2 марта 2007 г.
Леди исчезает
Выходит фильм «Королева» – исследование переполоха в августейшем доме, вызванного смертью леди Дианы.
Где вы были, когда погибла леди Диана? Понятное дело, спустя десять лет после парижской трагедии уже трудно представить убедительное алиби. Впрочем, обвиняемый давно уже есть – Жестокий Мир, убивший сказочную принцессу. Он отныне остается единственным – королевская семья, на которую также возлагалась ответственность за эту смерть, теперь вне подозрений. Фильм «Королева» Стивена Фрирза, стал завершающей точкой в расследовании этой истории. Собственно говоря, Диана в картине – лишь имя, лицо с фотографий и телерепортажей, невидимая сила, сплотившая миллионы людей по всему миру в необъяснимом пароксизме горя. Главные герои – это свежеизбранный премьер-министр Великобритании Тони Блэр и королева Елизавета II. Политик, пришедший к власти на лозунгах обновления, модернизации страны, и женщина, несущая бремя живого символа национального духа, преемственности славных времен, когда над империей никогда не садилось солнце. И этим людям придется расхлебывать кашу, заварившуюся под сполохами фотокамер в злосчастном парижском тоннеле. »Даже мои похороны этого не предполагают…» – растерянно говорит милейшая старушка королева-мать. Удивительным образом степень нахальства Фрирза, взявшегося живописать вполне живых политиков и августейших особ, равна его элегантной сдержанности. Тщательно выстроенная картинка отсылает своей фактурой к документальности, а своей живописностью – почти к грезе. В этом тихом гипнотическом, часто комичном пространстве спален, столовых, пеших прогулок и рабочих кабинетов, интимной области частной жизни премьера и королевы, разворачивается удивительнейший анализ современности. Прямая спина и сжатые губы королевы, профессиональная улыбка премьера – постепенно становится ясно, что все это больше, чем жесты. И когда, выдохнув: «Меня еще никогда так не ненавидели», королева идет на уступки и ради Дианы общество одалживает план похорон королевы-матери, заменив членов августейших особ Европы на поп-знаменитостей вроде Элтона Джона, становится окончательной ясно, что Фрирз затеял эту историю ради вопросов столь существенных, что к ним даже не принято обращаться. Это власть и ее источник. Леди Диана, «королева сердец», как называли ее британцы, «народная принцесса», как назвал ее Блэр, была дочерью виконта и виконтессы. Леди она стала, когда ее отец принял наследный титул графа. В мифе о Диане она девушка из простой семьи, вышедшая замуж за принца, измученная его родней и трагически погибшая при попытке бегства. Обладая всеми правами на аристократическую традицию, родив наследников престола, она предпочла иной источник могущества – силу селебрити. Ее публичные интервью и признания, развод, шумная благотворительная деятельность, дружба с поп-звездами сделали ее более любимой и, в конечном счете, более влиятельной – во всяком случае после смерти. Газета Ру
Суть конфликта проста. Для Виндзоров смерть Дианы Спенсер, официально разведенной с принцем Чарльзом и переставшей быть членом семьи, – частное дело, причем не их, а Спенсеров. Для избирателей Блэра, принесших к Букингемскому дворцу буквально миллионы цветов, эта смерть – национальная трагедия, требующая национального траура и катафалка с караулом гвардейцев. В попытках Блэра убедить королеву в том, что глас народа – глас Божий, и пройдет большая часть фильма. Взаимопонимание почти невозможно. «Почему не приспущен флаг над резиденцией? Им просто наплевать?» – возмущаются люди на площади.
Королева, живущая по принципу «сначала долг, потом чувства», вместо благотворительности служившая во время войны автомехаником, часть бесконечно устаревшего и теряющего силу и смысл института, черпающая источник своей власти в традициях, долге, истории, мандате неба наконец, эту схватку проиграла. За весь спектр чувств, которые подобная ситуация может вызвать у главы королевского дома, Хелен Миррен заслуженно получила свой «Оскар».
Впрочем, когда заканчивается фильм, остается чувство, что настоящие королевы не проигрывают никогда.