7 апреля 2007 г.
Начальство прибыло
"Самый главный босс" в кинотеатрах
На российские экраны выходит новая офисная комедия "Самый главный босс". Фильм снят в Дании режиссером Ларсом фон Триером и рассказывает о фирме, работающей в области информационных технологий. Глава компании (Петер Ганцлер) так стремился нравиться всем сослуживцам и акционерам, что для непопулярных и жестких решений - вроде увольнений - выдумал мифического американского начальника. В глаза босса никто не видел, а директивы сотрудникам он спускал по электронной почте. Когда же фактический руководитель за спиной коллег задумал продать фирму иностранцу, тот потребовал встречи с "главным".
Хитрый директор, не желая раскрывать товарищам свое истинное я, нанял на роль заокеанского босса безвестного актера-неудачника (Йенс Альбинус). Служитель муз поначалу увидел в новой роли вызов его профессионализму, но потом так вжился в образ и заинтересовался коллегами по фирме, что перестал играть и начал действовать по обстановке.
Давненько Триер, выдающийся деятель современного кинематографа, не брал в руки таких простых, незамысловатых шашек. Точнее, почти 10 лет - со времен фильма "Идиоты", утвердившего пришествие догмы. Тот свод надуманных правил вроде бы ограничивал фильммейкера в средствах съемки, но на самом деле пробуждал невиданную творческую энергию: работа в заданных рамках всегда выходит точнее и чище. Наладив на родине производство лент, снятых в естественной среде ручной камерой, датский затейник огорошил кинообщественность "Танцующей в темноте" с Бьорк, и эта картина предвосхитила повальное увлечение мюзиклами. Затем в "Догвиле" и "Мандерлее" Триер предложил свой взгляд на Великую депрессию в США. Америку, где он никогда не был, автор нарисовал мелом на полу съемочного павильона, а участвовавшие в фильме голливудские звезды делали вид, что весь декор на месте: открывали несуществующие двери, прятались за отсутствующими стенами. Неизвестно, как далеко зайдет режиссер в последней задуманной им части "американской" трилогии, но сейчас он решил сделать шаг в сторону. Вернуться от международного английского к родному датскому, а от притч и аллегорий - к материальному миру среднего бизнеса. Хотя назвать "Самого главного босса" простым и незамысловатым можно лишь с оговорками. Триер и тут не преминул выступить в роли новатора, использовав необычную технологию съемок. Место оператора занял компьютер: он выбирает фокус, ракурс, так что актеры то и дело рискуют показаться в кадре не полностью. Визуально это напоминает любительскую фотосъемку на старую добрую пленочную "мыльницу". Там видоискатель расположен выше и левее объектива, поэтому вы снимаете не совсем то, что видите, и удивляетесь потом, почему у вас на снимках так много чистого неба и так невнятно вышли земля и люди. Триеровская система Automavision узаконивает "неправильный" способ съемки, а с компьютера взятки гладки.
Но вернемся к сюжету фильма. Подставной директор с неприятным удивлением узнает, что у каждого из сотрудников сложился свой образ босса, и если актер хочет ему соответствовать, то вместо одного характера ему придется воплощать полдюжины. А ведь есть еще зарубежный покупатель компании - грозный исландец, не скрывающий ненависти ко всем датчанам. Кстати, одной из лучших шуток Триера стало приглашение на роль покупателя исландского режиссера Фридрика Тора Фридрикссона. В жизни это милейший, мягкий, добрый человек, и видеть, как он изображает на экране бушующего монстра, уморительно. Насмешат публику и типажи сотрудников офиса, и престранные места тайных встреч актера с нанявшим его фирмачом: чтобы договориться о стратегии, фальшивый и настоящий боссы то катаются на детской карусели, то прогуливаются у слоновника в зоопарке, то отправляются на сеанс фильма Андрея Тарковского (Ларс фон Триер преклоняется перед творчеством этого режиссера, и особенно ему нравится тот эпизод из "Зеркала", что использован в "Самом главном боссе").
Фильм, как уже было сказано, снят на датском, в России выходит с титрами, не всегда отчетливо видными на светлом фоне. Однако на тот случай, если зритель чего-то не уловит, у Триера припасен ответ: персонаж Жан-Марка Барра. Артист, сыгравший во всех англоязычных фильмах Триера, не говорит по-датски. Поэтому здесь Барру остается только тщетно переспрашивать у коллег, что же, черт возьми, происходит в офисе. Так что если вы вдруг чего-то не поняли, попробуйте узнать у соседа по кинозалу.
http://gzt.ru