9 февраля 2007 г.
Берлин в ушанках
Фильмом об Эдит Пиаф открылся 57-й Берлинский кинофестиваль. Россия присутствует гей-парадом и ушанками «Ночного дозора».
В развешанных на больших стендах расписаниях фестивальных показов названия почти всех фильмов уже заклеены оранжевыми бумажками. Это означает, что билетов нет. Поклонникам Берлинале, кажется, наплевать, какая тут программа - сильная, слабая - они всеядны, а потому готовы смотреть все подряд.
Зрителям, которые пришли поглазеть на первый проход звезд по красной дорожке, бесплатно раздавали пакетики с попкорном. Разошлись они быстро, потому что смотреть было не на что: напуганные снегопадом участники фестиваля, вывалившись из машин и пару раз для протокола улыбнувшись папарацци, быстро вбегали в теплый зал «Берлинале Паласта».
Героиней вечера стала француженка Марион Котильяр. Актриса, которую серьезные режиссеры вроде Тима Бертона, Абеля Феррары или Ридли Скотта видели в лучшем случае симпатичной подружкой главного героя, получила подарок от своего соотечественника Оливье Даана в виде роли «воробушка» Эдит Пиаф в его новом фильме. Открывшая фестиваль «Жизнь в розовом цвете», несмотря на классическую схему «тяжелое детство-путь к успеху-любовь-смерть», - байопик не совсем полноценный. В этом признался и сам режиссер, когда дотошные журналисты приперли его к стенке вопросами о реальной биографии Пиаф.
Выяснилось, что Даан намеренно отказался от общения с людьми, близко знавшими певицу, дабы не разрушать ее хрупкий образ, созданный в его собственном воображении.
В результате получилось немного странное кино, в котором ракурсы съемки и музыка значат гораздо больше, чем сюжет и содержание. Голос Пиаф звучит постоянно, Котильяр - загримированная до неузнаваемости, крашеная в жгучую брюнетку, кучерявая и сутулая, действительно играет, вот только понять, почему эту женщину с дурным характером так любили миллионы, совершенно невозможно.
Французы, от которых в этом году в конкурсе рекордное число картин - целых 4, не считая совместного производства, будут отвечать в основном за романтику. За столь любимую в Берлине политику отдуваться предстоит американцам. Стивен Содерберг, привозивший пару лет назад на Берлинале свой ремейк «Соляриса» с Джорджем Клуни в главной роли, в перерывах между «Друзьями Оушена» снял черно-белый фильм «Хороший немец» о работе разведчиков в разрушенных Берлине и Потстдаме в 45-м году. Роберт Де Ниро лично презентует «Ложное искушение» - почти трехчасовую драму об агенте ЦРУ, нелюбимую жену которого играет Анжелина Джоли. Датчанин Билли Аугуст прекрасно впишется в эту компанию со своим фильмом об охраннике Нельсона Манделы «Прощай, Бафана».
Отдельная часть программы - престарелые классики.
В прошлом году в Берлин приезжали Клод Шаброль, Сидни Люмет и Роберт Олтман. Все трое показали, что они еще ого-го, по крайней мере, никаких разговоров о творческой импотенции не было и быть не могло. Больше всего запомнились, конечно, великолепные «Компаньоны» Олтмана, до последнего дня ходившие в фаворитах и ставшие в итоге последним фильмом режиссера, скончавшегося прошлой осенью.
На этот раз конкурировать с молодежью будут 80-летний француз Жак Риветт, экранизировавший Бальзака и пригласивший на главную роль сына Депардье, и чех Иржи Менцель с фильмом о тяжелой жизни маленьких людей в оккупированной Советским Союзом Праге. С некоторой натяжкой, как слишком молодого душой, к этой группе можно отнести и Клинта Иствуда с его «Письмами из Иводзимы» - картине о битве американцев и японцев за остров в Тихом океане во время Второй мировой.
Настроение у жюри под председательством Пола Шредера, автора сценария лучших фильмов Скорсезе - от «Таксиста» до «Последнего искушения Христа», самое благодушное.
Как всегда пообещали, что будут судить по художественным достоинствам, а не по высоте политического или социального градуса, но про это они всегда говорят.
России в главном конкурсе опять нет. Ходили слухи, что приедет Сокуров со своим новым фильмом «Александра», действие которого происходит в Чечне, - тема как раз для политизированного Берлинале, но Сокуров так и не приехал. Вместо него гости фестиваля в одной из программ увидят документальную картину о том, как в Москве запрещали гей-парад, фильм Олега Сафаралиева «Прощай, южный город» и, самое главное, премьеру «Дневного дозора». Пару лет назад по случаю выхода первого фильма здесь закатили грандиозную вечеринку, на которой пьяные иностранцы, все как один нацепившие на головы шапки с красными звездочками, радостно отплясывали под «Жил-был на свете Антон Городецкий». Воспоминания, наверное, еще живы, поэтому новую партию ушанок - а вместе с ней и режиссера Бекмамбетова с Константином Хабенским - здесь ждут с особым нетерпением.
Газета Ру