29 января 2007 г.
Птицы «Острова»
Фильм Павла Лунгина взял чуть ли не всех «Золотых орлов»
Итоги премии «Золотой орел» в этом году не вызвали ни споров, ни дискуссий, поскольку всем совершенно очевидно, что из пяти главных номинантов – «Дневного дозора», «Живого», «Изображая жертву», «Мне не больно» и «Острова» – последний фильм более всего соответствовал ожиданиям членов академии. Он хорошо сделан, сюжетно удален от опасной современности, лишен острых углов и без угодливости конъюнктурен – отдает дань уважения религии и церкви, но не расшибает лоб в поклонах Богу и не льстит его служителям. Иными словами, совершенно вписывается в представление о «мейнстриме». В итоге на «Остров» сели аж шесть золотых птиц – за режиссуру, за сценарий (Дмитрий Соболев), за операторскую работу (скончавшийся на днях Андрей Жегалов), за главную и второплановую мужские роли (Петр Мамонов и Виктор Сухоруков) и, наконец, за лучший игровой фильм.
Субботняя церемония, начавшись лихой перепалкой ведущего Ивана Урганта и «вручанта» Михаила Пореченкова, дальше как-то скисла и прошла без того огня и той выдумки, которые наблюдались в прошлом и позапрошлом годах. Даже «городковцы» Олейников и Стоянов, периодически выходившие на сцену и певшие куплеты на музыку и переделанные стихи Окуджавы, не блистали остроумием и, кроме старого «трехэтажного МХАТа», не выдали ничего смешного, а тройка молодых фигляров из «Комеди клаб» с тупой репризой про Кощея Бессмертного и его смерть смотрелась уж совсем убого.
Единственным всплеском, нарушившим монотонное течение церемонии, стала речь Петра Мамонова. Поблагодарив Бога и академиков, он назвал ажиотаж вокруг фильма «Остров» нездоровым, после чего вспомнил, что оператор «Острова» Андрей Жегалов умер на съемках другой картины из-за отсутствия в группе врача, и обратился к вопросам прекращения убыли населения и повышения рождаемости в России. Мамонов призвал русских женщин отказаться от абортов. «А не то скоро придется учить китайский, – пояснил Мамонов. – А у них Бога нет, вот они нам и покажут».
Как ни странно, «Остров» оставил некоторые номинации нетронутыми, и другим тоже достались кое-какие лавры. Приз за лучшую женскую роль получила Анна Михалкова («Связь»), опередившая своих соперниц Ренату Литвинову («Мне не больно») и Евгению Симонову («Многоточие»). Получив награду, лауреатка заметила: «Ну вот, все будут говорить: «Папа дал…» Впрочем, за ту же роль актриса номинирована на не зависимую от ее папы премию критики «Белый слон» и, весьма вероятно, будет номинирована на «Нику».
Как ни странно, «Остров» оставил некоторые номинации нетронутыми, и другим тоже достались кое-какие лавры. Приз за лучшую женскую роль получила Анна Михалкова («Связь»), опередившая своих соперниц Ренату Литвинову («Мне не больно») и Евгению Симонову («Многоточие»). Получив награду, лауреатка заметила: «Ну вот, все будут говорить: «Папа дал…» Впрочем, за ту же роль актриса номинирована на не зависимую от ее папы премию критики «Белый слон» и, весьма вероятно, будет номинирована на «Нику».
«Золотого орла» за лучшую мужскую роль на телевидении был удостоен Олег Янковский («Доктор Живаго»), выигравший соревнование у самого доктора Живаго (Олега Меньшикова) и у Евгения Миронова («В круге первом»). Если бы в рамках премии существовала номинация «Лучшая телевизионная роль второго плана», то в ней, несомненно, победил бы Андрей Смирнов, поистине гениально сыгравший старого зэка в том же «Круге первом».
Сериалы «Доктор Живаго» Александра Прошкина и «В круге первом» Глеба Панфилова были заслуженно признаны лучшими в своих номинациях («Длинный сериал» и «Короткий сериал»), хотя разница между ними всего в одну серию. Принимая награду, Александр Прошкин выразил сожаление, что Олег Меньшиков, сыгравший, по его словам, «человека с обожженной совестью», даже не был номинирован на премию.
Лучшим анимационным фильмом года академия «Золотой орел» сочла умело сработанную, хотя и лишенную присущего Пушкину изящества «Капитанскую дочку» Екатерины Михайловой, а лучшей документальной лентой – «С Романом Карменом… путешествие в молодость» Виктора Лисаковича, то есть картину, снятую младшим классиком кинодокументалистики о старшем классике.
В номинации «Лучший зарубежный фильм» без награды остались Вуди Аллен («Матч-пойнт») и Стивен Спилберг («Мюнхен»), а приз ушел Педро Альмодовару («Возвращение»). Ввиду неявки призера вручавший награду известный испанский ювелир Каррера подарил изготовленный его фирмой приз самому себе.
Безальтернативный приз «За вклад в мировое кино» на этот раз получил Роман Полански, которого собственноручно вынес на сцену Никита Михалков, повторив свой же номер двадцатилетней давности.
Новые Известия Ру
ВИКТОР МАТИЗЕН