21 февраля 2007 г.
Силовик без свойств
Мэтт Дэймон в роли основателя ЦРУ
премьера кино
В российский прокат под конспиративным именем "Ложное искушение" выходит фильм "Добрый пастырь" Роберта Де Ниро. Он появляется у нас всего через несколько дней после берлинской премьеры. В Берлине, этой исторической Мекке спецслужб, с ретросагой о ЦРУ ознакомился АНДРЕЙ Ъ-ПЛАХОВ.
Стоит запастись терпением: действие будет перескакивать из 1961 года в 1939-й и 1953-й, из Вашингтона в разделенный стеной Берлин, в Лондон и на Кубу времен карибского кризиса. Забросят нас на минуту и в детство героя по имени Эдуард Уилсон, потомка знатной семьи со скелетами в шкафу: мальчику придется стать свидетелем самоубийства отца. Спустя годы, окончив Йельский университет, этот романтический юноша, ценитель поэзии, вступит в тайное студенческое общество "Череп и кости" (через которое, например, прошли три поколения семьи Буша), окажется завербованным спецслужбами и, отвергнув любимую девушку, женится на дочери сенатора и сестре сослуживца. Служба его окажется специальной, хотя вначале еще не будет называться ЦРУ, ибо Уилсону (собирательный образ нескольких отцов-основателей) только придется сформировать эту славную организацию.
Не считая Мэтта Дэймона в ключевой роли, главных церэушников и фээсбэшников играют Алек Болдуин, Уильям Херт, и Джон Туртурро – голливудские многостаночники, готовые изобразить хоть гея, хоть черта, хоть дьявола, хоть Иисуса Христа. Но всех их переигрывает появляющийся реже всех сам Де Ниро – знатный шпион на костылях, мучимый простатитом и болями в суставах. Даже если мы приобрели кондиционного режиссера, актерская легенда Де Ниро все равно перевесит, в том числе и легенду шпионскую.
Последняя, впрочем, передоверена Мэтту Дэймону. Палитра этого артиста довольно однообразна, именно это качество пригодилось для роли человека, поставившего всю жизнь на карту служения родине, за двадцать с лишним лет почти не изменившегося внешне и не давшего пробудить в себе ни одной эмоции даже такой профессиональной красавице, как Анджелина Джоли. Кастинг – главная проблема этого фильма, по иронии судьбы получившего в Берлине "Серебряного медведя" за актерский ансамбль. Дэймон играет человека без свойств, слишком на него похожего, что делает этот эпический трехчасовой монофильм еще более длинным и монотонным. Джоли, напротив, выглядит несколько комично в роли брошенной жены, чей муж через неделю после свадьбы, успев еще до этого зачать ребенка, уезжает на целых шесть лет "спасать мир". Когда он наконец соизволит встретиться с супругой, она потупит глаза и скажет, что "один раз была с другим мужчиной".
Впрочем, кто знает, как там бывает у них, у шпионов? Роберт Де Ниро, человек, не раз ходивший по краям бездн в жизни и в творчестве, нашел очередной "инферно" в среде загадочных анонимов, опутавших мир задолго до изобретения интернета сетью кодов, тайных донесений, подслушивающих и подглядывающих устройств. Подобно тому, как сегодня многие предпочитают виртуальный секс реальному, так и Уилсон то и дело бегает от жены передавать шифровки: видно, что его влечет туда неодолимой силой, что в этих сеансах связи слились воедино профессия и подлинная личная жизнь, не чета семейной. Словно в зеркало Уилсон всматривается в образ своего двойника-противника из КГБ под шифром Улисс, и нет никого в мире ему ближе и роднее.
Искренняя смесь любопытства, восторга и омерзения, которую испытывает создатель к своему герою, делает это кино не похожим ни на какое другое. Ни на "Крестного отца", ни на "Конформиста", структуре которых "Ложное искушение" отчасти следует. Конечно, Де Ниро как прогрессивный художник развенчивает романтические мифы о разведслужбах, а герой Дэймона – рыцарь без страха и упрека – попадает в порочный круг отчужденности, одиночества и насилия. Но самое впечатляющее в фильме – та завороженность, которую пробуждают во взрослом режиссере подвиги разведчиков, их грязные дела во славу чистых идеалов. В этом смысле фильм если и напоминает что-то, то "Детей шпионов", тем более что именно от собственного сына Уилсону придется ждать самых ошеломляющих сюрпризов, перед лицом которых оказывается бессилен весь его шпионский гений.
КоммерсантЪ Ру