами, хозяевами жизни, которые за все платят. Как купчики развлекались: “Эй, человек, поймай мне кота и покрути ему яйца по часовой стрелке!” Этого быть не должно. Можно смириться, уйти куда-нибудь в сторону, а можно оказать сопротивление. Я пытаюсь это делать. — Вы следите за тем, что сейчас происходит в российском кино?
— Сегодняшнее кино дает пищу для глаз и ушей, но не дает пищи для ума и для сердца. Я хожу в кино в поисках этой пищи, я как зритель хочу смотреть кино, которое, как хорошая литература, открывает для меня новое, расширяет мой кругозор, в чем-то убеждает меня еще больше, в чем-то заставляет усомниться. Искусство — вещь воспитательная, искусство — не способ забыться, не путайте его с алкоголем.
— Какой опыт вы хотите, чтобы пережили зрители вашей новой картины?
— Я хочу, чтобы человек, посмотревший фильм “Не думай про белых обезьян”, понял, что общество, которое избрало мерой всех вещей деньги, — общество убогое. Герой моей картины исповедует нормальный на сегодняшний день лозунг — бери от жизни все. Он молодой бизнесмен, который неожиданно сталкивается со странноватыми людьми с другими жизненными принципами.
— Вы верите, что ваш бизнесмен может измениться?
— А он не меняется. Он пытается измениться. Бизнесмен предает этих людей, а когда добивается своих целей и действительно становится состоятельным человеком — он не испытывает того счастья, которое, казалось бы, должен испытывать, достигнув всего. Он грустит. Он потерял что-то важное, и об этом ему напоминают белые обезьяны.
— А кто такие эти белые обезьяны?
— Есть такая восточная притча. Однажды к старому мудрецу пришел молодой парень и попросил помочь ему стать ясновидцем и открыть в себе третий глаз. Мудрец говорит: “Ничего проще нет. Не думай про белых обезьян”. — “Я и так не думаю”. — “Ну и не думай дальше”. Тот пошел спать.
А утром молодой человек пришел с красными глазами: “Что вы со мной сделали?! Я, например, ни о чем другом сейчас не могу думать, кроме как об этих проклятых обезьянах”. — “Вот теперь попытайся не думать. Это будет начало твоего пути”.

Московский Комсомолец
Андрей ФЕРЗЬ

 

Главная страница
Новости
Фильмы по алфавиту
Фильмы по жанрам
Фразы из фильмов
Новинки сайта
Актеры
Афиши
Услуги
Загрузить
Регистрация
Форум
О проекте

#